Перейти к основному контенту
РБК Бизнес-день ,  
4 047 

В Свердловской области бизнес и власть ищут способы помочь друг другу

В новых условиях власть выделила приоритетные отрасли, которым готова помогать. Главным критерием остается выпуск новой продукции, заменяющей иностранную.
Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург
Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

Каждый третий руководитель предприятия, опрошенный в 2024 году Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП), считает, что экономическая ситуация в стране ухудшилась, и рассчитывает на содействие государства. Наряду с льготными кредитами, субсидиями и налоговыми преференциями региональная власть предлагает бизнесу нефинансовые меры поддержки — программы повышения производительности труда, помощь со сбытом продукции и участие высокотехнологичных компаний в национальных проектах. Выгода власти в том, что устойчиво работающий бизнес создает новые производства и увеличивает региональный бюджет.

В рамках проекта «РБК Бизнес-день» владельцы малых и средних предприятий встретились с представителями законодательной и исполнительной власти, чтобы выяснить, чем они могут быть полезны друг другу.

Законные основания помогать

Один из примеров помощи бизнесу — газификация села Гарашинское под Богдановичем. По словам Людмилы Бабушкиной, председателя Законодательного собрания Свердловской области, об этом ее просили местные жители. Решение в пользу местных аграриев, которые без газа не могли конкурировать с другими предприятиями, принял губернатор Евгений Куйвашев. Когда газ пустили, в село пришли инвесторы, создавшие крупное сельхозпредприятие.

Людмила Бабушкина, председатель Законодательного собрания Свердловской области
Людмила Бабушкина, председатель Законодательного собрания Свердловской области

Сложность в том, считает Людмила Бабушкина, что нередко избиратели предлагают депутатам решать проблемы, которые относятся к компетенциям других ветвей власти, хотя задача регионального парламента — издавать законы, регламентирующие в том числе работу бизнеса. Например, все, что касается свободных экономических зон или финансовых инструментов вроде инвестиционного налогового вычета.

«В 2024 году налоговые вычеты, преференции и льготы в Свердловской области составили 29,5 млрд рублей, — говорит Людмила Бабушкина— Во многих регионах эта сумма вызывает удивление — там считают, что для бюджета это непозволительная роскошь. Мы такое решение считаем взвешенным и уже получили 157 млрд рублей экономического эффекта — новые производства, новые технологии, реконструкция предприятий, повышающая их производительность». По словам Бабушкиной, поддержка бизнеса оправдывает себя уже тем, что регион начал выпускать продукцию, которую раньше приобретал за границей.

Один из таких кейсов — опыт производственной компании «Гидронт». В 2000 году, когда на предприятии с оборотом 300 млн рублей работало 60 человек, его инвестиционный проект получил статус приоритетного. Речь шла о роботизированном производстве оборудования.

Алексей Матанцев, главный конструктор «Гидронта»
Алексей Матанцев, главный конструктор «Гидронта»

«Что такое государственная поддержка? Это хорошие витамины, которые позволяют предприятию расти быстрее, — рассуждает главный конструктор «Гидронта» Алексей Матанцев. — Нам удалось реализовать приоритетный инвестпроект в Свердловской области — это было очень увлекательно. Наверное, мы не так много сэкономили на налогах, потому что были еще малым бизнесом. Гораздо важнее поддержка компании на всех уровнях власти. Государство помогает бизнесу, который не пытается уйти в тень».

По словам заместителя губернатора Дмитрия Ионина, в результате удалось наладить выпуск изделий, которые прежде в регионе не производили.

В борьбе за производительный труд

Шесть лет назад Свердловская область одной из первых запустила национальный проект «Производительность труда», призванный обеспечить рост эффективности — не менее 5% в год — на предприятиях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и туризма. Условием участия в программе стала годовая выручка от 400 млн рублей. Одноименная областная программа для малого и среднего бизнеса, действующая с 2023 года, допускает участие предприятий с выручкой 200 млн рублей в год.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

«Нас обучали, как повысить выработку, — это действительно работает, — говорит Наталья Кузина, финансовый директор компании «Завод Неоплит». — Специалисты оказывают вам помощь — дают знания, обеспечивают определенным запалом, когда он пропадает. Иногда достаточно буквально пары недель, чтобы посмотреть на свое производство другим взглядом и снова начать расти».

К 2024 году экономический эффект «Производительности труда» в Свердловской области превысил четыре миллиарда рублей. Оценив результаты, Москва продлила эксперимент до 2030 года в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Это позволит оказать бесплатную помощь примерно еще двум сотням свердловских предприятий.

Оператором федерального проекта в Свердловской области стал Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (РЦК). Его задача — помогать уральским компаниям с внедрением инструментов бережливого производства, искать скрытые резервы и устранять потери.

По словам Салавата Ахмадиева, старшего руководителя РЦК, государство заинтересовано в поддержке эффективных предприятий, так как это способствует росту экономики. Кроме повышения производительности труда, позволяющей предприятиям стать более конкурентоспособными, компании — участники проектов могут получить льготные займы и налоговые преференции.

Салават Ахмадиев, старший руководитель РЦК
Салават Ахмадиев, старший руководитель РЦК

«За шесть лет программа помогла 260 свердловским предприятиям оптимизировать производство, сократить потери и в короткий срок — обычно за полгода — в полтора раза поднять выработку пилотных участков. Параллельно они на 40% сокращают затраты времени, а запасы незавершенного производства, по сути, замороженные оборотные средства, — на 42%. Это средние цифры, в некоторых компаниях они кратно выше», — говорит Салават Ахмадиев. По его словам, методология, применяемая РЦК, универсальна и подходит для любой отрасли.

Предприятиям, которые хотят стать привлекательными для государства и привлечь инвестиции, Салават Ахмадиев советует проанализировать бизнес-процессы и оптимизировать их с помощью инструментов бережливого производства. После окончания проекта предприятие сможет их использовать и масштабировать для производства в целом.

Одним помогают больше, другим — меньше

По словам Руслана Садыкова, министра экономики и территориального развития Свердловской области, одним из ключевых критериев для участия в программах господдержки остается размер заработной платы — экономику предприятия считают прозрачной при зарплате не ниже среднего уровня в регионе. Иначе могут возникнуть подозрения, что компания занижает налоговую базу по НДФЛ.

Руслан Садыков, министр экономики и территориального развития Свердловской области
Руслан Садыков, министр экономики и территориального развития Свердловской области

В некоторых отраслях это правило не действует, считает Екатерина Кондрич, глава одноименного швейного предприятия из Верхней Пышмы. По ее словам, без протекционизма со стороны государства компания не готова конкурировать с фабриками Киргизии, которые беспошлинно ввозят в страну китайское оборудование и материалы и пользуются льготным налогообложением. «Мы не защищены от товаров из ближнего зарубежья, потому что границы между Россией и Киргизией открытые, — говорит Екатерина Кондрич. — А мы, как добросовестные предприниматели, платим полный пакет социального налога, который почти 50%, закупаем материалы со всеми пошлинами и завозим оборудование с 20% надбавкой. Неравные рыночные условия не позволяют держать высокую зарплату и рассчитывать на помощь государства».

Выхода может быть два, говорят швейники — либо защитить российский рынок от дешевой иностранной продукции, либо создать для отрасли такие же льготные условия, как в Киргизии. Ни то ни другое парламенту Свердловской области не под силу. В министерстве экономики региона тем временем запросили у Кондрич информацию, подтверждающую ее выводы, чтобы решить, какую помощь могут оказать.

Пересмотреть критерии входа в механизмы господдержки хотят и представители других отраслей, например, Роман Жуков, владелец мебельной фабрики «Финист» в Нижнем Тагиле. По его словам, на рынке корпусной мебели трудностей не меньше, чем у швейников. При распределении льгот он предлагает оценивать приверженность бизнеса традиционным ценностям.

Роман Жуков, владелец мебельной фабрики «Финист»
Роман Жуков, владелец мебельной фабрики «Финист»

«Страна переживает серьезный период. Почему в качестве критерия мы не рассматриваем участие бизнеса в развитии города, региона, страны — тех, кто поддерживает ребят на передовой? — спрашивает Роман Жуков. — Как председатель Совета ветеранов 12-го отряда спецназа «Урал», я объединяю для такой деятельности предпринимателей. И очень обидно, когда звонишь человеку, который получает от власти помощь, субсидии, говоришь, ну давай, поучаствуй, чем можешь. А он отвечает: мне это не интересно — пусть государство само разгребает».

Своими выводами Жуков поделился с представителями законодательной и исполнительной власти. В ответ Людмила Бабушкина заметила, что формула «благотворительность в обмен на государственные преференции» не работает, но в Свердловской области есть конкурс «Лучший предприниматель» — награду вручают бизнесмену, который больше других вкладывается в социальные проекты.

По железной дороге

В группе компаний «ANT-GROUP», участвующей в федеральном проекте по повышению производительности труда, признают, что поиск внутренних резервов дается непросто. «Сотрудникам приходится порой ломать себя об колено, обнаруживая точки роста», — говорит Денис Разумовский, заместитель директора по персоналу и работе с органами государственной власти.

Денис Разумовский, заместитель директора по персоналу и работе с органами государственной власти «ANT-GROUP»
Денис Разумовский, заместитель директора по персоналу и работе с органами государственной власти «ANT-GROUP»

По его словам, вопросы, связанные с GR, компания решает с помощью бизнес-объединений — Российского союза промышленников и предпринимателей, СОСПП, Клуба молодых промышленников, Уральской торгово-промышленной палаты. Одним из результатов совместной работы стали два выступления учредителя Группы компаний «ANT-GROUP» Антона Батакова о проблемах отрасли на встречах с президентом России Владимиром Путиным. Сейчас руководство «ANT-GROUP» интересуют перспективы развития логистической инфраструктуры страны, в частности, транзитный потенциал Северного морского пути (СМП) и проект «Сухой порт» в Свердловской области. Интерес вызван активной диверсификацией деятельности Группы компаний, которая ведет переговоры об экспорте продукции с заказчиками из стран БРИКС, начатые летом 2024 года на выставке «Иннопром».

«Благодаря исчерпывающим мерам господдержки — льготным займам, субсидиям и налоговым преференциям — себестоимость продукции удается снизить. Но все упирается в вопрос, связанный с доставкой до конечного потребителя, — объясняет Денис Разумовский. — Операции транспортной логистики — последнее звено, определяющее конечную стоимость грузов. Поскольку Группа компаний работает с 44 партнерскими заводами, нам удается оптимизировать маршруты внутри страны. Экономику будущих экспортных поставок надо просчитывать заранее».

Помимо затрат на доставку грузов «ANT-GROUP», как профильную компанию, интересует строительство и реконструкция морских портов — до 2035 года правительство РФ намерено вложить в развитие СМП 1,8 трлн рублей.

Фото: Антон Буценко, РБК Екатеринбург

Руслан Садыков соглашается — государство ставит бизнесу задачу наращивать объемы внутреннего производства с прицелом на экспорт. При этом основную часть грузов, проходящих через Екатеринбург, перевозят по Транссибирской магистрали, наполовину заполненной составами с кузбасским углем. Они в приоритете. Грузы из других регионов тем временем простаивают. Альтернативный вариант — строительство коридора «Север — Юг» — от Каспийского моря через Екатеринбург до полуострова Ямал, затем — по Северному морскому пути на Дальний Восток и в страны Азии. Если этот проект реализуют, Екатеринбург станет основным сухопутным портом страны.

«На сегодняшний день вопрос с построением коридора «Север — Юг» из Екатеринбурга, с выходом на северный морской путь — очень важный проект, который позволит и разгрузить, и нарастить наши экспортные мощности, — говорит Руслан Садыков. — До того как «сухой порт» начал принимать и перерабатывать грузы, целые составы с Дальнего Востока шли в Москву, а потом возвращались к нам. Решение губернатора по сухому порту как раз позволило решить эту проблему».

Поиски денег на строительство участков железной дороги в проекте «Север — Юг» потребуют совместных усилий бизнеса и власти, считает министр.

Редакция РБК Екатеринбург благодарит Дом журналистов за предоставленную площадку.

Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура КитаяРБК и ВТБ, 14:03
На Пхукете задержали россиянина за торговлю марихуанойОбщество, 14:00
В аппарате омбудсмена заявили о трудностях с возвращением детей из ЕСПолитика, 13:58
«Прожить один день» и другие способы сберечь отношения в трудные временаPro, 13:58
ФСБ опубликовала беседу с агентом Украины под прикрытием RAND CorporationПолитика, 13:55
Глава МИД Венгрии выложил фото с пробежки по Воробьевым горам в МосквеПолитика, 13:50
В Хургаде четыре российских туриста погибли во время тура на батискафеОбщество, 13:47
Как добиваться желаемого в любом разговоре
Овладейте действенными техниками на интенсиве РБК Pro «Искусство убеждать»
Подробнее
Миллиардера Мошковича отправили под арест⁠Бизнес, 13:43
Путин наградил Москалькову орденом «За заслуги перед Отечеством»Политика, 13:40
Российского паралимпийца лишили золота Игр в Сочи за подмену допинг-пробыСпорт, 13:36
ЦБ зафиксировал 1 тыс. жалоб на «гибридные» вклады в 2024 годуФинансы, 13:36
В апреле выйдет сериал про майнинг в российской глубинке. ПодробностиКрипто, 13:30
В Саратове задержали причастных к 300 взломам телефонов для кражи денегОбщество, 13:29
Как живет авангардный «Театр в Театральном музее». И за что его любятLife, 13:28