Fashion-рынок Екатеринбурга готовят к модернизации за ₽30 млн
Стратегию модернизации по приглашению регионального правительства разработала команда петербургского Института развития индустрии моды Beinopen, авторы дорожной карты развития индустрии моды до 2035 года. Последний документ был подготовлен в рамках федерального проекта «Национальная технологическая инициатива». Согласно ему, за счет развития IT и пандемии у России впервые с конца 19 века появилось конкурентное преимущество в сфере моды и легкой промышленности. Это подтверждает статистика – в 2020 году объем экспорта одежды из России вырос вдвое. Однако, по данным Федеральной таможенной службы, наибольший объем приходится на Казахстан, Белоруссию и Украину.
«Мы много ездим по регионам, стараемся увидеть местную специфику и показать регионам рынок будущего, чтобы они уже занимали эти зоны, чтобы видели, куда нужно двигаться. Чем хорош Екатеринбург – здесь высокая сплоченность, которая мало где есть, и развита креативная индустрия, вкус, в той же архитектуре, благодаря школам и прошлым историям», – рассказал основатель Beinopen Алексей Баженов.
По мнению экспертов, модный бизнес будет развиваться в сторону новых технологических решений. Например, создания гибридных продуктов – одежды с элементами дополненной реальности или виртуальной примерки в «умных» зеркалах или смартфоне с помощью 3D-моделей одежды, а также пошива одежды по 3D-модели тела человека.
У Екатеринбурга есть все, чтобы стать международным центром таких решений, а с модернизацией индустрии моды город совершит экономическое чудо, уверены авторы стратегии.
«Именно здесь появляются бренды-газели, будущие единороги (в бизнесе Unicorns (с англ. – единороги) – частные стартапы, чья капитализация в короткие сроки достигла $1 млрд, – прим. ред.). Здесь их пять: UShatava,12 Storeez, SHU, Avgust, FriendSocks. Почему именно здесь они появляются? Разгадать и усилить это – вот наша задача», – добавил Алексей Баженов.
Разработка стратегии для Екатеринбурга велась на протяжении года. За это время прошло несколько встреч с представителями областного правительства и местными участниками рынка. Программа рассчитана на полгода и включает в себя три направления:
- образовательное – лекции о новых трендах на рынке, мастер-классы;
- акселерация местных бизнесов, работающих в сфере моды (фабрики тканей, швейные производства): антикризисный менеджмент, разработка нового бизнес-плана и маркетинговой стратегии;
- всероссийская конференция по итогам проекта, где выступят федеральные эксперты моды и IT и соберутся все участники рынка – от дизайнеров до поставщиков и производителей тканей. Она запланирована на декабрь.
В перспективе также предлагается создать бизнес-кластер, где на одной площадке будут собраны мелкооптовые производства, связанные друг с другом. Аналогичные проекты запланированы в технопарке «Калибр» в Москве и на площадке АФК «Система» в Санкт-Петербурге.
Однако финансирования у всех проектов стратегии пока нет. Институт направил предложение правительству Свердловской области. По опыту работы в других регионах, на декабрьскую конференцию в зависимости от наполнения программы потребуется от 8 до 20 млн рублей. Стоимость остальных проектов стратегии варьируется от 1,5 до 10 млн рублей.
Команда Beinopen планирует встретиться с главой мининвеста Викторией Казаковой на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Ожидается, что там будет принято окончательное решение по сотрудничеству.
Официально ведомство пока не подтверждает, что планирует финансировать проект.
«Эту стратегию институт разработал абсолютно бесплатно. Нам они интересны только технологией. Они могут предоставлять много платных продуктов. Если кто-то найдет в этих предложениях что-то интересное – пожалуйста», – сообщила заместитель министра инвестиций и развития Елена Хлыбова.
Институт моды Beinopen запустил аналогичные региональные программы в Калининградской, Ивановской и Ульяновской областях, Пермском крае. Сейчас готовят проект в Томской области. Во всех случаях 90–95% стоимости проектов выделяли региональные власти. Если в Свердловской области не удастся реализовать стратегию на бюджетные средства, институт будет искать частных инвесторов.
В выходные команда Beinopen приехала в Екатеринбург с образовательным проектом «Гастроли». Организатором выступил аутлет Brands' Stories (принадлежит девелоперской компании «Форум-групп»), где проходили лекции. Как рассказала директор по маркетингу Brands' Stories Outlet Ирина Титова, финансирование проектов в рамках стратегии не обсуждалось, но компания не исключает продолжения сотрудничества с командой Beinopen или местными организаторами.
«Например, в аутлете размещена галерея современного искусства площадью 340 кв. м. Здесь могут проходить коворкинги, мастер-классы, показы коллекций местных дизайнеров. Условия предоставления площадки обсуждаются, у нас нет цели заработать на этом. Гораздо важнее здесь социальная роль – помочь молодым предпринимателям быть услышанными, получить новые знания, заявить о своем локальном бренде. Если говорить глобально, у нас есть возможности сделать нечто большее для развития креативной индустрии в регионе, возможно, даже в виде создания креативного кластера. Если такие проекты интересны стратегически, то почему нет? Пока не обсуждали это предметно, но мы открыты к предложениям».
За день до «Гастролей» организаторы представили предварительную концепцию стратегии участникам рынка – поставщикам тканей, швейным мастерским, дизайнерам. Они поддержали проект и назвали четыре ключевые проблемы: низкий уровень менеджмента и сервиса, а также сложности с экспортом и маркировкой, введенной в 2021 году, и – главное – критическая нехватка швей.
По словам генерального директора компании Quokka Артема Миронова, за последний год в Екатеринбурге из техникумов выпустилось 13 швей. При этом мастерские ищут таких сотрудников десятками.
Совладелица бренда Ushatava Нино Шаматава также поддержала идею создания комьюнити, согласилась с коллегами и предложила решение:
«Проблема в неграмотности, отсутствии практических знаний, передаче этих знаний. У меня сейчас есть сотрудник, который закончил школу Антверпена (Школа менеджмента университета Антверпена, Бельгия), и невозможно передать, насколько он более осведомлен об индустрии. Он практикующий работник в домах моды с первого курса и ему преподавали практикующие работники. То же самое со швеями. Мы вынуждены придумывать пути привоза швей из Киргизии и искать место, где отшивать. Поэтому компания Ushatava готова принимать на стажировку студентов архитектурной академии и делиться стоками ткани, которые мы уже не используем».