Миллиардный спор о челябинском метро решат в Екатеринбурге
17 июля Арбитражный суд Свердловской области повторно рассмотрит спор о технологическом оборудовании, необходимом для строительства метрополитена Челябинска. Правительство Челябинской области и администрация города пытаются оспорить право собственности АО «Челябметрострой» (ЧМС) на подъемные машины, рудничные локомотивы и другую технику.
ЧМС с 1992 года занимался строительством челябинского метрополитена. В 2010 году федеральное финансирование прекратилось, а вслед за ним и работы на объекте. Под землей осталось технологическое оборудование, необходимое для прокладки тоннелей и их обслуживания: подъемные машины, погрузчики, вентиляторы, насосы, рудничные локомотивы.
Несмотря на «заморозку» проекта метрополитена, «Челябметрострой» продолжал работы по обслуживанию объекта, поскольку любой простой грозил городу аварийной ситуацией. Метростроители успели прорыть тоннель под рекой Миасс. По плану, прямо под руслом реки будет находиться самая глубокая станция «Торговый центр». Все время, пока стройка простаивала, необходимо было проветривать выработки, откачивать воду, обслуживать станции и шесть стволов подземки.
В 2020 году при мэре Наталье Котовой муниципальный контракт с ЧМС не был продлен. Новым подрядчиком по обслуживанию челябинской подземки стало ООО «Спецподземстрой». Компания родом из Екатеринбурга, где, например, строила тоннель и конструкции станции «Геологическая».
В Челябинске у компании начались проблемы. Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выяснило, что «Спецподземстрой» допустили к муниципальному контракту на опасном производственном объекте без необходимой лицензии. В 2021 году сотрудники челябинского Управления ФСБ провели в офисах екатеринбургской компании обыски в рамках уголовного дела по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере.
Позже «Челябметрострой» обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к «Спецподземстрою» о взыскании неосновательного обогащения за незаконное использование принадлежащего ему оборудования. Как следует из материалов разбирательства, ЧМС, уйдя из метро, не демонтировал технологическое оборудование. По версии челябинских метростроителей, «Спецподземстрой», выполняя муниципальный контракт, использовал оставшуюся под землей технику, которую ЧМС считает своей.
«Челябметрострой» оценил оборудование в 700 млн руб. К этой сумме компания добавила компенсацию за использование техники и неустойку. Сумма исковых требований составила 1,2 млрд руб. Ответчиками стали администрация Челябинска и екатеринбургский «Спецподземстрой». После того как метро передали в собственность области, соответчиком по иску также стало челябинское Минимущество.
Представитель «Спецподземстроя» в суде утверждал, что компания не пользовалась оборудованием «Челябметростроя». А чиновники заявляли, что оборудование принадлежит муниципальным предприятиям. Они предоставили суду приказы о включении в реестр городского имущества спорного подземного оборудования.
В свою очередь, юристы ЧМС предоставили документы о покупке и принятии ими техники на баланс. Кроме того, были предъявлены контракты с администрацией Челябинска, из которых следует, что они могли быть заключены только с законным владельцем оборудования.
«Спорное оборудование было оплачено по условиям контрактов заказчиком, в связи с чем последний приобрел на него право собственности», — пришел к выводу Свердловский арбитражный суд и отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляция признала правоту первой инстанции. Однако кассация отменила решение. Как следует из постановления суда, нижестоящие инстанции не убедились в том, использовал ли «Спецподземстрой» спорное имущество. Кроме того, не было установлено, какое именно оборудование было оплачено в рамках контрактов, а какое являлось собственностью «Челябметростроя». На этом основании суд Уральского округа отправил иск на повторное рассмотрение в свердловский арбитраж.
Строительство челябинского метрополитена получило второе дыхание в 2021 году, когда президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию напомнил о южноуральском долгострое. После этого появился проект метротрама — скоростного трамвая с подземными и наземными участками. Его строительство, на базе уже вырытых для метро тоннелей, оценили в 49,5 млрд руб. Подрядчиком новой-старой стройки стала компания «Моспроект-3».
Заявленные поначалу сроки окончания строительства — 2025 год, согласно сообщениям официальных лиц, снова сдвигаются. Вопрос РБК Екатеринбург о связи переноса сдачи челябинского метротрама со спором вокруг подземного оборудования в «Моспроекте-№ 3» переадресовали в правительство региона.
В Министерстве имущества Челябинской области на запрос РБК Екатеринбург ответили: «Строительство «Линии скоростного транспорта в городе Челябинске» осуществляется в соответствии с календарным графиком, которым предусмотрено выполнение проектных, подготовительных и начало основных работ в 2024 году. Основной этап строительства, согласно договору, планируется к выполнению в 2025 году. Пусконаладочные работы и запуск — в 2026 году. Имеющиеся судебные разбирательства не повлияют на сроки строительства. Решение по данной ситуации будет определяться в рамках судебного разбирательства в арбитражном суде».
При рассмотрении иска первой инстанцией представители «Челябметростроя» пытались заключить с администрацией Челябинска мировое соглашение, предусматривающее отказ от существенной части претензий. Но договориться не удалось.
«Любые лица, безвозмездно использующие оборудование ЧМС, смонтированное на площадке челябинского метрополитена, действуют незаконно, причиняют ущерб компании, ее кредиторам и акционерам. ЧМС использует все предусмотренные законом методы для восстановления нарушенных прав», — заявил РБК Екатеринбург конкурсный управляющий АО «Челябметрострой» Алексей Пархоменко.
По его словам, представители компании не оставляют попыток решить вопрос со спорным оборудованием путем переговоров.