Застройщики Екатеринбурга закрывают дворы от машин
Закрытые от автомобилей дворы, которые еще недавно были главным маркетинговым преимуществом лишь отдельных новостроек, быстро становятся нормой жизни. Все большее количество девелоперов видят за такой концепцией будущее. Правда, строительные нормативы все равно обязывают застройщиков обеспечивать парковочными местами жилые комплексы, которые они возводят. Кто-то решает эту задачу возведением подземных паркингов, кто-то строит многоуровневые наземные, а кто-то размазывает парковочные места по придомовой территории.
В Екатеринбурге почти не осталось девелоперских проектов, в которых дворовое пространство предполагало бы хранение автомобилей — речь, конечно, идет в основном о новых объектах, к строительству которых еще только предстоит приступить. А самые крупные игроки строительного рынка города, такие как, например, «Атомстройкомплекс», «Форум-групп» и «Брусника», давно приняли концепцию безавтомобильного двора в качестве стандарта компании.
Правда, проезды в таких дворах все равно есть — маркетологи говорят, что они для доставки и разгрузки, но на самом деле это требование пожарных.
Мода дошла до того, что уже и жители старого жилого фонда начинают выгонять автомобили из дворов. Передовой российский опыт в этом вопросе, конечно, принадлежит Москве — там наибольшее количество примеров освобождения старых дворов от засилья автотранспорта.
Один из способов освободить пространство, практикуемый в столице, — взимание платы за хранение машины во дворе. Правда, это касается лишь сторонних автомобилистов, которые не являются владельцами квартиры в данном ЖК, а приезжают в этот район, к примеру, в офис и на весь день оставляют авто в соседнем дворе. «В законе обозначена правовая конструкция под названием «парковка общего пользования». Соответственно, платная парковка — это одна из ее разновидностей и может быть организована собственником в любом месте, где существует парковка общего пользования», — прокомментировал управляющий партнер юридического бюро Heads Consulting Александр Базыкин «РБК-Недвижимости», которая подробно рассказала о механизмах, используемых москвичами.
План Б для жителей домов, сталкивающихся с засильем чужих авто, — установка шлагбаума. Такое заграждение сможет отсечь посторонних автолюбителей, однако не защитит людей от собственных соседей, которые решат оккупировать огороженную территорию личным автомобилем, пишет издание. «Во дворе дома можно организовать парковку для жителей дома, но не платную, — подтверждает юрист Сергей Тарасов. — Она будет рассчитана только на жильцов этого дома и принадлежать собственникам домовладения».
В отличие от Екатеринбурга, в Москве действует система общественных платных парковок, и через определенную процедуру жители многоэтажек могут потребовать организовать такую парковку на соседних со своими жилыми комплексами улицах. Первые участки платной парковки за МКАД появились в 2015 году благодаря инициативе местных жителей. К такой инициативе прибегают, когда хотят избавить двор и от собственных авто, что, по сути, делится на две задачи: ограничить паркование на внутренней территории и через Центр организации дорожного движения (ЦОДД) убедить правительство Москвы утвердить зону платной парковки.
В Екатеринбурге система платных парковок не работает, так что если вы собираетесь сделать свой двор свободным от машин, предстоит пройти лишь первую часть процедуры. Основная задача, которую при этом ставит перед вами государство, — решение должно быть принято общим собранием собственников. Это самая сложная часть, потому что у каждого из них свои привычки и свое представление о комфортном жилье и благоприятной среде обитания. Организовать людей — самая трудная задача во всем этом процессе.
«Полностью отказываться от машин в старых дворах есть смысл только в том случае, если для них не хватает места, — считает директор по развитию компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин. — Условно говоря, если хотя бы 60-80% автовладельцев смогут хранить свои авто на территории двора, можно спроектировать его таким образом, чтобы места для парковки были предусмотрены. Если же места хватает для размещения лишь 20% автомобилей, лучше исключить паркование во дворе полностью, потому что это повлечет за собой гонки за места, междоусобицы и недобрососедскую атмосферу». Кроме того, по мнению эксперта, парковка не должна быть организована в ущерб зеленым насаждениям и зонам отдыха для жителей. В новостройках же, считает Сотонин, следует изначально делать дворы без машин.
В Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, например, администрация оказывает организационную помощь собственникам, желающим реорганизовать дворовое пространство. Как правило, проекты касаются старого жилого фонда. Кроме того, при распределении пространства приходится учитывать интересы как пешеходов, так и автовладельцев, поэтому парковочные места все-таки остаются во дворе.
Создать двор, на 100% свободный от автомобилей, гораздо проще на этапе проектирования. К сожалению, жилые комплексы, построенные даже десять лет назад, проектировались по нормам, не предполагающим такой высокий уровень автомобилизации, какой наблюдается в Екатеринбурге в наши дни. Причем это касается не только точечной, но и квартальной застройки.
«Конечно, современная квартальная застройка принципиально отличается от того, что проектировалось и строилось десять и более лет назад, — комментирует исполнительный директор «Форум-групп» Сергей Мямин. — Сейчас девелоперы стараются полностью исключить паркование во дворах и, соответственно, оборудуют машино-места либо под землей, либо на какой-то сопредельной территории».
Строительство парковки довольно накладно, особенно если речь идет о подземном паркинге. Поэтому по такому пути чаще всего идут те девелоперы, которые осваивают центральную часть Екатеринбурга. Как вариант — в проекте может появиться возвышающаяся над уровнем земли стилобатная часть, в которой оборудован паркинг, а на кровле организовано пространство двора.
Еще более доступным вариантом можно считать организацию открытых парковок снаружи кварталов, как это сделано, например, в жилом районе «Солнечный»: дворы там свободны от автомобилей, и в то же время автовладельцам не приходится тратиться на приобретение парковочных мест.
Десять лет назад первый в Екатеринбурге район комплексной застройки «Академический» пошел по другому пути: застройщик принял решение строить подземную парковку под каждым домом и двором. К сожалению, практика показала, что этот путь — тупиковый. Во-первых, места приходится продавать по цене ниже себестоимости. Во-вторых, это не избавило дворы от машин.
На фото: проекты «Форум-групп» «Солнечный», «Мечта», «Ольховский парк». Фото предоставлено компанией-застройщиком.