Перейти к основному контенту
РБК Бизнес-день⁠,
0

Логистические компании Екатеринбурга и Санкт-Петербурга меняют стратегию

На рынке транспортной и складской логистики РФ много нового. Государство реконструирует морские порты, железную дорогу и рассчитывает на помощь частных инвесторов. Те сомневаются и взвешивают риски.
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Фото: Антон Буценко, 66.RU

За последние два года транспортная и складская логистика принципиально изменилась. Потоки грузов переориентировались с запада на восток, возникли транспортные коридоры, которые нуждаются в инфраструктуре – автомобильных трассах, железнодорожных путях, складах, терминалах, перегрузочных мощностях. Чтобы все это появилось, нужны большие вложения.

Частные инвесторы оказались на перепутье – они опасаются, что завтра все закончится так же быстро, как началось. Их сомнения отчасти разделяют государственные финансовые структуры, призванные обеспечивать ресурсами реконструкцию морских портов и железнодорожных магистралей.

Общая неопределенность мешает стратегическим планам.

В рамках проекта РБК «Бизнес-день» редакции РБК Екатеринбург и РБК Петербург собрали участников рынка – логистов, строителей, девелоперов, предложили им высказать свое мнение, взвесить риски, понять, как можно заработать, и договориться о совместных действиях там, где без этого не обойтись.

Сомневающимся подают сигнал

Когда логистические потоки перестроили на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, оказалось, что пропускной способности Восточного полигона, объединяющего мощности БАМа и Транссиба, не хватает, несмотря на две предыдущие модернизации. Специалисты Минтранса подсчитали, что к 2030 году общий грузопоток увеличится в 1,5 раза за счет роста поставок через Урал и Сибирь. К этому времени хотят завершить третий этап модернизации стоимостью 2 трлн руб., чтобы железная дорога могла перевозить с запада на восток 210 млн тонн грузов в год, а к 2032 году – 255.

Основной инвестор строительства – государство. Единственная частная инициатива – строительство трех тоннелей и моста через Амур компанией «Бамтоннельстрой-мост» в партнерстве с Газпромбанком.

Екатеринбургский АКБ «Абсолют Банк» проводит банковское сопровождение под инвестиционные программы РЖД, в том числе по Восточному полигону, – выдает подрядчикам займы и банковские гарантии.

По словам Екатерины Богатовой, управляющей «Абсолют Банком», в сегодняшних условиях рынка банки могут быть полезны бизнесу как гаранты по госконтрактам, поскольку именно через тендеры госкомпаний проходят проекты, наиболее интересные подрядчикам, поставщикам и логистам. Для компаний, в том числе малого и среднего бизнеса, банки в этой цепочке выполняют стратегическую роль – помогают предприятиям вовремя войти в тендер, берут на себя сбор и оформление документов для подготовки гарантий в режиме онлайн. Для крупных холдингов, реализующих проекты в логистической сфере, на первый план выходит банковское сопровождение – контроль за целевым использованием выделенных на реализацию проектов денег.

Логистические компании Екатеринбурга и Санкт-Петербурга меняют стратегию
«Накопить действительно релевантный опыт в банковском сопровождении, по сути, удалось тем банкам, у которых реализованы минимум три-четыре долгосрочных проекта. Таких, например, как сопровождение строительства объектов Восточного полигона. Значимость его еще больше возросла, когда логистические потоки переориентировались из Европы в Азию», – рассказала Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге.

Участникам круглого стола Богатова напомнила: в Свердловской области строят «Сухой порт», призванный обеспечить связь Северного морского пути и Транссиба с Западным Китаем и Каспийским морем для транзита грузов между Россией и Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами.

Обсуждая цифровизацию логистических сервисов и логистических функций компаний, Богатова отметила новый тренд: вместе с изменением транспортных цепочек и в условиях дефицита их пропускной способности логистические операторы сами начали внедрять цифровые сервисы, которые оптимизируют и удешевляют схемы доставок товаров. У «Абсолют Банка» есть примеры интеграций с маркетплейсами логистов, где такой продукт, как факторинг, вписывается в «цепочку» и становится реально выгодным сервисом как для грузоперевозчиков, так и для тех, кто предоставляет транспорт.

В Екатеринбурге также тренд этого года – цифровизация складского бизнеса, который является важной составляющей в логистике, но при этом нуждается в цифровых моделях для повышения эффективности эксплуатации из-за дефицита самих складских площадей и трудовых ресурсов.

Порты становятся сухими

Ольга Медведева, член совета директоров логистической компании ГК «Трансбалт», рассказала участникам круглого стола, как после остановки морских перевозок в Европу порт Санкт-Петербурга потерял половину грузооборота. Иностранные перевозчики ушли из России. Если у ГК «Трансбалт» появляется необходимость доставить груз морем, компания арендует судно в складчину с другими логистическими компаниями. По словам Медведевой, со времен пандемии логистические компании живут в режиме чрезвычайной ситуации.

С 2022 года ГК «Трансбалт» осваивает новые маршруты в восточном направлении. Коридоры через Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Ростов-на-Дону существовали и раньше, но не были загружены. Конкуренцию в Екатеринбурге в компании посчитали высокой и решили осваивать южные регионы, начав с Краснодарского края.

Логистические компании Екатеринбурга и Санкт-Петербурга меняют стратегию
«Одно из направлений диверсификации нашего бизнеса – поиск аналогов европейской продукции в других странах. Когда западные страны ввели санкции, многие наши клиенты, в том числе производственные предприятия, оказались в безвыходном положении. Мы помогаем им найти необходимые товары или оборудование. Это дополнительный сервис, требующий серьезной подготовки», – сказала Ольга Медведева, член совета директоров ГК «Трансбалт».

«Сейчас клиенту недостаточно доставки товара из точки А в точку В, он хочет, чтобы логистическая компания выполнила все требования, связанные с оформлением груза на таможне, оказала юридические услуги. Это важно, потому что есть процедура постконтроля, когда через два-три года после ввоза или вывоза товара таможенники могут найти несоответствия при его декларировании. Наша задача – избавить клиента от всех неудобств», – добавила Медведева. По ее словам, стратегия ГК «Трансбалт» в том, чтобы создать прочную материальную базу и усилить компетенции сотрудников. Тогда компания сможет предложить заказчикам дополнительные сервисы.

Складывать некуда

Участники встречи отметили парадокс рынка складской недвижимости. В 2023 году спрос на склады в Москве и регионах достиг исторического максимума. В отличие от торговых площадей, которые подорожали на 9%, и офисов, подешевевших на 6%, аренда складов выросла на 67%. При этом готовых объектов на рынке нет – новых складских комплексов девелоперы не запускают.

Эксперты объяснили – большую часть складов в 2023 году возвели для онлайн-ретейлеров и маркетплейсов, арендующих помещения на длительный срок. Это выгодно и заказчику, и девелоперу с оговоркой, что при горизонте планирования два-три года не все арендаторы готовы подписывать долгосрочные договоры. Тут возникают трудности. Если девелоперу, который захочет построить склад и выставить его на рынок, понадобятся заемные средства, в банке ему скажут, что модель окупаемости складского комплекса неочевидна, и денег он не получит.

Логистические компании Екатеринбурга и Санкт-Петербурга меняют стратегию
«Институциональных инвесторов в этой теме нет. Сейчас складские объекты строятся по конкретным договорам, они будут готовы в 2024-2025 годах, но на открытый рынок не попадут. Заходить в спекулятивную стройку в текущих условиях при высокой ключевой ставке Центробанка – очень рискованная история. Это еще одна причина, почему нет вакантных площадей. Рост арендных ставок, который для многих в прошлом году стал ощутимым и болезненным, продолжится, в том числе из-за отсутствия предложения», – рассказал Михаил Еремин, коммерческий директор ГК «КУРС».

Девелоперы, строители и логисты обсудили возможность государственных преференций для компаний, возводящих индустриальную недвижимость – склады и производственные площадки, востребованные малым и средним бизнесом, и вариант финансирования с помощью промышленной ипотеки. По прогнозам, получать кредит смогут девелоперы, которые возводят индустриальные парки. Для них планируют срок займа до 10 лет и максимальный размер кредита до 2 млрд руб.

ГК «КУРС» запускает в этом году совместный проект с инвестиционной платформой bizmall.ru, привлекающей средства частных инвесторов, и рассчитывает, что такая схема окажется привлекательнее банковских кредитов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 08:25
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 08:25
Все новости Екатеринбург
FT рассказала, как Франция скрыла информацию о российских активах Политика, 08:31
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
В Пулково временно ограничили обслуживание рейсов Общество, 08:29
В Ангарске ввели режим ЧС из-за аварии на ТЭЦ Общество, 08:27
На БКЛ увеличили интервал движения из-за человека на путях Город, 08:19
Четыре страны направили войска в Бенин из-за попытки переворота Политика, 08:15
«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-BenzПодписка на РБК, 08:10
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Экология без компромиссов: как НЛМК полностью исключил влияние на реку Тренды, 08:07
ИИ перестали считать способом сокращения расходов на зарплаты Технологии и медиа, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Ночью дроны сбили над Московским регионом и еще 10 областями Политика, 07:51
От лечения к контролю: почему женщины после 45 — драйверы фармрынка Отрасли, 07:44
Стала известна дата заседания Совбеза ООН по Украине Политика, 07:39
Банки нашли способ снизить концентрацию на крупных заемщикахПодписка на РБК, 07:31