Логистические компании Екатеринбурга и Санкт-Петербурга меняют стратегию
За последние два года транспортная и складская логистика принципиально изменилась. Потоки грузов переориентировались с запада на восток, возникли транспортные коридоры, которые нуждаются в инфраструктуре – автомобильных трассах, железнодорожных путях, складах, терминалах, перегрузочных мощностях. Чтобы все это появилось, нужны большие вложения.
Частные инвесторы оказались на перепутье – они опасаются, что завтра все закончится так же быстро, как началось. Их сомнения отчасти разделяют государственные финансовые структуры, призванные обеспечивать ресурсами реконструкцию морских портов и железнодорожных магистралей.
Общая неопределенность мешает стратегическим планам.
В рамках проекта РБК «Бизнес-день» редакции РБК Екатеринбург и РБК Петербург собрали участников рынка – логистов, строителей, девелоперов, предложили им высказать свое мнение, взвесить риски, понять, как можно заработать, и договориться о совместных действиях там, где без этого не обойтись.
Сомневающимся подают сигнал
Когда логистические потоки перестроили на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, оказалось, что пропускной способности Восточного полигона, объединяющего мощности БАМа и Транссиба, не хватает, несмотря на две предыдущие модернизации. Специалисты Минтранса подсчитали, что к 2030 году общий грузопоток увеличится в 1,5 раза за счет роста поставок через Урал и Сибирь. К этому времени хотят завершить третий этап модернизации стоимостью 2 трлн руб., чтобы железная дорога могла перевозить с запада на восток 210 млн тонн грузов в год, а к 2032 году – 255.
Основной инвестор строительства – государство. Единственная частная инициатива – строительство трех тоннелей и моста через Амур компанией «Бамтоннельстрой-мост» в партнерстве с Газпромбанком.
Екатеринбургский АКБ «Абсолют Банк» проводит банковское сопровождение под инвестиционные программы РЖД, в том числе по Восточному полигону, – выдает подрядчикам займы и банковские гарантии.
По словам Екатерины Богатовой, управляющей «Абсолют Банком», в сегодняшних условиях рынка банки могут быть полезны бизнесу как гаранты по госконтрактам, поскольку именно через тендеры госкомпаний проходят проекты, наиболее интересные подрядчикам, поставщикам и логистам. Для компаний, в том числе малого и среднего бизнеса, банки в этой цепочке выполняют стратегическую роль – помогают предприятиям вовремя войти в тендер, берут на себя сбор и оформление документов для подготовки гарантий в режиме онлайн. Для крупных холдингов, реализующих проекты в логистической сфере, на первый план выходит банковское сопровождение – контроль за целевым использованием выделенных на реализацию проектов денег.
Участникам круглого стола Богатова напомнила: в Свердловской области строят «Сухой порт», призванный обеспечить связь Северного морского пути и Транссиба с Западным Китаем и Каспийским морем для транзита грузов между Россией и Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами.
Обсуждая цифровизацию логистических сервисов и логистических функций компаний, Богатова отметила новый тренд: вместе с изменением транспортных цепочек и в условиях дефицита их пропускной способности логистические операторы сами начали внедрять цифровые сервисы, которые оптимизируют и удешевляют схемы доставок товаров. У «Абсолют Банка» есть примеры интеграций с маркетплейсами логистов, где такой продукт, как факторинг, вписывается в «цепочку» и становится реально выгодным сервисом как для грузоперевозчиков, так и для тех, кто предоставляет транспорт.
В Екатеринбурге также тренд этого года – цифровизация складского бизнеса, который является важной составляющей в логистике, но при этом нуждается в цифровых моделях для повышения эффективности эксплуатации из-за дефицита самих складских площадей и трудовых ресурсов.
Порты становятся сухими
Ольга Медведева, член совета директоров логистической компании ГК «Трансбалт», рассказала участникам круглого стола, как после остановки морских перевозок в Европу порт Санкт-Петербурга потерял половину грузооборота. Иностранные перевозчики ушли из России. Если у ГК «Трансбалт» появляется необходимость доставить груз морем, компания арендует судно в складчину с другими логистическими компаниями. По словам Медведевой, со времен пандемии логистические компании живут в режиме чрезвычайной ситуации.
С 2022 года ГК «Трансбалт» осваивает новые маршруты в восточном направлении. Коридоры через Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Ростов-на-Дону существовали и раньше, но не были загружены. Конкуренцию в Екатеринбурге в компании посчитали высокой и решили осваивать южные регионы, начав с Краснодарского края.
«Сейчас клиенту недостаточно доставки товара из точки А в точку В, он хочет, чтобы логистическая компания выполнила все требования, связанные с оформлением груза на таможне, оказала юридические услуги. Это важно, потому что есть процедура постконтроля, когда через два-три года после ввоза или вывоза товара таможенники могут найти несоответствия при его декларировании. Наша задача – избавить клиента от всех неудобств», – добавила Медведева. По ее словам, стратегия ГК «Трансбалт» в том, чтобы создать прочную материальную базу и усилить компетенции сотрудников. Тогда компания сможет предложить заказчикам дополнительные сервисы.
Складывать некуда
Участники встречи отметили парадокс рынка складской недвижимости. В 2023 году спрос на склады в Москве и регионах достиг исторического максимума. В отличие от торговых площадей, которые подорожали на 9%, и офисов, подешевевших на 6%, аренда складов выросла на 67%. При этом готовых объектов на рынке нет – новых складских комплексов девелоперы не запускают.
Эксперты объяснили – большую часть складов в 2023 году возвели для онлайн-ретейлеров и маркетплейсов, арендующих помещения на длительный срок. Это выгодно и заказчику, и девелоперу с оговоркой, что при горизонте планирования два-три года не все арендаторы готовы подписывать долгосрочные договоры. Тут возникают трудности. Если девелоперу, который захочет построить склад и выставить его на рынок, понадобятся заемные средства, в банке ему скажут, что модель окупаемости складского комплекса неочевидна, и денег он не получит.
Девелоперы, строители и логисты обсудили возможность государственных преференций для компаний, возводящих индустриальную недвижимость – склады и производственные площадки, востребованные малым и средним бизнесом, и вариант финансирования с помощью промышленной ипотеки. По прогнозам, получать кредит смогут девелоперы, которые возводят индустриальные парки. Для них планируют срок займа до 10 лет и максимальный размер кредита до 2 млрд руб.
ГК «КУРС» запускает в этом году совместный проект с инвестиционной платформой bizmall.ru, привлекающей средства частных инвесторов, и рассчитывает, что такая схема окажется привлекательнее банковских кредитов.