Инвестпривлекательность Свердловской области упала на 4,2%
Свердловская область заняла 15-е место из 29 в рейтинге Агентства стратегических инициатив (АСИ). В правительстве Свердловской области заявили, что «безусловно довольны полученными результатами».
«В целом итоги Национального рейтинга показывают курс на изменения и точки приложения усилий. За прошедшие рейтинговые периоды регионом под руководством губернатора Евгения Куйвашева закрыты все «белые пятна» в нормативной сфере, устранены административные барьеры и тиражированы лучшие практики», — заявила министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
По факту Свердловская область не улучшила, а ухудшила свое положение в рейтинге. Интегральный индекс снизился на 4,2%, следует из документа, который есть в распоряжении редакции РБК Екатеринбург. При этом у половины регионов страны этот показатель вырос по сравнению с прошлым годом, рассказала глава АСИ Светлана Чупшева.
Свердловская область балансирует между группами C и D (всего их пять, где A — с самыми лучшими показателями, E — с худшими). Хуже всего в регионе оценивают процедуры получения арендных площадей, предоставляемых властями субъектам малого предпринимательства.
Инвестиционный климат в регионе — один из ключевых губернаторских KPI. Начиная с 2015 года инвестпривлекательность субъектов оценивает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Рейтинг рассчитывается по 44 показателям, которые определяются путем проведения опросов и сбора статистических данных.
По сравнению с 2020 годом Свердловская область ухудшила показатели по среднему времени подключения к электросетям; количеству запрошенных дополнительных документов у предприятия при проведении проверок; снизилась оценка качества телекоммуникационных услуг и оценка деятельности органов власти по постановке на кадастровый учет; а также снизилась доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса. Кроме того, увеличилась доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий.
В 2021 году в рейтинге появилось несколько новых факторов и показателей. Предприниматели области оказались не удовлетворены удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий и эффективностью институтов поддержки экспорта. Оба этих показателя относились к группе D.
В рейтинге этого года всего 29 мест. Теперь на каждой строчке с 6-го по 12-е место располагается от двух до девяти регионов — всего их 33. Как объяснили в агентстве, формат изменился из-за незначительной разницы между регионами. Значения интегральных индексов таких регионов находятся в интервале статистической погрешности — 1,5 балла.
Свердловская область в Национальном инвестиционном рейтинге:
2014 год (пилот): 18-е место из 21.
2015 год: 47-е место из 76.
2016 год: нет информации.
2017 год: 33-е место.
2018 год: 20-е место.
2019 год: 38-е место.
2020 год: 35-е место.
Даже если на 13-м и 14-м местах всего по одному региону (то есть 34-й и 35-й по счету), то Свердловская область в лучшем случае может стать только 36-м регионом по уровню инвестиционной привлекательности. В 2020 году она была на 35-й строчке.
После падения Свердловской области в рейтинге 2019 года губернатор Евгений Куйвашев поставил перед министерством инвестиций и развития Свердловской области задачу: к 2020 году вернуться в топ-20. В противном случае, как рассказывали источники 66.RU, под удар, вплоть до увольнения, могла попасть глава ведомства Виктория Казакова.
Чтобы усилить позиции в рейтинге, в августе 2019 года Корпорация развития Среднего Урала заключила контракт на 10,1 млн руб. с московской компанией «Паблисити Консультационная Группа» (входит в холдинг Publicity, тесно работает с АСИ). Эксперты разработали стратегию повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области. Однако регион улучшил свои позиции незначительно.
Как рассказал РБК Екатеринбург управляющий партнер агентства «Паблисити» Ян Ханов, Свердловская область не могла войти в топ-20 рейтинга как минимум по двум причинам: слишком короткий срок работы по реализации стратегии и недостаточная активность на местах.
«Мы провели экспресс-мониторинг реализации разработанной стратегии. По нашим оценкам, из общего количества предложенных системных решений и инструментов из 149 пунктов было реализовано полностью или частично 38, то есть 25%, еще по 58 нет информации, 54 не реализовано», — отмечает Ян Ханов.
По словам Ханова, в рамках контракта стратегию развития инвестиционной привлекательности разработали и презентовали в марте 2020 года. При этом власти ожидали, что попадут в топ-20 в июне 2020 года.
В Департаменте информационной политики губернатора (ДИП) Свердловской области называют другие причины. В первую очередь говорят о необходимости обновления методологий рейтинга АСИ, на чем, в частности, настаивал президент Владимир Путин.