СОФПП использует платежные данные для открытия франшиз в моногородах
В 2020 году министерство инвестиций и развития Свердловской области (МИР) совместно со Свердловским фондом поддержки предпринимательства (СОФПП) запустило проект по повышению уровня жизни в небольших городах — Business Data. С помощью анализа Big Data в свердловских моногородах и «атомных» городах будут находить нереализованный спрос в разных потребительских сферах и помогать бизнесу открывать новые предприятия по франчайзингу.
Первый город, в котором начали анализировать бизнес-обстановку, стал Новоуральск. В 2020 году к проекту присоединятся Каменск-Уральский, Первоуральск, Асбест и Верхняя Салда. До 2024 года в Business Data примут участие 22 города.
«Суть проекта заключается в том, чтобы на основе информации о платежных данных выявлять нереализованный спрос в разных сферах бизнеса и тем самым понимать, где находятся точки приложения силы, и под это предлагать финансовые инструменты. Спрос выявляется на основе анализа платежей, которые осуществляются через банковские терминалы, и формируется перечень сфер бизнеса: товаров и услуг, на которые горожане тратят больше всего денег. После того как определяются наиболее востребованные отрасли, проводится работа по подбору соответствующих франшиз», — рассказала министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. Сейчас есть 9 региональных франшиз, «упакованных под ключ» и порядка 33 партнерских франшиз. В МИР рассчитывают, что в 2020 году их число возрастет до 100.
Так, анализ данных в Новоуральске показал, что городу не хватает заведений общепита. Около 70% населения выезжает в кафе за пределами муниципалитета. Поэтому одной из первых франшиз, открытых в рамках Business Data, станет именно кафе. Кроме того, за городом жители много тратят на салоны красоты, одежду и туризм, что говорит о нехватке такого бизнеса в городе.
Процедура открытия бизнеса по франшизе состоит из пяти этапов: исследование нереализованного спроса на основе платежных транзакций (Big Data); проведение анализа и подбор франшиз под спрос; поиск предпринимателей, заинтересованных в открытии франшизы с помощью кредитного конвейера; формирование предложения и выделение бюджетного финансирования; открытие бизнеса.
Как рассказал корреспонденту РБК Екатеринбург заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев, фонд работает с несколькими корпоративными хранилищами, в которых банки содержат данные своих клиентов. Они продают «большие данные», соблюдая закон о персональных данных. Охватывается порядка 95% транзакций практически всех банков.
Поиск предпринимателей может идти двумя методами: традиционным (когда представители СОФПП встречаются с предпринимателями моногорода) или с помощью кредитного конвейера. «Имея ИНН предпринимателя, мы загружаем информацию в систему кредитного конвейера. За 240 секунд система просматривает информацию о нем по базам данных, в том числе соцсетям. На основе полученных данных формирует предложение, и предприниматель получает подготовленное предложение на получение займа от фонда», — рассказал Пиличев.
Максимальная сумма, которую выдает СОФПП под 6% годовых для обычных городов и 3% — для моногородов, составляет 5 млн руб. Еще до 3 млн руб. вкладывает сам предприниматель. В целом на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2020 году выделят 547 млн руб. В том числе деньги пойдут на предоставление займов по проекту Business Data.