Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Красный Крест обещал ответить на запрос Москальковой о посещении пленных Политика, 06:45
Глава Рособрнадзора допустил сдачу ЕГЭ школьниками из ДНР и ЛНР в России Общество, 06:16
Болгария решила поднять в ЕК вопрос оплаты российского газа в рублях Бизнес, 06:13
Россияне рассказали, какие продукты стали хуже по качеству Общество, 06:00
Власти Херсонской области предложили создать там российскую военную базу Политика, 05:21
На автомобили начали ставить 3D номера: что это, чем грозит, как выглядит Авто, 05:00
Россияне назвали лучшие способы справиться со стрессом Общество, 05:00
В Госдуме назвали срок внесения проекта о реформе накопительных пенсий Общество, 04:57
Китай увеличил импорт российской нефти Бизнес, 04:56
Эрдоган анонсировал антитеррористические операции на границах Турции Политика, 04:17
Власти Херсонской области пообещали сделать русский язык государственным Политика, 03:50
Зампостпреда в ООН счел пиаром желание Зеленского встретиться с Путиным Политика, 03:24
Байден сделал Колумбию одним из основных союзников США вне НАТО Политика, 02:51
Глава ЕК выступила против немедленного запрета на российскую нефть Бизнес, 02:46
Екатеринбург ,  
0 

Команда Куйвашева провалила план улучшения инвестиционного рейтинга

Консультанты Агентства стратегических инициатив дали региональным властям стратегию продвижения в рейтинге, но она была выполнена только на 25%. Область не вошла в топ-20, вопреки планам губернатора.
Фото: пресс-служба Кремля
Фото: пресс-служба Кремля

Инвестиционный климат в регионе — один из ключевых губернаторских KPI. Начиная с 2015 года инвестпривлекательность субъектов оценивает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Рейтинг рассчитывается по 44 показателям, которые определяются путем проведения опросов предпринимателей и сбором статистических данных.

Провал в рейтинге инвестпривлекательности

Свердловская область оказывалась в двадцатке лучших единственный раз — в 2018 году, а уже в 2019 году опустилась в рейтинге на 38-е место. После этого министерство инвестиций и развития Свердловской области «начало работу над ошибками». Губернатор Евгений Куйвашев поставил перед министерством задачу к 2020 году вернуться в топ-20. В случае провала под удар попадала глава ведомства Виктория Казакова. «В случае непопадания Свердловской области в первую двадцатку министру грозила отставка», — рассказывали источники РБК Екатеринбург.

Чтобы усилить позиции в рейтинге, в августе 2019 года Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ, институт инфраструктурного развития при правительстве области) заключила контракт на 10,1 млн руб. с московской компанией «Паблисити Консультационная Группа» (входит в холдинг Publicity, тесно работает с АСИ). Эксперты разработали стратегию повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области.

Консультационная группа Publicity занималась разработкой коммуникационной стратегии, серии мероприятий и информационной поддержкой для АСИ. А коммуникационная группа Publicity с 2014 года — официальный PR-консультант «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ».

Однако в 2020 году Свердловской области удалось подняться в рейтинге только на три строчки и занять 35-е место. Несмотря на это, Виктория Казакова пост сохранила, а в правительстве отчитались о «последовательном повышении инвестиционной привлекательности региона».

Свердловская область в Национальном инвестиционном рейтинге:

  • 2014 год (пилот): 18-е место из 21.
  • 2015 год: 47-е место из 76.
  • 2016 год: нет информации.
  • 2017 год: 33-е место.
  • 2018 год: 20-е место.
  • 2019 год: 38-е место.
  • 2020 год: 35-е место.

Причины провала

Как рассказал РБК Екатеринбург управляющий партнер агентства «Паблисити» Ян Ханов, Свердловская область не могла войти в топ-20 рейтинга как минимум по двум причинам: слишком короткий срок работы по реализации стратегии и недостаточная активность на местах.

Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Есть что хранить: основания для оптимизма на рынке складской недвижимости
Pro
Фото: Shutterstock Риск вечного «медвежьего» рынка реален. В каких акциях пересидеть падение
Pro
Фото: Christian Charisius / Reuters Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд
Pro
Фото: Andyfang / Twitter Сооснователь DoorDash: отличной идеи недостаточно для создания бизнеса
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Руками клиента: обзор ИТ-решений для удаленной сервисной поддержки

По словам Ханова, в рамках контракта стратегию развития инвестиционной привлекательности разработали и презентовали в марте 2020 года. При этом власти ожидали, что попадут в топ-20 в июне 2020 года.

Для того чтобы «взбодрить предпринимателей перед опросами», «Паблисити» провело два мероприятия с представителями власти и бизнеса: «Открытый диалог» (ноябрь 2019 года) и «Большой открытый диалог» (март 2020 года). На разработку концепции последнего и проведение двухдневного мероприятия в «Синара Центре» из бюджета Свердловской области потратили почти пять миллионов рублей.

«Большой открытый диалог» в «Синара Центре» в марте 2020 года, организованный «Паблисити».
«Большой открытый диалог» в «Синара Центре» в марте 2020 года, организованный «Паблисити». (Фото: Пресс-служба Синара Центр)

Помимо небольшого срока, который прошел от заключения контракта до публикации нового рейтинга АСИ, управляющий партнер «Паблисити» отмечает еще один фактор, который повлиял на позиции Свердловской области.

«Мы провели экспресс-мониторинг реализации разработанной стратегии. По нашим оценкам, из общего количества предложенных системных решений и инструментов из 149 пунктов было реализовано полностью или частично 38, то есть 25%, еще по 58 нет информации, 54 не реализовано», — отмечает Ян Ханов.

В Департаменте информационной политики губернатора (ДИП) Свердловской области называют другие причины. В первую очередь говорят о необходимости обновления методологий рейтинга АСИ, на чем, в частности, настаивал президент Владимир Путин.

«Президент обозначил необходимость обновления методологии проведения рейтинга, повышения роли конкретных достигнутых результатов в оценке региона — «Индикатором качества деловой среды, доверия предпринимателей должен стать рост инвестиций в экономику субъекта Федерации». По объективному показателю и в 2018 году, и в 2019 году Свердловская область занимает 11-е место в РФ по инвестициям в основной капитал, и состав регионов в первых 11 строках в эти два года не менялся», — заявляют в ДИП.

Виктория Казакова на оглашении результатов Национального рейтинга инвестпривлекательности-2019 на ПМЭФ.
Виктория Казакова на оглашении результатов Национального рейтинга инвестпривлекательности-2019 на ПМЭФ. (Фото: Владимир Мартьянов, Областная газета)

Пути повышения инвестпривлекательности

В департаменте информполитики уверяют, что опыт работы с «Паблисити» стал ценным кейсом. В частности, по совету консультантов на инвестиционном портале появилась «электронная повестка», где можно предложить тему для рассмотрения на совете; на портале заработал чат-бот для помощи поиска информации, а на сайте министерства инвестиций — кнопка «помощь» и появилась возможность обращения к министру. Были созданы «современные коммуникационные онлайн-платформы, паблики и мессенджеры».

Также в рамках реализации стратегии Инвестиционный совет при губернаторе был переименован в Региональный совет при нем же, был расширен и его функционал — теперь орган должен не только обсуждать предложенные к утверждению инвестпроекты, но и решать вопросы инвестиционного климата в целом.

Достижением в ДИП считают и 70 публикаций в аккаунте @orv_6 в Instagram (посвящен снижению административных барьеров для бизнеса и инвесторов). Правда, у аккаунта пока только 147 подписчиков.

«Система в регионе уже была создана и действовала, но требовалось произвести тонкие настройки, актуальные моменту, что мы и сделали в партнерстве с коллегами из «Паблисити», — оценивают роль консультантов в ДИП. — Привлечение внешних контрагентов — важно и нужно, они обладают свежим взглядом, помогают увидеть новые ресурсы, но не определяют позиции регионов в рейтинге».

Пытаясь усилиться, нужно помнить и о других регионах, считает управляющий партнер агентства «Паблисити», они тоже работают над улучшением позиций в рейтинге, поэтому «чтобы вернуться в двадцатку, нужно бежать быстрее». Пока же, по словам Ханова, «Свердловская область очень вальяжно подходит к реализации решений».

Хорошим примером «Паблисити» считает Смоленскую область, которая за три года поднялась в рейтинге с 81-го места на 20-е. По словам Ханова, агентство разобрало проблемные моменты региона и разработало механизмы, которые помогли властям перезапустить работу по худшим показателям инвестклимата в регионе.

«Мы помогаем идентифицировать проблемы и разработать решения, но реализация и внедрение зависят от региона. Часто регионы хотят быстрых успехов, иногда это более вероятно, иногда менее, но так или иначе все зависит от исполнительной власти, насколько они готовы меняться. Были случаи, когда мы отказывали в работе, когда видели недобросовестное стремление подменить работу с изменениями на стремление получить «чудесный быстрый результат». Мы не можем гарантировать какой-то целевой результат», — объясняет Ханов. По его словам, залог успешных отношений, в том числе со Свердловской областью, — «диалог», но с новым вице-губернатором (вероятно, речь идет об Александре Высокинском, — прим. ред.), «Паблисити» пока такой диалог не ведет.

В ДИП отмечают, что регионы серьезно продвинулись вперед и место в рейтинге определяется уже десятыми и сотыми долями баллов: «Мы конкурируем не с другими регионами. Мы — сегодняшние — конкурируем в рамках опроса с образом будущего, который есть у наших предпринимателей».

В департаменте настаивают, что предложения «Паблисити» правительством «проработаны и учтены при разработке «дорожной карты» по повышению позиций Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата на 2020–2021 годы». И оценивать результаты можно будет в июне 2021 года, когда выйдет новый рейтинг. «Кроме того, стратегия является долгосрочным, а не тактическим документом, оценить эффективность которого в полной мере можно будет в горизонте пяти лет», — отмечают в ДИП.

«Большой диалог» между бизнесом и властью

Важным для улучшения инвестиционной привлекательности в «Паблисити» называют «Большой открытый диалог». В 2021 году мероприятие прошло в режиме онлайн, но уже без участия «Паблисити». В официальном пресс-релизе указано, что инициатор мероприятия — правительство Свердловской области.

«Нас удивляет, что мероприятие, которое мы придумали и организовали, в итоге реализовывается без нашего участия. Заказчик это объяснил экономией. Мы рады, что регион увидел в этом смысл и провел «Большой открытый диалог» повторно», — заявляет Ханов.

«Большой открытый диалог» в 2021 году прошел без участия консультантов «Паблисити».
«Большой открытый диалог» в 2021 году прошел без участия консультантов «Паблисити». (Фото: пресс-служба МИР)

В ДИП настаивают, что мероприятие готовила большая команда и контракт с «Паблисити» не предполагал получения эксклюзивных прав на интеллектуальную собственность.

«Команда «Паблисити» предложила в 2020 году внедрить успешно применяемые практики установления горизонтального взаимодействия власти и бизнеса — мы их опробовали и сейчас развиваем с учетом региональных особенностей. Важно отметить, что компетенции как по проведению первого форума в 2020 году, так и второго в 2021 году остаются в регионе», — отмечают в правительстве.

Что касается других путей по улучшению инвестклимата и повышения позиций в рейтинге, то в 2020 году для повышения уровня открытости власти проводились и другие мероприятия: в различных форматах состоялись топ-клубы по направлениям Национального рейтинга и запущен новый формат «Шаг навстречу». Всего в Свердловской области разработаны и действуют четыре стратегических документа по улучшению инвестклимата, и в ближайшие три года заключать новые контракты власти не планируют.

Материалы к статье
Авторы