Продажи гражданской продукции ОПК впишут в KPI руководителей предприятий
Долги равны выручке
Вице-премьер российского правительства Юрий Борисов, курирующий оборонно-промышленный комплекс, заявил в полях «Иннопрома», что объем кредитов оборонных предприятий составил 2,2 трлн руб. По его словам, около трети от этого объема остаются постоянными — не погашаются, потому что вся прибыль предприятия уходит на погашение процентов. На их обслуживание уходит порядка 200 трлн руб. в год — «эта цифра бьется с чистой прибылью предприятий ОПК», заявил Борисов.
Поэтому вице-премьер предложил списать 600–700 млрд руб. кредитов предприятиям ОПК, так как основная сумма долга никогда не будет оплачена. По его словам, инициатива «расчистить портфели» была озвучена президенту.
Также Борисов отметил низкую рентабельность заказов. На входе в подряд предприятие ОПК получает рентабельность в 15–20%, но если проект долгосрочный, то она снижается до 3–5%.
Показатели эффективности
Вопрос трансформации ОПК и снижения зависимости отрасли только от военного заказа должен решаться за счет диверсификации производств. Результаты поставки продукции гражданского назначения, вопросы диверсификации должны входить в ключевые показатели эффективности (KPI) топ-менеджеров предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), считает заместитель главы Минэкономразвития РФ Азер Талыбов. На пленарной сессии «Иннопром-2019» Талыбов сказал, что в ситуации выполнения государством условий поддержки ОПК в части сбыта гражданских товаров руководители предприятий также должны отвечать за качество и реализацию продукции.
В конце июня Правительство утвердило распоряжение, в котором пересмотрены KPI для руководителей госкомпаний.На основании этого документа советы директоров госкомпаний и госбанков установят новые требования к топ-менеджерам. Большинство KPI остались прежними — это финансовые показатели и долговая нагрузка. Изменения направлены на то, чтобы привлечь госструктуры к выполнению майского указа президента Владимира Путина. Согласно распоряжению, руководители предприятий ОПК могут лишиться премий, если не будут расти продажи гражданской продукции.
Талыбов призвал предприятия ОПК участвовать в нацпроектах, по его словам, оборонные производства могут претендовать на 1,3 трлн руб. из общей суммы, выделенной на реализацию проектов. Кроме того, на российском рынке есть свободные ниши для предприятий ОПК — это обслуживание газовой сферы, энергетики и др.
Короткий срок
Если не работать над сбытом гражданской продукции оборонных предприятий сегодня, то через 4-5 лет они потеряют шанс выйти на конкурентоспособный уровень, считает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
«Сегодня нужно установить заказ на гражданскую продукцию, определить перечень стратегических товаров и установить федеральный заказ с установлением жестких требований к качеству, цене и конкурентоспособности», — сказал Куйвашев.
В Свердловской области функционирует 40 предприятий и научно-исследовательских организаций ОПК. По мнению губернатора, господдержку нужно предложить тем из них, кто наращивает объемы гражданской продукции.
Заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов поддержал тезис. Борисов считает, что необходимо квотировать внутренний заказ на гражданскую продукцию ОПК. Госкорпорации должны приобретать зарубежные автомобили и оборудование только в том случае, если в России не производят их аналогов, пояснил Борисов.
Квота для ОПК
Ранее с предложением о квотировании на дискуссии выступил замминистра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев. Чтобы российские производители могли конкурировать на рынке с иностранными поставщиками, нужны меры администрирования, заявил Рязанцев. Он предлагает ввести квоты на закупках для отечественных предприятий ОПК.
Правительство РФ разрабатывает инструменты поддержки ОПК в секторе гражданской продукции. В том числе если на закупку по поставке оборудования поступило две заявки от российских производителей, то иностранные производители уже не рассматриваются. Преференция предусматривается и на этапе сравнения цен — если отечественный поставщик предлагает аналогичную продукцию по большей цене (до 30%), то преимущество должно быть на его стороне.
«Это объективные меры, потому что на этапе стартапа нужно подставить плечо отечественному производителю, так как он находится в неравных условиях. До этого гражданский рынок не стоял, не ждал, он занят. Чтобы расчистить этот рынок, нужны меры жесткого администрирования, иначе мы просто не дадим шанс отечественному производителю», — сказал Рязанцев.