Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Huawei разрешили временно возобновить свою деятельность в США Технологии и медиа, 01:02 3 правила от Аполлона: как правильно фотографировать на смартфон РБК Стиль и HUAWEI, 00:42 Израиль и ХАМАС заключили перемирие на полгода Политика, 00:33 В «Валдае» заявили об отказе партнеров из Австрии предоставить площадку Политика, 00:15 Гройсман потребовал от Зеленского внести кандидатуру нового премьера Политика, 00:00 Небензя назвал «языковой инквизицией» закон об украинском языке Политика, 20 мая, 23:34 Рей Далио: принципы богатейшего человека из первой сотни РБК и Издательство «МИФ», 20 мая, 23:32 Президент Зеленский подписал свой первый указ Политика, 20 мая, 23:30 Мадуро предложил провести досрочные парламентские выборы Политика, 20 мая, 23:23 Адвокат члена совета движения «Голос» сообщил о его задержании Общество, 20 мая, 23:13 Орешкин назвал себя «мегафоном Тувы» после решения Медведева Экономика, 20 мая, 23:09 В США установили рекорд по просмотру финального сезона «Игры престолов» Общество, 20 мая, 23:07 Революция в Армении дошла до судейского корпуса Политика, 20 мая, 22:56 Совбез ООН заблокировал идею России обсудить украинский закон о языке Политика, 20 мая, 22:39
Екатеринбург ,  
0 
Свердловского губернатора просят о банковской гарантии для госзаказчиков Общественная палата предложила варианты ограничения коррупции на закупках
Фото: 66.RU

Свердловская общественная палата предлагает ввести новые инструменты для решения главной проблемы государственных заказов на Среднем Урале — фактической бесправности компаний, подписывающих договор с муниципальными и областными структурами. Участники рынка, юристы и члены общественной палаты, анализирующие закупки, говорят о невыплатах по контрактам, неисполнении госорганами решений судов и ограничении работы «нежеланного» подрядчика.

Занижение и завышение цены контракта

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Светлана Окулова озвучила три основных коррупционных риска, с которыми связаны предлагаемые Общественной палатой изменения.

Первый риск — необоснованный демпинг при формировании цены контракта. Из-за занижения стоимости закупки подрядчик не может выполнить работу качественно, поэтому заказ приходится повторять несколько раз, что наносит ущерб бюджету.

Эксперты предлагают рассчитать диапазон максимальных и минимальных цен с учетом всех условий контракта — базиса поставки, условий оплаты, дальнейшего обслуживания предмета контракта, комплектации и др.

За три квартала свердловская прокуратура обнаружила 51 нарушение в контрактной системе с коррупционной основой и 15 незаконных правовых актов, сообщил прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Свердловской области. По материалам проверок возбуждено два уголовных дела, сейчас расследуется дело о злоупотреблении должностными полномочиями по исполнению муниципального заказа по реконструкции спортивного комплекса «Синегорец».

«Нежеланный» подрядчик

Вторая коррупционная составляющая на закупках — проблема сдачи подряда заказчику. По мнению Окуловой, сегодня у госструктуры есть возможность предъявлять избыточные требования к «нежеланному» подрядчику. Этот конфликт предлагается разрешить с помощью независимых экспертов, которые проконтролируют процесс работы и сдачи объекта. Типовые контракты также позволят нивелировать предвзятое отношение заказчика.

Сегодня госорган может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, ссылаясь на нарушение сроков или несоответствующее качество работ. По данным руководителя юридической компании «БК Тендер» Александра Киреева, отказ заказчика от подряда на этапе исполнения не обоснован в 70%–80% случаев. Заказчик обращается в антимонопольную службу, и компанию включают в реестр недобросовестных поставщиков. Добиться выхода из реестра можно только через суд — подрядчик тратит деньги на юридические расходы, часть его средств остается заморожена банковской гарантией. Заказчик в этом случае может еще и взыскать пени и штрафы с банковской гарантии, и банк в течение 10 дней спишет средства.

При этом обратная процедура — отказ подрядчика от исполнения контракта — затруднена. Причиной отказа компании от заказа становится, как правило, неисполнимость заказа из-за заниженной цены или невыполнимых условий контракта. По словам Киреева, суды неохотно расторгают договоры по госзакупкам.

В практике Киреева есть кейс, который демонстрирует, что госзаказчик может игнорировать требование подрядчика, даже если оно удовлетворено судом. Так компания выиграла суды у ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков в трех инстанциях. Подрядчик доказал в суде, что заказчик завысил объемы работ по техзаданию в 1,5 раза. По решению свердловского арбитража заказчик должен выплатить компенсацию за расторжение договора, однако он игнорирует постановление суда уже пять месяцев. Дело направлено на рассмотрение областного омбудсмена по правам предпринимателей Елены Артюх.

Подрядчику можно не платить

Третья возможность для злоупотребления в сфере закупок — несвоевременная или неполная оплата заказчиком исполненного контракта. Для предприятий малого бизнеса задержка выплат может обернуться банкротством из-за долгов перед субподрядчиками.

Поэтому Окулова предлагает ввести банковскую гарантию оплаты контракта (а не только резервирование средств в бюджете) для заказчика. Чтобы в случае пропуска срока приема работ без мотивированного отказа предприниматель мог получить оплату в финансовой организации. По данным Окуловой, банкиры готовы предоставить государству гарантию по минимальной ставке.

Последний пункт вызвал дискуссию среди участников круглого стола. Заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий высказался против. Он считает, что частные банки не захотят участвовать в процессе. И страхование ответственности банком не ускорит получение денег подрядчиком, так как финансовые организации также составляют договоры в своих интересах.

Партнер адвокатского бюро «White Collars» Михаил Белозеров предположил, что банковская гарантия со стороны заказчика может привести к тому, что подрядчик получит деньги при некачественно выполненных работах.

Что делать

Общественная палата предлагает сократить срок подписания акта выполненных работ и ввести административную ответственность за нарушение этого срока, ограничить диапазон по снижению цены контракта, создать для заказчика «зеркальную» ответственность по банковской гарантии, разработать типовые формы контрактов для ряда отраслей и централизовать закупки питания для детей в школах, дошкольных учреждениях, детсадах. Соответствующий документ организация направит губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, Заксобранию и депутатам Госдумы от региона.