«Титановая долина» заставит Екатеринбург строить для бизнеса больше
Правительство РФ, выпустив в августе постановление, дало старт второй очереди «Титановой долины» (площадка «Уктус»). ОЭЗ, которая занимает 95,2 га на границе Екатеринбурга, Арамиля и Сысерти, создана на базе аэропорта Уктус.
Факторы месторасположения рядом с крупным мегаполисом и относительно небольшой площади диктуют специфику нового производства: все будущие резиденты будут представлять высокотехнологичную отрасль.
Якорным резидентом второй очереди «Титановой долины» станет Уральский завод гражданской авиации, который займется локализацией сборки самолетов L-410 и вертолетов Bell.
Развитие малой авиации — один из трендов федеральных властей, а самолетостроение — новая для региона компетенция. И свердловская ОЭЗ может стать площадкой, где производство летательных средств окупится за счет налоговых и таможенных преференций, а также бесплатным подключением к инженерной инфраструктуре.
По словам гендиректора «Титановой долины» Артемия Кызласова, самолеты L-410 будут использоваться для региональных авиаперевозок, а также для нужд МЧС, Центра медицины катастроф и других экстренных служб.
«L-410, конечно, не самая последняя разработка, но самолет в высшей степени непритязательный. Может взлетать и садиться практически на любую более-менее подготовленную поверхность: поле, грунтовые аэродромы, короткие взлетно-посадочные полосы, водные поверхности. Для экстренных служб L-410 обладает оптимальной вместительностью. Сам самолет не очень дорогой, что позволяет его использовать в гражданских авиаперевозках на низкодоходных маршрутах», — перечисляет преимущества самолета Артемий Кызласов.
Вообще основные производственные мощности УЗГА останутся в районе аэропорта Кольцово, а на Уктусе, где сейчас собирают небольшие современные самолеты, сформируют новое направление. Под него создаются новые производственные мощности. Осенью текущего года на второй очереди ОЭЗ вводится в эксплуатацию второй корпус УЗГА площадью 11,5 тысячи кв. м. Заказчиком строительства выступает управляющая компания «Титановой долины», которая в том числе специализируется на возведении сложных промышленных объектов.
УЗГА займет не более 15–20% площади второй очереди особой экономической зоны, остальные 80 га оставят другим компаниям. Сборка самолетов малой авиации должна подтянуть во вторую очередь другие высокотехнологичные и смежные производства, в том числе не связанные с авиастроением. Сейчас управляющая компания ведет переговоры с шестью потенциальными резидентами. Например, компания из Березовского «Сибеко», специализирующаяся на производстве сидений для грузового, железнодорожного и спецтранспорта, сейчас выходит на рынок авиации.
Концентрация на промплощадке пула технологичных компаний должна дать толчок к развитию территории вокруг, трансформировав ее в мощный центр притяжения.
«Мне бы очень хотелось, чтобы вокруг площадки «Уктус» появились научные предприятия, R&D- или IT-компании. Потенциал для этого есть: в «Титановой долине» сосредоточатся платежеспособные потребители, среди которых будут востребованы науко- и технологичноемкие продукты. Сейчас мы работаем с девелоперами над проектом создания рядом с ОЭЗ промышленного коворкинга для сдачи в аренду небольшим технико-внедренческим компаниям — по 100–200 кв. м. Это может послужить стимулом к появлению стартапов, а они во всех развитых странах являются поставщиками новых технологий», — отмечает Кызласов.
По его замыслу, недвижимость востребованного сегодня формата light industry (здания с промышленной и офисной функцией) будет окружать вторую очередь «Титановой долины» на 10 000 кв. м. Спрос на нее, как уверяет топ-менеджер, в регионе высокий. Помимо этого рядом с Уктусом предполагается возведение гостиницы, офисных помещений, складской недвижимости, логистической инфраструктуры — как для нужд резидентов «Долины», их кооперационных партнеров, так и для стороннего бизнеса.
Пока площадка обеспечена инфраструктурой только на трех-четырех резидентов, и основные затраты управляющая компания понесет именно на строительство инженерных объектов для остальной площади ОЭЗ. Но, естественно, газопроводы и электросети для «Титановой долины» будут строиться с запасом — с учетом потребностей Арамиля и Сысерти.
«Здесь, конечно, дело не только в деньгах. Кроме денег необходимо участие и согласование крупных организаций — таких как «Газпром» или МРСК. Надо строить подстанцию, врезаться в магистральный газопровод, строить ГРС, и от нее уже тянуть газопровод к площадке. Технологически эти работы не очень сложные — все это мы уже прошли при строительстве внешних сетей для площадки в Верхней Салде. Но они требуют большой административной работы», — объсняет руководитель«Титановой долины».
Подавляющее число узлов подключения к электричеству в том районе — закрыто. Чтобы подключиться к подстанции, требуется масштабная реконструкция. И если одному бизнесу работы потянуть дорого, то в кооперации в рамках строительства ОЭЗ сделать это реально, считает Кызласов.
Реализация второй очереди, в отличие от первой, не забуксует: с одной стороны, спрос на земли рядом с Екатеринбургом заметно выше, с другой — требования к будущим резидентам жестче.
«Мы ориентируемся запустить площадку через три года. Это реалистичный прогноз. Мы будем балансировать, чтобы и резиденты заходили, и строилась инфраструктура под них. Чтобы не вышло, что они завод построили, но не запустили в эксплуатацию из-за недостатка ресурсов»
Устойчивости проекту должна добавить организационная и финансовая поддержка свердловского правительства. Областной бюджет потратит на создание инфраструктуры 2,9 млрд рублей, еще около 3,8 млрд рублей будет выделено из внебюджетных источников. К 2027 году объем инвестиций резидентов второй очереди «Титановой долины» составит более 10 млрд рублей, а общий доход налоговых и таможенных поступлений превысит 7 млрд рублей.