Лента новостей
Все новости Екатеринбург
В Минобороны рассказали о борьбе с военными кибератаками Запада 03:28, Политика СМИ узнали о снятии запрета на аккредитацию для RT France 03:02, Общество 5 советов, которые сделают вас сильнее и помогут противостоять стрессу 03:00, РБК и Philips Минкомсвязи предложило отменить лицензии на издание DVD и CD 02:55, Бизнес США ввели санкции против сына лидера «Хезболлы» 02:31, Политика Пенс пригрозил Китаю холодной войной 01:53, Политика Обвал цен на нефть. Главное 01:22, Экономика Правозащитники узнали о плане ЦРУ возродить программу «сыворотки правды» 01:19, Политика Минспорт предложил штрафовать за незаконную продажу билетов на Евро-2020 01:17, Общество В секторе Газа заявили о готовности заключить перемирие с Израилем 00:42, Политика Замглавы ФСИН рассказал об экономии на питании для заключенных 00:24, Общество ЦБ ослабит для Сбербанка ограничения по выдаче ипотеки 00:19, Финансы МИД ответил на заявление Госдепа о роли России в афганском конфликте 00:17, Политика СМИ узнали о закрытой встрече Порошенко с иерархами УПЦ МП в Киеве 00:02, Общество Цена нефти марки Brent упала на $5 за день 00:01, Экономика Прокуратура Чехии проверит сообщения о похищении сына премьер-министра 13 ноя, 23:58, Политика Мелания Трамп потребовала уволить советника Болтона 13 ноя, 23:45, Политика Мадридский «Реал» утвердил Сантьяго Солари на посту главного тренера 13 ноя, 23:20, Спорт Замглавы ФСИН заявил о нехватке колоний для осужденных силовиков 13 ноя, 23:19, Общество Следователи отказали Поклонской в возбуждении дела против Учителя 13 ноя, 23:19, Общество Эксперты S&P спрогнозировали насыщение рынка розничных кредитов 13 ноя, 23:11, Финансы 5 модных трендов этой осени 13 ноя, 22:50, РБК Pink и KUPIVIP.RU Козак заявил об отсутствии ответа США на предложения Дерипаски 13 ноя, 22:45, Бизнес ВВП выдался неурожайным: как МЭР и эксперты пояснили замедление экономики 13 ноя, 22:29, Экономика Лука Модрич стал лучшим футболистом 2018 года по версии Goal 13 ноя, 22:18, Спорт Минобороны Норвегии связало сбой в GPS с действиями российских войск 13 ноя, 22:14, Политика Экс-главу Башкирии Хамитова номинировали в совет директоров «Башнефти» 13 ноя, 22:12, Бизнес 15 часов на одном заряде: компактный ноутбук для долгих поездок 13 ноя, 21:46, РБК и Lenovo
Комиссар Уральской биеннале участвует в создании Музея станка в Туле
Екатеринбург, 15 ноя 2017, 08:28
0
Комиссар Уральской биеннале участвует в создании Музея станка в Туле
Он расположится на территории кластера «Октава», который создается на базе одноименного завода в центре города. Там же появятся общественные пространства, мастерские и Высшая техническая школа.
Алиса Прудникова (Фото: Сергей Логинов для РБК-Екатеринбург)

В Туле создадут творческий индустриальный кластер на базе действующего завода «Октава»: он станет местом культурного отдыха, образовательным центром и значимой точкой на туристическом маршруте города. Часть территории завода в самом центре города — буквально в нескольких метрах от Кремля — долгое время простаивала. Было принято решение модернизировать производство, а часть территории передать для создания кластера — городского пространства, которое могло бы решить не только социальные, но и образовательные задачи региона.

В июне сам завод был передан в прямое управление Ростеху. К слову, завод «Октава» — предприятие, которое является настоящим брендом для города и его жителей. Он выпускает электроакустическое оборудование: например, микрофонами «Октавы» пользуются такие звезды, как U2, Sting, Radiohead и многие российские исполнители.

Кластер займет четыре этажа одного здания завода. На первом этаже появятся публичная профессиональная библиотека, студия звукозаписи, электронная мастерская «Фаблаб». На втором — Музей станка и музейный магазин. Третий этаж займет Высшая техническая школа. На четвертом будут находиться Кванториум, зин-редакция, которая будет выпускать тематическую газету кластера «Октава», и другие проекты.

Фото: Официальная документация проекта

Над созданием кластера работает команда экспертов урбанистики, городского планирования, культуры и искусства, промышленного маркетинга и бизнеса. Среди специалистов — комиссар Уральской биеннале Алиса Пруднкова, заместитель генерального директора по маркетингу НЦИ Ольга Пивень, куратор общественных пространств, основатель архитектурного бюро Orchestra Екатерина Гольдберг, советник по социальной и культурной политике технопарка «Сколково» Дария Женихова и многие другие. Руководит проектом Василий Бровко — директор по особым поручениям госкорпорации Ростех, председатель Совета директоров завода «Октава».

Екатерина Гольдберг и Алиса Прудникова презентовали проект в Екатеринбурге, на площадке форума «Культура как предприятие», который проходил в рамках Уральской биеннале. Гольдберг имеет большой опыт создания долгоиграющих проектов и будет работать над общественными пространствами на территории завода; а Прудникова умеет превращать индустриальные площадки в культурные — ее опыт проведения в Екатеринбурге биеннале говорит сам за себя, поэтому ее пригласили в команду авторов первого в России Музея станка.

«Октава» уникальна тем, что это пример государственно-частного партнерства — госкорпорации Ростех и инвестора Михаила Шелкова. Кроме того, в проекте совместят культурную среду и промышленное производство.

Фото: Официальная документация проекта

Как рассказала «РБК-Екатеринбург» Екатерина Гольдберг, в последнее время завод «Октава» переживал кризис: большая территория простаивала из-за того, что современное производство не требует тех мощностей, какие были в XX веке; имеющийся персонал не был загружен полностью, а молодые специалисты не спешили идти работать сюда — молодежь предпочитала вообще уезжать из города. Создание кластера должно решить все эти проблемы. По словам Гольдберг, в «Октаве» появятся две ключевые функции: на втором этаже разместится Музей станка, как важная культурная институция, на третьем — Высшая техническая школа для людей, задействованных в промышленности. Их будут обучать новым навыкам и повышать их квалификацию.

«Ростех поставил нам задачу изучить Тулу, завод и жизнь его работников, узнать, чем они интересуются, что создают сами, — и на стыке этого создавать общественные пространства», — отмечает Екатерина Гольдберг. Под общественными пространствами здесь подразумеваются не только кафе, библиотека и книжный магазин, но в первую очередь — лаборатория звука, мастерские и пространства под производственные стартапы, которые и будут формировать концепцию кластера.

По словам Гольдберг, архитекторы делают акцент на том, чтобы сохранить элементы старого завода: их превратят в предметы интерьера и главные составляющие пространства. Во дворе, например, будут представлены элементы самого предприятия, а также мебель и другие предметы, произведенные в мастерских кластера.

Фото: Официальная документация проекта

Творческий индустриальный кластер «Октава» откроется уже в конце этого года. Екатерина Гольдберг отмечает, что помимо запускающейся части есть еще и другие — пока свободные пространства. «И уже сейчас, на этапе поиска стартапов, стало понятно, что места для всех желающих не хватит, — говорит она. — Поэтому мы стали смотреть на территорию вокруг и на то, как можно развивать целый квартал. Горожане и люди с завода тоже будут играть свою роль в этом развитии».

Одна из ключевых составляющих кластера — Музей станка, который будет рассказывать историю государства и мира через историю станкостроения, потому что становление машин, которые что-то производили, заводов и всей индустриализации в целом отражает политические и военные конфликты, которые влияли на страну.

Музей станка станет образцом музея современного типа. Его экспозиция будет сочетать в себе традиционные экспонаты с мультимедийными проектами и новейшими технологиями: проекциями, аудиоконтентом, интерактивными дисплеями. На такой формат работы с аудиторией — с ее вовлечением в экспозицию и полным погружением в тему — переходят или уже перешли многие музеи мира и России.

Фото: Официальная документация проекта

Постоянную экспозицию музея станка в Туле откроют в марте 2018-го. Алиса Прудникова рассказала, что площадь музея — тысяча «квадратов», для экспозиции это не так много (учитывая, что один прокатный стан может быть размером с дом). Разгуляться, признается Прудникова, негде, однако вполне возможно создать выставку из десяти станков, сквозь которые будут проходить экскурсии через несколько слоев: урбанистический, культурный, истории производства и т.д.

В музее будут представлены машины, произведенные не только в Туле, но и из других городов и стран. Вполне понятно, что закупать для музея новейшие станки, которые стоят огромных денег и будут при этом простаивать, нецелесообразно, поэтому у экспозиции будет серьезная медийная составляющая. «Современную супертехнологичную промышленность мы покажем в виртуальном виде», — говорит Алиса Прудникова.

По ее словам, генеральная идея музея в том, что каждый из десяти станков являет собой определенный период и раскрывает какой-то слой: ты сам выбираешь контекст и идешь по нему. Всего слоев — восемь. Одного посетителя можно провести по экспозиции восемь раз — и каждый раз это будет что-то новое, с особым театральным подходом. Это решение для статичного музея, который имеет ограниченное пространство. Серьезная медийная составляющая и сменный контент помогут это все выстроить.

Фото: Официальная документация проекта

Алиса Прудникова отмечает, что для нее создание Музея станка (постоянного проекта, а не временного, как Уральская биеннале) стало настоящим вызовом: посмотреть, как тему индустриализации, которую в Екатеринбурге прорабатывают годами, раскрыть в конкретном кейсе, и заставить людей полюбить эти огромные машины.

«Моя главная концептуальная задумка — сделать так, чтобы посетители музея прошли экскурсию через истории людей, которые работали на этих станках, через историю дизайна: плакатов о станках и работе, — говорит Алиса. — Через истории, где были произведены станки, почему именно в той стране и в то время».

Каждый станок в музее будет окружен экранами, которые будут рассказывать истории определенных слоев, будут и 3D-модели станков, настоящие версии которых по понятным причинам вместить на площадку не удастся.

Главная задача для музея — максимальное вовлечение посетителя. Главный вызов, который стоит сейчас перед создателями, — сделать так, чтобы экспозиция не устарела к моменту открытия. Поэтому контент будет постоянно меняться, а кураторы будут работать над тем, чтобы слои и истории обновлялись.