Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Минобороны отчиталось об ударе российских Ту-22 по террористам в Сирии 19:09, Политика Зюганов возмутился переименованием петербургских улиц 19:03, Общество Лукашенко обвинил Порошенко в нарушении обещаний по «делу о шпионаже» 18:57, Политика В Онкоцентре им. Блохина ответили на обвинения в поборах 18:50, Общество В Киеве эвакуировали аэропорт из-за звонка о бомбе 18:36, Общество СК назвал ультразвук причиной массовой госпитализации липецких школьников 18:16, Общество В Госдуме обвинили МОК в попытке «дискредитировать Олимпиаду в Сочи» 18:11, Спорт Число жертв теракта в Египте превысило 230 человек 18:09, Общество Акции «Яндекса» обновили рекорд после одобрения ФАС сделки с Uber 18:08, Бизнес Один человек пострадал при взрыве газа в пятиэтажке в Мурманске 18:07, Общество Названы сроки открытия платной трассы Москва — Петербург 18:02, Общество Путин выразил соболезнования президенту Египта в связи с терактом 17:44, Общество ФАС заинтересовался «незаметным» появлением конкурента «Яндекс.Такси» 17:34, Бизнес Теракт в египетской мечети. Фотогалерея 17:32, Фотогалерея  Летевший в Германию самолет сел в Сербии из-за самочувствия пилота 17:23, Общество Билл Гейтс одолжит Флоренции Лестерский кодекс Леонардо да Винчи 17:21, Общество В России обнаружен регион с высоким уровнем генетического заболевания 17:15, Общество В России заработает виртуальный сотовый оператор Virgin Ричарда Бренсона 17:15, Технологии и медиа Госдума одобрила в первом чтении использование герба на сувенирах 17:11, Политика Евросоюз и его постсоветские партнеры не упомянули Крым по итогам саммита 17:08, Политика МОК лишил Россию первого места в командном зачете Олимпиады в Сочи 17:05, Спорт Минфин решил отменить ограничения на покупку украшений без паспорта 17:03, Экономика Структура BASF и нефтяная компания Фридмана задумались о слиянии 16:56, Бизнес При теракте в египетской мечети погибли более 180 человек 16:51, Общество Ножницы для рубля: чем грозит сближение ставок ФРС и Банка России 16:42, Деньги СБУ заподозрила Gloria Jeans в «финансировании терроризма» 16:39, Политика Президент Египта объявил трехдневный траур из-за теракта в мечети 16:32, Политика Американская comScore перестанет измерять Рунет 16:31, Технологии и медиа
Комиссар Уральской биеннале участвует в создании Музея станка в Туле
Екатеринбург, 15 ноя, 08:28
0
Комиссар Уральской биеннале участвует в создании Музея станка в Туле
Он расположится на территории кластера «Октава», который создается на базе одноименного завода в центре города. Там же появятся общественные пространства, мастерские и Высшая техническая школа.
Алиса Прудникова (Фото: Сергей Логинов для РБК-Екатеринбург)

В Туле создадут творческий индустриальный кластер на базе действующего завода «Октава»: он станет местом культурного отдыха, образовательным центром и значимой точкой на туристическом маршруте города. Часть территории завода в самом центре города — буквально в нескольких метрах от Кремля — долгое время простаивала. Было принято решение модернизировать производство, а часть территории передать для создания кластера — городского пространства, которое могло бы решить не только социальные, но и образовательные задачи региона.

В июне сам завод был передан в прямое управление Ростеху. К слову, завод «Октава» — предприятие, которое является настоящим брендом для города и его жителей. Он выпускает электроакустическое оборудование: например, микрофонами «Октавы» пользуются такие звезды, как U2, Sting, Radiohead и многие российские исполнители.

Кластер займет четыре этажа одного здания завода. На первом этаже появятся публичная профессиональная библиотека, студия звукозаписи, электронная мастерская «Фаблаб». На втором — Музей станка и музейный магазин. Третий этаж займет Высшая техническая школа. На четвертом будут находиться Кванториум, зин-редакция, которая будет выпускать тематическую газету кластера «Октава», и другие проекты.

Фото: Официальная документация проекта

Над созданием кластера работает команда экспертов урбанистики, городского планирования, культуры и искусства, промышленного маркетинга и бизнеса. Среди специалистов — комиссар Уральской биеннале Алиса Пруднкова, заместитель генерального директора по маркетингу НЦИ Ольга Пивень, куратор общественных пространств, основатель архитектурного бюро Orchestra Екатерина Гольдберг, советник по социальной и культурной политике технопарка «Сколково» Дария Женихова и многие другие. Руководит проектом Василий Бровко — директор по особым поручениям госкорпорации Ростех, председатель Совета директоров завода «Октава».

Екатерина Гольдберг и Алиса Прудникова презентовали проект в Екатеринбурге, на площадке форума «Культура как предприятие», который проходил в рамках Уральской биеннале. Гольдберг имеет большой опыт создания долгоиграющих проектов и будет работать над общественными пространствами на территории завода; а Прудникова умеет превращать индустриальные площадки в культурные — ее опыт проведения в Екатеринбурге биеннале говорит сам за себя, поэтому ее пригласили в команду авторов первого в России Музея станка.

«Октава» уникальна тем, что это пример государственно-частного партнерства — госкорпорации Ростех и инвестора Михаила Шелкова. Кроме того, в проекте совместят культурную среду и промышленное производство.

Фото: Официальная документация проекта

Как рассказала «РБК-Екатеринбург» Екатерина Гольдберг, в последнее время завод «Октава» переживал кризис: большая территория простаивала из-за того, что современное производство не требует тех мощностей, какие были в XX веке; имеющийся персонал не был загружен полностью, а молодые специалисты не спешили идти работать сюда — молодежь предпочитала вообще уезжать из города. Создание кластера должно решить все эти проблемы. По словам Гольдберг, в «Октаве» появятся две ключевые функции: на втором этаже разместится Музей станка, как важная культурная институция, на третьем — Высшая техническая школа для людей, задействованных в промышленности. Их будут обучать новым навыкам и повышать их квалификацию.

«Ростех поставил нам задачу изучить Тулу, завод и жизнь его работников, узнать, чем они интересуются, что создают сами, — и на стыке этого создавать общественные пространства», — отмечает Екатерина Гольдберг. Под общественными пространствами здесь подразумеваются не только кафе, библиотека и книжный магазин, но в первую очередь — лаборатория звука, мастерские и пространства под производственные стартапы, которые и будут формировать концепцию кластера.

По словам Гольдберг, архитекторы делают акцент на том, чтобы сохранить элементы старого завода: их превратят в предметы интерьера и главные составляющие пространства. Во дворе, например, будут представлены элементы самого предприятия, а также мебель и другие предметы, произведенные в мастерских кластера.

Фото: Официальная документация проекта

Творческий индустриальный кластер «Октава» откроется уже в конце этого года. Екатерина Гольдберг отмечает, что помимо запускающейся части есть еще и другие — пока свободные пространства. «И уже сейчас, на этапе поиска стартапов, стало понятно, что места для всех желающих не хватит, — говорит она. — Поэтому мы стали смотреть на территорию вокруг и на то, как можно развивать целый квартал. Горожане и люди с завода тоже будут играть свою роль в этом развитии».

Одна из ключевых составляющих кластера — Музей станка, который будет рассказывать историю государства и мира через историю станкостроения, потому что становление машин, которые что-то производили, заводов и всей индустриализации в целом отражает политические и военные конфликты, которые влияли на страну.

Музей станка станет образцом музея современного типа. Его экспозиция будет сочетать в себе традиционные экспонаты с мультимедийными проектами и новейшими технологиями: проекциями, аудиоконтентом, интерактивными дисплеями. На такой формат работы с аудиторией — с ее вовлечением в экспозицию и полным погружением в тему — переходят или уже перешли многие музеи мира и России.

Фото: Официальная документация проекта

Постоянную экспозицию музея станка в Туле откроют в марте 2018-го. Алиса Прудникова рассказала, что площадь музея — тысяча «квадратов», для экспозиции это не так много (учитывая, что один прокатный стан может быть размером с дом). Разгуляться, признается Прудникова, негде, однако вполне возможно создать выставку из десяти станков, сквозь которые будут проходить экскурсии через несколько слоев: урбанистический, культурный, истории производства и т.д.

В музее будут представлены машины, произведенные не только в Туле, но и из других городов и стран. Вполне понятно, что закупать для музея новейшие станки, которые стоят огромных денег и будут при этом простаивать, нецелесообразно, поэтому у экспозиции будет серьезная медийная составляющая. «Современную супертехнологичную промышленность мы покажем в виртуальном виде», — говорит Алиса Прудникова.

По ее словам, генеральная идея музея в том, что каждый из десяти станков являет собой определенный период и раскрывает какой-то слой: ты сам выбираешь контекст и идешь по нему. Всего слоев — восемь. Одного посетителя можно провести по экспозиции восемь раз — и каждый раз это будет что-то новое, с особым театральным подходом. Это решение для статичного музея, который имеет ограниченное пространство. Серьезная медийная составляющая и сменный контент помогут это все выстроить.

Фото: Официальная документация проекта

Алиса Прудникова отмечает, что для нее создание Музея станка (постоянного проекта, а не временного, как Уральская биеннале) стало настоящим вызовом: посмотреть, как тему индустриализации, которую в Екатеринбурге прорабатывают годами, раскрыть в конкретном кейсе, и заставить людей полюбить эти огромные машины.

«Моя главная концептуальная задумка — сделать так, чтобы посетители музея прошли экскурсию через истории людей, которые работали на этих станках, через историю дизайна: плакатов о станках и работе, — говорит Алиса. — Через истории, где были произведены станки, почему именно в той стране и в то время».

Каждый станок в музее будет окружен экранами, которые будут рассказывать истории определенных слоев, будут и 3D-модели станков, настоящие версии которых по понятным причинам вместить на площадку не удастся.

Главная задача для музея — максимальное вовлечение посетителя. Главный вызов, который стоит сейчас перед создателями, — сделать так, чтобы экспозиция не устарела к моменту открытия. Поэтому контент будет постоянно меняться, а кураторы будут работать над тем, чтобы слои и истории обновлялись.