Спроси себя, почему ты за. Екатеринбуржцы разобрались, зачем им «Экспо»
В Екатеринбурге прошли первые общественные дебаты, на которых обсуждали заявку города на проведение «Экспо-2025». Здесь собрались десятки человек — представители бизнеса, власти, простые горожане и студенты. В том числе вице-мэр Екатеринбурга Сергей Тушин, депутат Гордумы Константин Киселев, депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, замглава заявочного комитета Тото Дарч, предприниматели Леонид Гункевич, Евгений Шароварин, владелец Viet Nom Ань Нгуен, телеведущий Даниил Макеранец, организатор «Стенографии» Евгений Фатеев, рэпер Наум Блик и другие известные в городе люди, не равнодушные к судьбе Екатеринбурга.
Формат дебатов был выдержан по мере возможности: специальным гостям дали несколько минут на высказывание своей точки зрения о том, что такое «Экспо» и зачем оно нужно, после чего присутствующие задавали вопросы. Примечательно, что только пара человек из десятков участников высказалась против выставки, остальные же расписали перспективы, которые, на их взгляд, город может получить от нее; обсудили работу правительства Свердловской области, которое занимается продвижением Екатеринбурга; и то, что наш город может повторить историю Сочи — когда неизвестный городок после Олимпиады занял место на карте мира.
Первым взял слово замглавы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин, он рассказал об истории международной выставки и том, что самое главное — это то наследство, которое она после себя оставит. В пример он привел информацию, что уже получил Екатеринбург от подготовки к чемпионату мира по футболу — 2018: например, новые автобусы на газомоторном топливе и строящиеся для них заправочные станции; новый стадион и тренировочные поля, огромный спорткомплекс «Калининец», новые дороги, в том числе — соединение проспекта Ленина и улицы Татищева, которое задумывали еще с 1972 года. По словам Тушина, если мы не выиграем заявку, то освоим территорию, выделенную под экспо-парк, не к 2025 году, а только к 2050-му.
«Мундиаль — самое крупное спортивное событие в мире, но он даже рядом не стоял с «Экспо» по величине: значимости, времени проведения, количеству посетителей, объему инвестиций», — отметил Тушин. Напомним, что, по предварительным данным, во время ЧМ-2018 Екатеринбург посетят 20 тысяч человек, а за полгода выставки — минимум 14 млн человек; вложения в подготовку города к «Экспо» оцениваются в 100-150 млрд рублей, а окупаемость ожидается пятикратная.
«Международные события проводятся не ради выгоды, а ради наследия — тех материальных объектов, которые останутся после них, — сказал вице-мэр. — История с «Экспо» — это не заявка Екатеринбурга, а заявка России. Наш город выиграл право представлять страну у Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска и Нижнего Новгорода. Даже сейчас, пока мы готовимся к ЧМ, Екатеринбург воспринимается руководством FIFA как самый благополучный, а потому и федеральные деньги мы получили не самые большие — их передали другим городам. И на фоне наших конкурентов по «Экспо» — Парижем, Осакой, Баку — мы тоже неплохо выглядим».
Тушин рассказал, как сам раньше думал, что «Экспо» — это что-то вроде «Иннопрома», но когда побывал на малой выставке в Астане, понял, что это сочетание Диснейленда, интерактивного центра и беспрерывного по времени и презентациям шоу. И Екатеринбургу это все нужно, потому что проведение международной выставки приведет к улучшению транспортной сети, создаст совершенно другой уровень гостеприимства, оставит после себя новый район. «Не могу не отметить работу губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, который активно лоббирует интересы города и района, последовательно работает над заявкой, — сказал Тушин. — Он объявил конкурс на разработку концепции экспо-парка, а потому принять участие в заявочной кампании и подготовке города может каждый».
Телеведущий Даниил Макеранец сказал, что «Экспо» — это вообще самое прекрасное событие, которое может случиться в любом городе, потому что оно позитивно повлияет на жизнь людей и сам город. Люди на этом заработают, Екатеринбург преобразится и появится на карте мира. Его поддержал глава «Деловой России» Леонид Гункевич, который отметил, что после выставки иностранцам не надо будет объяснять, что такое Урал и где он находится.
«Бизнес-сообщество молится на то, чтобы в городе прошла эта выставка, — заявил Гункевич. — Логика простая: если не будет «Экспо», не будет вообще ничего. Если бы мы в свое время не построили аэропорт раньше Челябинска, то жили бы сейчас совершенно в другой реальности. То же самое с «Экспо»: не выиграем сейчас, упустим шанс изменить город. От проведения выставки выиграет каждый житель».
Общественник Дмитрий Москвин отметил, что необходимо максимально информировать людей, чтобы они понимали, зачем им это всё: устраивать подобные дебаты, дискуссии, диалоги, чтобы горожане идентифицировали себя с городом и поддерживали проекты, которые он заявляет. Москвину вторил замглавы заявочного комитета Тото Дарч, который, напомним, был одним из тех, кто выиграл для России право на проведение Олимпиады в Сочи.
По словам Тото, 25% успеха заявочной кампании — вовлеченность людей, которые должны знать, что такое «Экспо» вообще и как оно изменит их жизнь. Комиссия Международного бюро выставок приедет в Екатеринбург весной 2018 года, чтобы изучить общественное мнение и провести опросы: если делегаты поймут, что жители заинтересованы в «Экспо», они будут голосовать за наш город на финальных выборах, которые пройдут в ноябре.
Помимо этого, составляющими успеха он назвал сильную промо-кампанию, инвестиции и поддержку власти, которая у нас точно есть — и на региональном уровне в лице губернатора Евгения Куйвашева, и на федеральном в лице президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
IT-предприниматель Евгений Шароварин также рассказал о плюсах, которые он видит в проведении «Экспо»: по его словам, выставка позволит жителям города и страны расширить свой горизонт. «В Екатеринбург привезут всё самое лучшее, самое передовое, то, что только что зарождается, — мы даже не можем представить, что это будет, — отметил он. — 30 лет назад еще никто не знал, что мы все будем пользоваться смартфонами, а сейчас технологии развиваются в два-три раза быстрее, и предсказать, что мы увидим здесь на вставке, что увидят наши дети, невозможно. Но мы познакомимся с этим первыми, узнаем то, что будет двигать человечество вперед».
Шароварина поддержал и депутат Заксобрания Вячеслав Вегнер, который отметил, что за семь лет до «Экспо» мир еще перевернется, но выставка даст городу сильный толчок развития, после нее сюда будет приезжать жить и работать.
Депутат Гордумы Константин Киселев, в свою очередь, заявил ,что нам не хватало мечты, а теперь она появилась. Он предложил всем собравшимся и остальным горожанам не выбирать — быть за или против «Экспо», а сначала спросить себя, почему они выступили бы за — представить, что персонально им даст выставка. Он призвал не бояться, что России и Екатеринбургу нечего будет представить на выставке: что мы только построим экспо-парк, а впечатлять технологиями там будут другие. «То, что я никогда не смогу писать, как Александр Пушкин или Габриэль Гарсия Маркес, вовсе не означает, что их книг не должно быть в моей библиотеке, — отметил Киселев. — То же самое с «Экспо».
В целом, на дискуссии все высказались за проведение «Экспо», но ее главной задачей было дать людям возможность понять, что вообще такое международная выставка и зачем она городу, а на все вопросы найти ответы за три часа не удалось. Поэтому организаторы рассматривают вариант проведения подобных дебатов и обсуждений еще не раз, в том числе и для того, чтобы вовлекать жителей города в историю про «Экспо» — а это, напомним, поможет свердловскому правительству успешно представить заявку и рассчитывать на победу в ней.