Лишнее звено: два варианта покупки квартиры без риелтора
Считается, что основная задача риелторов — гарантировать юридическую чистоту сделки. Особенно при многоступенчатых сделках, в которых участвует более двух продавцов и покупателей: обмены с доплатами, ипотечными хвостами, с разными видами недвижимости, в разных городах.
Если у вас более простой случай — на дополнительных услугах агентов вполне можно сэкономить. Прежде всего, конечно, это касается жилья в новостройках — это единственный вариант, на 100% гарантирующий юридическую чистоту покупаемой квартиры. Однако и здесь риелторы предлагают свои услуги.
Как правило, если девелоперские компании и работают с агентствами, то только с проверенными, дорожащими своим именем и репутацией, так что шанс угодить в лапы «черных риелторов» минимален. Тем не менее он есть — ведь продавцом квартиры в новостройке может оказаться перекупщик (цивилизованный аналог этого термина — микроинвестор). И уже в этом случае объем гарантий заметно падает.
Самый распространенный способ обмана со стороны «черных риелторов» — подлог, когда клиента убеждают перечислить деньги за приобретаемую квартиру на счет фиктивной фирмы-однодневки на этапе строительства дома. Позже выясняется, что подписанный клиентом договор не имеет никакой юридической силы, а самой фирмы, с которой он заключен, не существует.
Это, конечно, самый дерзкий способ обмана клиента. Есть гораздо более «щадящие» и часто встречающиеся случаи — например, скрытая комиссия. «Это когда агент договорился с продавцом о снижении цены, а покупателю ничего не сказал, — объясняет исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев. — В результате сумму, которую уступил продавец, он кладет себе в карман. Это является грубейшим нарушением профессиональной этики, и профессиональное объединение с этим борется».
Сегодня застройщики стали меньше прибегать к услугами риелторских агентств либо отдают им на реализацию небольшое количество квартир в новостройках, лишь незначительно расширяя воронку продаж.
Во всех крупных девелоперских компаниях существует свой собственный отдел продаж, функционал которого достаточно широк, чтобы решить любые задачи клиента. Это и зачет вторичного жилья, и согласование ипотеки, и подбор квартиры по заданным параметрам — в борьбе за клиентов девелоперы создают достаточно качественный сервис, причем зачастую в режиме одного окна.
Крупное агентство недвижимости, наоборот, не всегда гарантия качества. Как правило, большая часть его сотрудников не трудоустроена официально, их гонорар — это процент от сделки, а конкуренция очень высока. Кроме того, риелтор просто не успевает (да и не должен) погрузиться в конкретный вопрос и узнать все технологические особенности проекта. В результате покупатель может получить вместо исчерпывающей консультации довольно поверхностную информацию, взятую из буклетов застройщиков и пропущенную через собственное представление агента.
Риелторы призывают каждого участника рынка работать в соответствии со своими компетенциями: чтобы банки отвечали за кредитование, застройщики — за качество жилья, а агентства недвижимости — за продажи. Об этом, в частности, шли жаркие споры на Национальном конгрессе Российской гильдии риелторов, проходившем в прошлом году в Екатеринбурге. Тогда представители девелоперского сообщества выражали готовность продавать квартиры через риелторов, однако жаловались на слишком малую степень вовлеченности агентов.
Достаточно простая задача покупателя «улучшить жилищные условия» обычно сводится к необходимости продать старую квартиру и купить новую, побольше (либо большую в новостройке). С этой задачей с одинаковым успехом справится и риелтор, и специалист отдела продаж застройщика, если ваша будущая квартира находится в новостройке.
В чем может быть разница? Во-первых, в отличие от риелтора, специалист отдела продаж имеет более полную информацию об объекте. Во-вторых, у него больше квартир в продаже. В-третьих, у застройщика всегда наготове целый набор спецпредложений и спецусловий для привлечения клиентов. Его задача — продать свой объект. Задача риелтора — заработать на комиссии с продажи, поэтому если клиент не согласен на условия по обсуждаемому объекту, риелтор меняет объект, а не условия.
Формируя собственный отдел продаж, крупные девелоперы стремятся устранить лишние звенья между ними и покупателями. Сегодня такие отделы имеют достаточный набор компетенций, чтобы решить практически любые вопросы оформления сделок. Главное же отличие агента и застройщика: первый видит рынок более широко, не вдаваясь в подробности каждого конкретного объекта, а второй гораздо лучше знает особенности и возможности своей компании и ее объектов.