Екатеринбург встал на пути транспортного коридора

«Сухим портом» принято называть транспортно-логистические центры, которые служат перевалочным пунктом и местом хранения грузов. Однако власти Свердловской области, которые хотят превратить Екатеринбург в главный «Сухой порт» страны, вкладывают в этот термин более обширный смысл. Регион должен стать одним из участников масштабного проекта по переброске товаров из России в страны ближнего зарубежья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Как все устроено — в материале РБК Екатеринбург.
На пути между Севером и Югом
Поставки в порты России на Балтике увязаны с заходами крупных контейнеровозов в порты Евросоюза. В условиях санкций импорт контейнеров в порты Балтийского бассейна упал более чем вполовину. Транспортировка грузов через юго-западные регионы России осложняется закрытием аэропортов и рисками атак со стороны Украины.
В качестве альтернативы Южному морскому пути с начала нулевых годов Россия развивает проект транспортного коридора «Север — Юг» — основной маршрут для перевозки грузов в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, минуя Суэцкий канал, в Индию.

«Север — Юг» включает три маршрута — западный (через Дагестан), восточный (через Казахстан и Туркменистан) и транскаспийский (через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге). Однако, как считают эксперты аналитического центра при правительстве РФ, этого может быть недостаточно.
Аналитики предлагают развивать МТК «Север — Юг» на всем протяжении по территории страны. В частности, соединить МТК с Северным морским путем через Екатеринбург, построив новые участки железных дорог с выходом к Каспийскому морю.

В результате появится возможность вывозить грузы из промышленного центра страны в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.
Таким образом, проект «Сухого порта» в Свердловской области предполагает участие не только Екатеринбургской агломерации, но и других регионов Уральского федерального округа в формировании безопасного пути доставки. За счет объединения автомобильных, железнодорожных и авиапутей он даст возможность быстро обрабатывать и транспортировать большое количество грузов.
Помимо безопасности, коридор «Север — Юг» позволит в два раза сократить расстояние и время на доставку грузов, что снижает стоимость перевозки.
Вопрос инфраструктуры
Следующий необходимый фактор для реализации проекта «Сухой порт» — создание транспортно-логистической базы и сети автомобильных и железных дорог. Все это в Свердловской области уже строится.
Прогнозируемые инвестиции в проект «Сухой порт» составят 1,2-1,5 трлн руб., а регион будет возвращать 10-12 млрд руб. дополнительных налогов ежегодно.
«Наша задача — превратить область в крупнейший товарно-распределительный центр страны. Сегодня мы можем себя назвать одним из крупнейших сухих портов нашей страны», — отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который выступил инициатором создания проекта.
По словам министра экономики и территориального развития Свердловской области Руслана Садыкова, у «Сухого порта» может быть четыре специализации:
- контейнерные перевозки (в целом рынок контейнерных перевозок составляет около 9% грузоперевозок, тогда как в других странах с помощью контейнеров перевозится до половины грузов);
- сжиженный природный газ (показатели российских проектов считаются одними из самых конкурентоспособных);
- уголь (российские производители угля переориентируются на страны Тихоокеанского региона);
- зерно (Россия продает 20% зерна на мировом рынке).
Инфраструктура «Сухого порта» в Свердловской области:
- Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Уральский» (у озера Шарташ). Первую очередь запустили в ноябре 2022 года. На полную мощность — до 800 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент) в год — выйдет к 2035 году. Запуск позволит сократить время перевозки грузов на уральские предприятия на 30%. Объем инвестиций — 12 млрд руб.
- ТЛЦ «Екатеринбург» (железнодорожная станция Седельниково). Первую очередь запустят в 2027 году, выход на проектную мощность — до 10 млн тонн грузов — к 2035 году. Объем инвестиций — 13 млрд руб. На территории построят контейнерно-контрейлерный терминал, терминал для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, терминал колесной техники, универсальный складской комплекс, таможенные зоны.
- Грузовой двор «Гипсовая». С 2020 года Свердловская железная дорога (СвЖД) реализует проект терминально-логистического комплекса в районе станция Гипсовая в Екатеринбурге. Финансирование — в рамках существующей инвестпрограммы РЖД. Срок запуска — 2025 год. Перерабатывающая способность — 3 млн тонн в год.
- ОЭЗ «Титановая долина». На площадке в Сысертском районе «Сима-ленд» построит распределительный центр и автоматизированный производственно-складской комплекс. Срок запуска — 2025 год. Инвестиции — 3,1 млрд рублей.
Помимо логистических центров, для запуска «Сухого порта» нужна и железнодорожная инфраструктура, причем это уже выходит за рамки зоны ответственности только Свердловской области.
«В первую очередь, мы видим потребность развития железной дороги, ведущей к арктическим портам, и создания на полуострове Ямал многофункционального порта, что позволит компаниям получить выход на Северный морской путь. С конца 2024 года на СМП должна установиться круглогодичная навигация », — отмечает Садыков.
«Сухой порт» на бумаге и в реальности
Однако к проекту «Сухой порт» со всем его масштабом есть довольно много вопросов, которые озвучивают и власти, и бизнес.
И первая из них — деньги. По словам руководителя аналитического центра при правительстве РФ Константина Калинина, нагрузка на федеральный бюджет велика и придется искать средства из внебюджетных источников. Например, только строительство участка «Полуночное — Обская» (свяжет станцию Ивдель СвЖД со станцией Лабытнанги Северной железной дороги) потребует 400 млрд руб. из внебюджетных источников. Эти средства могут вложить грузоотправители и угольные компании, заинтересованные в снижении расходов на транспортировке груза.
Однако точных расчетов затрат на «Сухой порт» пока нет, аналитики назовут цифры и подготовят сценарий по структуре финансирования к октябрю 2023 года.
Поскольку масштаб проекта «Сухой порт» выходит за пределы Свердловской области, это добавляет ограничения, связанные с контролем. Эксперты и участники рынка, знакомые с ситуацией, сходятся во мнении, что сейчас в стране нет единой государственной логистики и ее необходимо сформировать.
И для того, чтобы система оказалась жизнеспособной, всю структуру и площадки «Сухого порта», не только в Свердловской области, но и по стране, необходимо связать общей интеллектуальной системой управления на едином интеграторе. А ее еще только предстоит разработать.
Также придется решать вопрос дефицита кадров в транспортно-логистической сфере региона. Запуск основных причалов «Сухого порта» создаст 5000 дополнительных мест.
«Следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести не только к сокращению количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг», — отмечает председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич.
По словам бывшего главы Екатеринбурга, сенатора Александра Высокинского, также придется решать и вопросы доставки людей на рабочие места, вопросы загруженности ЕКАД, после того как по ним пойдут фуры с грузом, и многие другие.
«Сухой порт» нельзя рассматривать только как место переработки грузов. Давайте относиться к нему как к совокупности большого количества проектов и продумывать моменты заранее», — отмечает Высокинский.