Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Екатеринбург встал на пути транспортного коридора

Урал должен стать новой сортировочной базой для грузов со всей страны. Для этого здесь создадут «Сухой порт».
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Сухим портом» принято называть транспортно-логистические центры, которые служат перевалочным пунктом и местом хранения грузов. Однако власти Свердловской области, которые хотят превратить Екатеринбург в главный «Сухой порт» страны, вкладывают в этот термин более обширный смысл. Регион должен стать одним из участников масштабного проекта по переброске товаров из России в страны ближнего зарубежья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Как все устроено — в материале РБК Екатеринбург.

На пути между Севером и Югом

Поставки в порты России на Балтике увязаны с заходами крупных контейнеровозов в порты Евросоюза. В условиях санкций импорт контейнеров в порты Балтийского бассейна упал более чем вполовину. Транспортировка грузов через юго-западные регионы России осложняется закрытием аэропортов и рисками атак со стороны Украины.

В качестве альтернативы Южному морскому пути с начала нулевых годов Россия развивает проект транспортного коридора «Север — Юг» — основной маршрут для перевозки грузов в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, минуя Суэцкий канал, в Индию.

Фото: Анна Коваленко, РБК Екатеринбург

«Север — Юг» включает три маршрута — западный (через Дагестан), восточный (через Казахстан и Туркменистан) и транскаспийский (через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге). Однако, как считают эксперты аналитического центра при правительстве РФ, этого может быть недостаточно.

Аналитики предлагают развивать МТК «Север — Юг» на всем протяжении по территории страны. В частности, соединить МТК с Северным морским путем через Екатеринбург, построив новые участки железных дорог с выходом к Каспийскому морю.

Фото: Анна Коваленко, РБК Екатеринбург

В результате появится возможность вывозить грузы из промышленного центра страны в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.

Таким образом, проект «Сухого порта» в Свердловской области предполагает участие не только Екатеринбургской агломерации, но и других регионов Уральского федерального округа в формировании безопасного пути доставки. За счет объединения автомобильных, железнодорожных и авиапутей он даст возможность быстро обрабатывать и транспортировать большое количество грузов.

Помимо безопасности, коридор «Север — Юг» позволит в два раза сократить расстояние и время на доставку грузов, что снижает стоимость перевозки.

Вопрос инфраструктуры

Следующий необходимый фактор для реализации проекта «Сухой порт» — создание транспортно-логистической базы и сети автомобильных и железных дорог. Все это в Свердловской области уже строится.

Прогнозируемые инвестиции в проект «Сухой порт» составят 1,2-1,5 трлн руб., а регион будет возвращать 10-12 млрд руб. дополнительных налогов ежегодно.

Фото: РБК Екатеринбург

«Наша задача — превратить область в крупнейший товарно-распределительный центр страны. Сегодня мы можем себя назвать одним из крупнейших сухих портов нашей страны», — отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который выступил инициатором создания проекта.

По словам министра экономики и территориального развития Свердловской области Руслана Садыкова, у «Сухого порта» может быть четыре специализации:

  • контейнерные перевозки (в целом рынок контейнерных перевозок составляет около 9% грузоперевозок, тогда как в других странах с помощью контейнеров перевозится до половины грузов);
  • сжиженный природный газ (показатели российских проектов считаются одними из самых конкурентоспособных);
  • уголь (российские производители угля переориентируются на страны Тихоокеанского региона);
  • зерно (Россия продает 20% зерна на мировом рынке).

Инфраструктура «Сухого порта» в Свердловской области:

  • Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Уральский» (у озера Шарташ). Первую очередь запустили в ноябре 2022 года. На полную мощность — до 800 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент) в год — выйдет к 2035 году. Запуск позволит сократить время перевозки грузов на уральские предприятия на 30%. Объем инвестиций — 12 млрд руб.
  • ТЛЦ «Екатеринбург» (железнодорожная станция Седельниково). Первую очередь запустят в 2027 году, выход на проектную мощность — до 10 млн тонн грузов — к 2035 году. Объем инвестиций — 13 млрд руб. На территории построят контейнерно-контрейлерный терминал, терминал для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, терминал колесной техники, универсальный складской комплекс, таможенные зоны.
  • Грузовой двор «Гипсовая». С 2020 года Свердловская железная дорога (СвЖД) реализует проект терминально-логистического комплекса в районе станция Гипсовая в Екатеринбурге. Финансирование — в рамках существующей инвестпрограммы РЖД. Срок запуска — 2025 год. Перерабатывающая способность — 3 млн тонн в год.
  • ОЭЗ «Титановая долина». На площадке в Сысертском районе «Сима-ленд» построит распределительный центр и автоматизированный производственно-складской комплекс. Срок запуска — 2025 год. Инвестиции — 3,1 млрд рублей.

Помимо логистических центров, для запуска «Сухого порта» нужна и железнодорожная инфраструктура, причем это уже выходит за рамки зоны ответственности только Свердловской области.

«В первую очередь, мы видим потребность развития железной дороги, ведущей к арктическим портам, и создания на полуострове Ямал многофункционального порта, что позволит компаниям получить выход на Северный морской путь. С конца 2024 года на СМП должна установиться круглогодичная навигация », — отмечает Садыков.

«Сухой порт» на бумаге и в реальности

Однако к проекту «Сухой порт» со всем его масштабом есть довольно много вопросов, которые озвучивают и власти, и бизнес.

И первая из них — деньги. По словам руководителя аналитического центра при правительстве РФ Константина Калинина, нагрузка на федеральный бюджет велика и придется искать средства из внебюджетных источников. Например, только строительство участка «Полуночное — Обская» (свяжет станцию Ивдель СвЖД со станцией Лабытнанги Северной железной дороги) потребует 400 млрд руб. из внебюджетных источников. Эти средства могут вложить грузоотправители и угольные компании, заинтересованные в снижении расходов на транспортировке груза.

Однако точных расчетов затрат на «Сухой порт» пока нет, аналитики назовут цифры и подготовят сценарий по структуре финансирования к октябрю 2023 года.

Поскольку масштаб проекта «Сухой порт» выходит за пределы Свердловской области, это добавляет ограничения, связанные с контролем. Эксперты и участники рынка, знакомые с ситуацией, сходятся во мнении, что сейчас в стране нет единой государственной логистики и ее необходимо сформировать.

И для того, чтобы система оказалась жизнеспособной, всю структуру и площадки «Сухого порта», не только в Свердловской области, но и по стране, необходимо связать общей интеллектуальной системой управления на едином интеграторе. А ее еще только предстоит разработать.

Также придется решать вопрос дефицита кадров в транспортно-логистической сфере региона. Запуск основных причалов «Сухого порта» создаст 5000 дополнительных мест.

«Следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести не только к сокращению количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг», — отмечает председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич.

По словам бывшего главы Екатеринбурга, сенатора Александра Высокинского, также придется решать и вопросы доставки людей на рабочие места, вопросы загруженности ЕКАД, после того как по ним пойдут фуры с грузом, и многие другие.

«Сухой порт» нельзя рассматривать только как место переработки грузов. Давайте относиться к нему как к совокупности большого количества проектов и продумывать моменты заранее», — отмечает Высокинский.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Екатеринбург
Раввин рассказал о мерах безопасности после предотвращения теракта Общество, 12:57
Росавиация сняла ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска Общество, 12:55
Израиль показал сбитую иранскую ракету Политика, 12:48
В Москве снизились реальные цены на новостройки Недвижимость, 12:46
Кремль сообщил о выводе российских миротворцев из Карабаха Политика, 12:45
«Металлург» потерял капитана на первые матчи финала Кубка Гагарина Спорт, 12:27
Сообщения о возгорании на военном заводе «Авангард» объяснили учениями Общество, 12:27
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Дании согласовали новый пакет помощи Киеву на $313 млн Политика, 12:20
Как собрать и установить рулонную штору на окно. Инструкция Недвижимость, 12:18
Акции «Группы Позитив» впервые в истории подорожали до ₽3 тыс. Инвестиции, 12:16
Совместная мобильность: чего ждать от рынка каршеринга России Отрасли, 12:16
Сотрудник отказывается от повышения. Как помочь ему поверить в себя Pro, 12:14
Почему коммерческая недвижимость стала интересна «жилым» девелоперам Недвижимость, 12:12
Red Wings сменит название на русское Бизнес, 12:11