Перейти к основному контенту
Екатеринбург⁠,
0
Эксклюзив

Зампред банка «Нейва» — РБК: «Антиотмывочный закон нужно править»

Фото: пресс-служба банка "Нейва"
Фото: пресс-служба банка "Нейва"

Тема черных списков и блокировок банками счетов клиентов из-за подозрений в так называемых сомнительных операциях за последние несколько лет стала одной из самых проблемных и обсуждаемых на рынке. Число добросовестных бизнесов, попавших под такие ограничения, превышает все разумные пределы. В колонке для РБК Екатеринбург заместитель председателя правления банка «Нейва» Константин Левушкин объяснил, почему поправки в «антиотмывочное законодательство» не решат проблему.

11 апреля прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил Минфину разработать поправки в ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), во исполнение которого возникли и пресловутые черные списки ЦБ, и практика блокировок клиентских счетов банками. Год спустя Минфин представил проект поправок в п. 11 закона на общественное обсуждение.

Предложения ведомства сводятся к следующему:

  • Банк не сможет заблокировать счет клиента только на основании простых подозрений в совершении последним сомнительной операции. Блокировка последует, если служба внутреннего контроля банка присвоила клиенту наивысший уровень риска или в течение года банк неоднократно информировал Росфинмониторинг об операциях клиента, носящих признаки сомнительных. Второе обязательное условие — банк должен иметь на руках некие данные, которые позволяют считать операции незаконными.
  • Банк не сможет присвоить клиенту наивысший уровень риска только потому, что тот оказался в черном списке ЦБ.
  • Банк будет обязан в течение пяти рабочих дней ответить на запрос клиента о причинах блокировки его счета или отказа в обслуживании.

Принесут ли эти поправки пользу банкам и их клиентам? Несомненно! Позволят ли кардинально изменить ситуацию с блокировками счетов — не думаю. ФЗ № 115 вступил в силу 18 лет назад — в 2001 году. За этот огромный срок в стране поменялось многое: банковский рынок, бизнес-среда, экономическая ситуация, курсы валют. Но не этот закон. Конечно, он неоднократно правился и дополнялся, все больше напоминая старое лоскутное одеяло. Неизменным осталось главное: крайняя размытость формулировок пунктов и одновременно суровая ответственность для банков за малейшее нарушение любого из них. Нечеткие формулировки породили разность толкования, поэтому банки, чтобы в лучшем случае не попасть на многомиллионные штрафы, а в худшем — не лишиться лицензии, стараются рьяно исполнять закон на свой лад. Что и выливается в нескончаемую череду блокировок счетов клиентов и отказов в обслуживании.

52% малых и средних предприятий из числа столкнувшихся с блокировками средств банками были вынуждены полностью остановить все операции. Чрезмерно жесткие «антиотмывочные» требования толкают бизнес переходить на наличные расчеты. Подробности читайте в материале «РБК Pro».
 

Основные критерии

Вообще все законодательство по противодействию отмыванию доходов состоит из двух блоков. Первый блок содержит более-менее ясные критерии, изложенные в ст. 6 115-ФЗ, следуя которым банк отслеживает «операции обязательного контроля».

Это операции на сумму свыше 600 тыс. рублей и если они связаны со снятием и внесением наличных на расчетный счет юрлица; выдачей/получением беспроцентных займов; покупкой/продажей валюты, драгметаллов;
лизинговыми операциями; операциями по клиенту, с регистрации которого прошло менее трех месяцев.

Второй блок — это так называемые сомнительные операции, по которым у банка нет ничего, кроме подозрений. Вот где полная туманность формулировок и самая большая проблема для банков и клиентов. Ориентировочные критерии сомнительности банкам выданы в качестве рекомендаций.

  • Например, налоговая нагрузка компании составляет менее 0,9% от оборота по счетам;
  • более 30% оборота по счету выводится в наличные;
  • входящий и исходящий НДС соотносятся более чем 70/30;
  • стандартные хозяйственные платежи (аренда, закупка канцтоваров и пр.), а также выплата заработной платы и НДФЛ не соответствуют масштабу деятельности организации;
  • клиент дробит доходы по суммам и контрагентам, быстро зачисляет и отправляет деньги, не оставляя остатков на счетах;
  • отсутствие исполнительных органов по адресу регистрации;
  • учредитель, директор и главный бухгалтер — одно лицо;
  • минимальный размер уставного капитала или близкий к нему;
  • операции по счету носят нерегулярный характер;
  • с даты регистрации клиента прошло менее шести месяцев;
  • любые другие, которые банк должен самостоятельно себе определить.

Отдельные критерии еще как-то претендуют на логичность, но некоторые, как говорится, ни в какие ворота. Если клиент попадает под данные критерии, банк обязан начать изучать его деятельность и принимать решение по продолжению обслуживания.

Туманность и неконкретность критериев подозрительных операций с одной стороны и многообразие видов хозяйственной деятельности, наличие индивидуальной специфики у каждого клиента — с другой, все это порождает вопросы, непонимание и конфликты. Особенно трудно приходится клиентам крупных банков, которые загоняют все эти «критерии» в свои скоринговые программы для автоматической оценки клиента. Робот способен посчитать подозрительным совершенно благонадежный бизнес из-за ерунды, а предпринимателю потом приходится выпутываться из черного списка и нести убытки.

Чтобы клиент не догадался

В целом с помощью поправок правительство пытается упорядочить правила игры, сделать их понятными и прозрачными, дать банкам четкие ориентиры в хаосе формулировок закона и за счет этого оградить клиентов от произвола.

Что касается желания законодателя обязать банки сообщать клиенту о причинах ограничений в обслуживании, здесь все объясняется просто. До сих пор закон просто запрещал нам отвечать на такие запросы, чтобы клиент не догадался, какие к нему применяются методы мониторинга и контроля (и не смог их обойти).

Но сейчас ЦБ начал рекомендовать все-таки давать информацию по ограничениям, но в сжатом виде — достаточном для того, чтобы клиент не понял, как и что у него проверяют, но имел хоть какие-то основания для обращения с жалобой в межведомственную комиссию ЦБ РФ (действие, кстати, зачастую бесполезное). Таким образом, здесь Минфин просто хочет узаконить уже используемую практику.

Однако все планируемые поправки — это еще один лоскуток для починки одеяла, рассыпающегося от ветхости. ФЗ № 115 сильно устарел, в нем есть масса критичных противоречий. Вот основные:

Закон входит в конфликт с положениями Гражданского и Налогового кодексов РФ. Согласно ГК РФ, банки не имеют никакого права препятствовать хозяйственной деятельности своих клиентов. С точки зрения НК РФ, банки не обязаны следить за тем, как и сколько клиент платит налогов. Это функция налоговой инспекции. Тем не менее сегодня банки вынуждены заниматься всем этим, что не лучшим образом сказывается на их отношении с клиентами.

Многие критерии операций обязательного контроля и подозрительных операций устарели и нуждаются в отмене или пересмотре. Например, порог суммы подозрительных операций в 600 тыс. рублей по нынешним меркам просто смехотворен (вспомним, сколько стоил доллар в 2001 году и сколько сегодня). Неадекватна так называемая «презумпция виновности» новых бизнесов — почему банк должен автоматом присваивать компании высокий уровень риска только потому, что она недавно зарегистрирована?

Ответят все

Ответственность банков за нарушение положений закона чрезмерна. Не проинформировали Росфинмониторинг вовремя о подозрительном клиенте — получите штраф или вообще потеряете лицензию. Ошиблись в громоздкой форме заполнения сообщения обязательного контроля (например, в написании клиента или адреса) — все равно что не сообщили, с теми же последствиями.

Закон игнорирует двойные стандарты в отношении регулятора к крупным и средним/малым банкам. Например, несколько лет назад мы вынуждены были заплатить штраф в несколько миллионов рублей за техническую ошибку отправки сообщений в Росфинмониторинг — возникли проблемы с электронной базой. Спустя некоторое время в системе «Консультант Плюс» мы нашли информацию о таком же нарушении крупного госбанка. С него было взыскано в десятки раз меньше — несколько сотен тысяч. К тому же он еще и судился с ЦБ по поводу штрафа, о чем региональный банк не смеет и помыслить.

Кроме того, критерии вовлеченности банков в совершение сомнительных операций (максимальный объем сомнительных операций, процент отношения к обороту) в принципе не распространяются на государственные и крупные банки. Неслучайно именно в таких банках сегодня концентрируется основной объем сомнительных операций.

При этом важно понимать, что одновременно с поправками, либерализующими закон, финансовый контроль за бизнесом в России фактически продолжает ужесточаться. Еще недавно минимально допустимая налоговая нагрузка от оборота составляла 0,5%, сейчас — 0,9%. Введены новые объекты контроля — валютообменные операции, трансграничные переводы. К сомнительным сейчас относят не только клиентов, которые в чистую «транзитят и наличат», но и клиентов, ведущих в целом нормальный бизнес, но в деятельности которых встречаются отдельные сомнительные операции (микс-клиенты) или контрагенты которых совершают сомнительные операции. Поэтому де-факто гайки закручиваются.

Как не попасть в «черный список»?

В заключение могу дать несколько советов предпринимателям о том, как уберечься от возможных проблем с попаданиями в черные списки ЦБ и блокировками счетов. Внимательно изучите законодательство по финансовому мониторингу, особенно критерии подозрительности (18-Мр, 19-Мр, 5-Мр), которые используют банки. Проверяйте свой бизнес на их соответствие требованиям хотя бы раз в квартал или полгода.

Поймите, что 2000-е закончились, и перестаньте заниматься агрессивной оптимизацией бизнеса, злоупотреблять технологией выдачи заработной платы в конвертах и т. п. Выход на «белое» функционирование — путь, по которому рано или поздно вынужден будет пойти любой бизнес, чтобы просто остаться на рынке. Помните — ЦБ РФ и Росфинмониторинг действительно видят все. Будете постоянно нарушать правила и рано или поздно попадете в сферу их внимания, а впоследствии и в разработку. Выйти на вас могут и через контрагентов любого уровня.

Словам никто не верит, поэтому аккуратно документируйте всю деятельность. Это необходимо, чтобы ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у банка. Главное понять — банк не Цербер, который желает во что бы то ни стало помешать вам работать. Банк живет за счет своих клиентов. Если у него возникли вопросы, значит, методами ведения вашего бизнеса, насколько они законны, заинтересовались и руками банка пытаются получить ответы на свои вопросы. Помогите дать их в полном объеме, предоставив все необходимые документы. Тогда банк в общении с тем же ЦБ будет вашим адвокатом и постарается не допустить включения вас в черный список (нам обычно удается «отбить» порядка 30–40% клиентов, по которым у регулятора возникают подозрения).

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 03:05
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 03:05
Все новости Екатеринбург
Аэропорт Внуково приостановил прием и отправку рейсов Политика, 03:13
Экспорт каких товаров из России вырастет сильнее всего. Инфографика Экономика, 03:02
Трамп заявил о разочаровании тем, что Зеленский не прочитал мирный план Политика, 02:44
Пятый российский аэропорт за ночь приостановил полеты Политика, 02:41
Италия отправит Украине генераторы «в ближайшие недели» Политика, 02:15
Год с падения Асада: как режим в Сирии рухнул за 12 дней. Видео Политика, 02:00
Кадыров заявил, что Киев «заплатил очень дорого» за атаки мирных объектов Политика, 01:38
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Минск объяснил участие сыновей Лукашенко во встрече в Омане Политика, 01:13
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Обломки дронов упали в Волгограде в районе жилых домов Политика, 00:42
Четвертый за ночь российский аэропорт ограничил полеты Политика, 00:40
Axios узнал о встрече представителей США, Израиля и Катара в Нью-Йорке Политика, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
ЦБ обяжет банки привязывать счета россиян к ИНН Финансы, 00:01