Контейнерные грузоперевозки на Урале оказались «вне закона»
Автоперевозчики не могут забирать грузы с железной дороги без штрафовРынок мультимодальных контейнерных перевозок на Среднем Урале испытывает трудности: транспортные компании несут колоссальные финансовые потери из-за штрафных санкций, сроки доставки грузов, в том числе по международным контрактам, срываются.
Для отправки по железной дороге универсальные контейнеры загружаются и перевозятся опломбированными. На станции назначения они передаются перевозчику для дальнейшей транспортировки. По действующему на железнодорожном транспорте законодательству максимальная масса брутто может составлять 30,480 тонны. Максимальная масса при перевозке по автодороге — не более 40 тонн, при том что только вес тягача с прицепом может достигать 20 тонн — то есть перевес после погрузки контейнера неизбежен.
«По законодательству в сфере автотранспорта контейнерный груз - делимый, хотя фактически делить его невозможно: он бывает под таможенным контролем или просто неразборный, да и терминалы к таким манипуляциям не готовы. Поэтому контейнер везется с пломбой и перевесом. Минимальный штраф составляет 150 тыс. руб. Десять штрафов для перевозчика, и можно предприятие закрывать. Сейчас в регионе три автоматических пункта, когда их будет 15, контейнеры просто никто не будет забирать и этот вид грузоперевозки у нас остановится полностью», — заявила РБК Екатеринбург генеральный директор ООО «Автоколонна 1212» Ирина Шведова.
Общая масса брутто контейнера контролируется и железнодорожниками, и автоперевозчиками при приеме его к отправлению на контейнерном терминале и при постановке на автомобиль при вывозе контейнера, причем контролируется разными способами — по накладной, при взвешивании на весах в терминале или приборами, установленными на кранах и погрузчиках при подъеме контейнеров. Но такой параметр, как нагрузка на ось, проверить нельзя.
По словам Шведовой, ситуацию осложняет невозможность перевозчика проверить и устранить весовые параметры груза: универсальный опломбированный железнодорожный контейнер является неделимым грузом и не может быть вскрыт до завершения перевозки в конечном пункте. Но при приемке груза, соответствующего норме по массе, может возникнуть нарушение по разрешенной нагрузке на ось: принимая опломбированный контейнер на транспортное средство, невозможно угадать, как размещен груз и где возникнет перевес.
Руководитель филиала по УрФО Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Салаутин говорит, что процесс работы железнодорожных контейнерных терминалов не позволяет создавать накопления прибывающих контейнеров в ожидании оформления специальных разрешений для их доставки. Поэтому грузы везутся с нарушением, а ответственность за это возлагается на участников рынка автоперевозок.
По статистике АСМАП, на рынке перевозок железнодорожных контейнеров автомобильным транспортом в Свердловской области работает 15–18 организаций. В Екатеринбурге действует пять контейнерных терминалов по приему и отправлению, в других населенных пунктах региона таких терминалов нет. В среднем в месяц осуществляется до 4 тыс. контейнерных перевозок и, ориентировочно, от 38 000 до 48 000 в год. Из них около 50% в границах «Большого Екатеринбурга», 44,9% — региональные, около 5% — межрегиональные и 0,1% отнесены к международным. Анализ назначения грузов показал, что 60% из них являются промышленными, торговлю обеспечивают 38%, и на физлиц приходятся оставшиеся 2%.
По словам Салаутина, контейнерные перевозки растут в год не менее чем на 10%. На Урале динамика связана еще и с отправлениями из Китая и стран Юго-Восточной Азии. «Доставка от отправителя из Китая с пересечением границы составляет около 20 дней, поэтому 15 дней для получения специального разрешения на транспортировку с перевесом по нашей автодороге — это очень много. Правила нужно менять, чтобы транспортные контракты завершались в срок, а условия их исполнения не приводили к убыткам подрядчиков», — говорит Салаутин.
Два дня назад Ирина Шведова была на совещании в Департаменте государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ, где обсуждалась необходимость унифицировать стандарты контейнерных перевозок разными видами транспорта.
До тех пор, пока федерация не разработает системную корректировку, бизнес лоббирует срочные меры на уровне субъектов. Сегодня в России только один регион решил проблему самостоятельно: Татарстан откорректировал собственную нормативную базу и начал выдавать специальные разрешения на перевозку по автодорогам с нарушением нормативов. Субъект взял на себя ответственность и утвердил нормативную базу, которая нарушает требования федерального законодательства.
От СОСПП и АСМАП на уровень Правительства Свердловской области поступило несколько предложений, которые позволят минимизировать негативные последствия. Во-первых, участники рынка просят ввести порядок оперативной выдачи спецразрешений на перевозку по автодорогам крупнотоннажных универсальных железнодорожных контейнеров непосредственно на контейнерных терминалах.
Во-вторых, привести в соответствие нормативы по общей массе на ж/д и автодорогах. Кроме того, бизнес просит отменить штрафные санкции за превышение нагрузки на ось для контейнерных перевозок.
«Нерешение проблемы мультимодальных контейнерных перевозок скажется негативно не только на автоперевозчиках, но и в немалой степени на грузополучателях — крупных, зачастую градообразующих предприятиях региона, а это срывы сроков поставок сырья, замедление производственных циклов, простои цехов. Кроме того, скорость доставки всегда сказывается на себестоимости. Ускорение процедуры выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных универсальных железнодорожных контейнеров — мера, необходимая для создания базиса для будущей цифровизации отрасли, ведь мы стремимся именно к этому», — говорит председатель комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Сергей Мазуркевич.
По данным РБК Екатеринбург, свердловский минтранс сейчас прорабатывает методы по сокращению сроков выдачи спецразрешений в течение двух суток (вместо двух недель) и возможность компенсации наносимого дорогам ущерба в порядке авансирования.