Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Как соблюдать work-life balance и сохранить ресурс для близких РБК Стиль и Victory Park, 04:42 США и Россия приступили к совместному поиску утечки воздуха на МКС Технологии и медиа, 04:35 Лондон обвинил Москву в укрывательстве международных преступников Политика, 04:26 В США умер старейший актер в мире Норман Ллойд Общество, 03:48 WhatsApp начнет отключение несогласных с новой политикой пользователей Технологии и медиа, 03:47 Как защищаться от вирусов и правильно помочь иммунитету РБК и Деринат, 03:33 Нетаньяху ввел в израильском Лоде режим ЧП из-за беспорядков Политика, 03:10 Общественники предложили начислять бонусы привитым пассажирам Общество, 02:40 В Минобороны сообщили об уничтожении более 300 террористов в Сирии Политика, 02:37 Какие космические явления и объекты можно увидеть с территории России РБК и ПСБ, 02:27 Омбудсмен рассказала об отношении казанского стрелка с родителями Общество, 02:04 Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом Политика, 01:59 В Москве и Подмосковье объявили желтый уровень погодной опасности Общество, 01:20 Лебедь, дыра, квадрат: самые черные из самых черных предметов. Тест 01:10
Екатеринбург ,  
0 

Спустили на тормозах. В регионе встала программа перевода техники на газ

Программа развития рынка газомоторного топлива в Свердловской области остановилась на первом этапе - переводе на метан автобусов и коммунальной техники. Автомобилисты отказываются переходить на газ из-за нехватки АЗС.
Фото: Матвей Парамошин/ © Информационное агентство Камчатка
Фото: Матвей Парамошин/ © Информационное агентство Камчатка

К 2022 году в Свердловской области планировалось открыть 72 автомобильные заправки с газомоторным топливом. На такой показатель ориентировалось Министерство энергетики РФ в 2019 году, рассказал РБК Екатеринбург бывший глава «Газпром трансгаз Екатеринбург» (принадлежит ПАО «Газпром») Давид Гайдт. На тот момент в регионе было 17 газовых АЗС. Отметим, что впоследствии показатель не нашел своего отражения в официальных документах – согласно государственной программе «Развитие энергетики», в 2021 году в области должно работать 19 заправок, в 2022 году – 23 АЗС.

Вся программа была разделена на три этапа. По рекомендациям, разработанным для регионов в Минэнерго РФ, первыми на газ должны были перейти муниципальный транспорт и коммунальные службы, за ними – частные локальные перевозчики, последними – автомобилисты и коммерческие компании, которые занимаются магистральными перевозками.

В качестве газомоторного топлива используют два газа: метан и пропан-бутан. Первый – чистый природный газ. Он более экологичен, в основном представлен в сжатом (компримированном, КПГ) виде.

Смесь пропана и бутана, или «автогаз», – производное от добычи и переработки нефти. Продается смесь в сжиженном виде, до заправок доставляется в цистернах. Сеть пропан-бутановых АЗС более развита, поскольку их оборудование технологически проще и, соответственно, дешевле. Пропан-бутан получил свое развитие как газомоторное топливо в 2000-х годах, когда государство стало дотировать продажу этой смеси для бытовых нужд – цена снижалась на треть. Однако в действительности значительная часть газа использовалась как автомобильное топливо.

Сегодня в Свердловской области 141 пропан-бутановая заправка (по данным сервиса benzin-price.ru), число метановых – в семь раз меньше. Федеральное правительство выделяет субсидии на строительство заправок и переоборудование существующего транспорта, но они действуют только для перехода на метан. Именно он подразумевается под газомоторным топливом в официальных документах. Пропан-бутан считается более «грязным» топливом, поскольку при сгорании оставляет больше выбросов.

В региональной программе (повышения уровня использования природного газа в качестве моторного топлива) прописано, что на втором и третьем этапах – с 2016 по 2020 год – в Свердловской области должны были открыть 24 заправочные станции со сжатым природным газом. Помимо этого, в программу были вписаны планы компании «Газпром газомоторное топливо» открыть восемь заправок – в Екатеринбурге, деревне Ольховке (Сысертский район), Асбесте, Верхней Пышме, Березовском и Богдановиче. Таким образом, к 2021 году число заправок с учетом открытых по региональной программе должно было вырасти до 47.

Согласно информации с сайта ООО «Газпром газомоторное топливо», на начало 2020 года компании принадлежало 17 газовых АЗС в Свердловской области, в том числе 4 в Екатеринбурге. В остальных территориях АЗС так и не были построены. Актуализировать эти данные не удалось – в компании не ответили на звонки и на официальный запрос.

По данным департамента информационной политики региона, сегодня в области работают 20 заправок с газомоторным топливом – в 2,5 раза меньше планового показателя. Еще две планируется построить в ближайшее время.

Что касается транспорта, то за семь лет за счет бюджета были закуплено 187 газомоторных автобусов и один мусоровоз. Деньги на транспорт получили Екатеринбург, Нижний Тагил и Кировград. Всего в регионе приобрели 752 единицы техники на газе (по плану на конец 2020 года – 731). Показатель объема потребления природного газа также перевыполнен – 5,9 млн кубометров против плановых 4,1 млн кубометров.

Фото: hornews.ru
Фото: hornews.ru

Однако, по словам Давида Гайдта, газовые заправки в регионе в настоящий момент загружены только на 30–40%. Муниципальные автобусы и коммунальная техника – почти единственные потребители, а это лишь 10% всего транспорта.

Владельцы парков большегрузной техники на газ переходят неохотно. По словам эксперта, на это есть две причины. Во-первых, это существенные траты – стоимость переоборудования одного дизельного тягача достигает 1,5-2 млн рублей, также необходимы вложения в инфраструктуру.

Во-вторых, большая часть газовых заправочных станций находится в городах, на трассах их почти нет (на многих территориях поблизости нет газопровода, а строить новый не рентабельно). Если станции за пределами городов и есть, то они зачастую находятся в 30–50 км от крупных магистралей, это лишний расход топлива и временные затраты.

Решением для заправок на трассах может стать сжиженный метан (СПГ), который доставляется до заправок в автоцистернах, поэтому не требует строительства газопровода. Однако затраты на его производство и транспортировку не позволяют добиться цены, которая была бы значительно ниже стоимости бензина и дизеля.

«Если делать по известной технологии, получается дорого из-за больших затрат на электричество для сжижения: средняя цена электроэнергии – 4–6 рублей киловатт-час. Получается, дешевле, чем 20 рублей, на заводе не сделаешь. С завода газ нужно довезти, построить заправку, там что-то дать заработать, и на пистолете газ будет стоить 30 рублей», – пояснил Давид Гайдт.

Он отметил, что существуют и более экономичные технологии, которые позволяют сжижать газ за счет перепада давления. Этот способ, к примеру, используется на газораспределительной станции № 4 в Екатеринбурге, принадлежащей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

«Но это инфраструктура «Газпрома», а он очень тяжело кого-то пускает. И сам не строит, хотя и создал специальную компанию», – отметил эксперт.

На сегодня ГРС № 4 – фактически единственная в регионе площадка, где производится сжиженный природный газ. Он поставляется на экспорт – в Казахстан, а также в поселок Староуткинск для снабжения котельных. Как газомоторное топливо этот газ используется только на заправочной станции компании в Первоуральске. Здесь оборудована одна колонка, она обслуживает исключительно автопарк компании. На станции в Первоуральске также есть дополнительные мощности по производству СПГ, но они применяются только при пиковых нагрузках комплекса на ГРС.

Комплекс по производству сжиженного природного газа на ГРС №4 в Екатеринбурге
Комплекс по производству сжиженного природного газа на ГРС №4 в Екатеринбурге (Фото: ekaterinburg-tr.gazprom.ru)

Ранее компания анонсировала открытие завода по производству малотоннажного сжиженного природного газа в Нижнем Тагиле мощностью 5 тонн в час. Строительство планировалось начать в 2020 году, однако из-за пандемии сроки сдвинули. Сейчас ведутся проектные работы. Завершить их рассчитывают до конца текущего года. Запустить производство смогут не раньше 2024 года.

«К концу 2021 года должно завершиться проектирование, тогда стоимость станет окончательно известна. Как правило, после утверждения проекта, прохождения всех необходимых экспертиз, строительства комплекса и до его ввода в промышленную эксплуатацию проходит минимум три года»,  – пояснили в компании.

В компании уточнили: на заправочных станциях «Газпрома» со сжатым метаном только две трети приходится на сторонних потребителей, остальное – на собственный транспорт компании.

По словам директора компании «Элитгаз» Александра Максименко, всего в Свердловской области три заправки с сжиженным метаном. Помимо АЗС в Первоуральске это две станции компании «Новатэк»: в Сухом Логу и в селе Новоалексеевское под Первоуральском. Кроме этого, действует заправка «Газпрома» в селе Тюбук Челябинской области, которое находится вблизи от границы регионов.

По словам Давида Гайдта, правительству следует обязать все нефтяные АЗС оборудовать газовые колонки. В целом, по его словам, для развития рынка газомоторного топлива необходима целевая госпрограмма и один куратор, который будет отвечать за ее реализацию.

«Никто не отвечает за эту проблему ни в областном, ни в федеральном правительстве. Полномочия распределили, но нет одного главного. Каждое ведомство и бизнес-единица занимаются своими вопросами. Госструктуры – тем, чтоб к ним не было претензий по выделению земли. Крупные компании не идут туда, потому что у них и без этого есть на чем зарабатывать и куда вкладывать деньги. Тем более, газовые заправки начинают окупаться только на третий год, а полностью вложения отбиваются на седьмой-восьмой год», – пояснил он.