Новые механизмы слежки: почему с бизнеса стали собирать больше налогов
Федеральная налоговая служба отчиталась о результатах контрольной работы за год. В 2016 году налоговые органы резко увеличили число проверок и доначислили рекордную цифру налогов и штрафов. Партнер АГ «Капитал», сопредседатель свердловского отделения «Деловой России» Ирина Екимовских считает, что это сигнал для каждого бизнесмена: проверяющие стали использовать принципиально другие технические возможности и методики отбора налогоплательщиков для контроля.
Результаты работы Налоговой службы в 2016 году впечатляют: за год они достигли эффективности в 150%. Об этом говорят цифры опубликованных отчетов. В прошлом году налоговики провели почти 40 тыс. камеральных проверок (проводятся на основании данных предоставленных налоговых деклараций), что на 25% больше, чем было в 2015-м. Сумма доначислений увеличилась на 35%. ФНС удалось собрать 102,3 млн руб. дополнительных налогов и штрафов с предпринимателей.
Результаты работы по выездным налоговым проверкам еще более «героические». Всего в 2016 г. их было 26 043. Этот показатель меньше, чем годом ранее, зато налогов удалось собрать на треть больше — плюс 352,5 млн руб. доначислений. Средние доначисления на одну выездную налоговую проверку составили в 2016 г. 13,5 млн рублей, и это на 55% больше показателя 2015 г.
Налоги — это риски для бизнеса, которые в итоге несет лично каждый предприниматель. Ужесточение администрирования, фискальная политика государства резко эти риски повышают. То, что за одну проверку стали собирать в 1,5 раза больше, говорит о технически подготовленном процессе контроля налогоплательщиков. Речь не о чудесах: невозможно за год достигнуть эффективности в 155%. Налоговая стала в своей работе использовать принципиально другие технические возможности и методики отбора налогоплательщиков для контроля, в буквальном смысле стала умнее.
Во-первых, можно говорить об успешном внедрении автоматизированной системы контроля за уплатой НДС АСК-2, которая постоянно дорабатывается и совершенствуется, добавляя все новые объекты. Она позволяет в момент сдачи налоговой декларации видеть все недостоверные сведения, представленные налогоплательщиком, и очень быстро выявлять «серых» поставщиков, покупателей.
Во-вторых, используя современные информационные системы, налоговые органы тщательно готовятся к выездной налоговой проверке. Аналитическая записка, помимо всей прочей информации, уже содержит предполагаемую к доначислению сумму налогов.
Таким образом, не выходя на проверку, налоговая уже многое знает про вас. Такой вот «большой брат» следит за бизнесом в России и делает это весьма эффективно.