Кабмин лишил Екатеринбург права выбирать ПО для градпроектирования
Об этом РБК Екатеринбург рассказал Антон Рычков, генеральный директор и владелец компании «Коптис», которая сама разрабатывает софт для градостроительных документов. По его словам, рынок сузился после изменений в федеральном законодательстве, которые произошли в 2018 году. Тогда была внедрена ГИСОГД (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), а муниципалитеты лишились права самостоятельно выбирать программное обеспечение для разработки градостроительной документации. Это софт, который помогает оценить, насколько качественно проектировщики выполнили заказ, а в некоторых случаях и отслеживать процесс подготовки онлайн.
При этом полномочия муниципалитетов по внедрению такого ПО передали региональным органам власти, где часто нет сотрудников, которые бы разбирались в таких платформах. Зачастую они выбирают технически слабое и неудобное ПО. А в мэрии вынуждены использовать его и принимать от подрядчиков работу низкого качества, считает Антон Рычков. Но обязанности по подготовке граддокументации и регулированию застройки по-прежнему остались за муниципальными властями.
«Муниципалитеты не могут какую-то техническую составляющую прописывать в своих закупках на градостроительное проектирование: умные технологии, средства контроля качества и прочее. Сейчас на этом рынке кормится огромное количество проходимцев, потому что качество документов никак не контролируется – это все проходит по конкурсу. То есть сказать, хороший или плохой градостроительный документ, невозможно. А раньше муниципалитеты имели возможность выбирать софт для подготовки и контроля качества граддокументации, даже американский покупали. Выбирали тот инструментарий, с которым им удобно работать», – пояснил Антон Рычков.
Помимо этого, новые нормы ограничили число возможных исполнителей таких контрактов. Теперь доступно только ПО, внесенное в реестр Национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. А внесено в него на сегодня, по словам Антона Рычкова, три сервиса: ГИСОГД Московской, Тюменской и Новосибирской областей. Это продукт московской компании, новосибирский «Геокад» и тюменская Gems Development.
«По сути, это искусственное ограничение конкуренции. Инновационные компании на этот рынок теперь не проходят. Но и объемы рынка сократились. Если в России 25 тысяч муниципалитетов, каждое из которых раньше занималось цифровизацией градрегулирования, то теперь 82 заказчика – по числу субъектов. Судя по реестру госконтрактов, на всю Россию общий объем рынка – около 200 миллионов в год, ну пусть 300. На таком рынке сильные компании не формируются. К примеру, у «СКБ Контура» годовой оборот более 18 миллиардов рублей, а тут 300 миллионов на весь рынок», – добавил Антон Рычков.
По словам заместителя главы Екатеринбурга Рустама Галямова, курирующего сферу строительства, внедрение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности никак не сказалось на разработке и принятии генплана.
«Никакого специального софта не надо. Есть требования, которые выполняются разработчиками по формату передачи. Все требования выполняются. Проблем никаких не возникало», – пояснил вице-мэр.
Застройщики также не сталкивались со сложностями из-за внедрения новой системы. Так, директор и совладелец компании PRINZIP Геннадий Черных рассказал, что не слышал о такой проблеме.
«В Екатеринбурге такой проблемы не существует, потому что все работы выполняет Мастерская генплана», – пояснил девелопер.