В Екатеринбурге отменили муниципальный архнадзор. Прогнозы последствий
Дума Екатеринбурга после протеста прокурора Светланы Кузнецовой отменила согласование архитектурно-градостроительного облика (АГО), необходимого для получения разрешения на строительство. Девелоперы называли процедуру инструментом борьбы с неугодными мэрии застройщиками. Одновременно с этим Свердловский областной суд удовлетворил иск Гильдии строителей Урала об исключении из административного регламента, утвержденного региональным минстроем, положений, предусматривающих согласование АГО. Решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано.
Процедура согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) стала обязательной в Екатеринбурге в 2015 году. До сих пор она являлась одним из условий для получения разрешения на строительство. Исключением были только две территориальные зоны: Ж-5 (многоэтажная жилая застройка) и Ц-4 (крупные торговые центры).
Основатель архитектурного бюро Archinform и бывший главный архитектор города Тимур Абдуллаев, внедрявший процедуру согласования фасадов в 2015 году, прогнозирует негативные последствия для всех сторон: девелоперов, администрации города и жителей. Население и мэрия лишаются базы с данными о будущих постройках, а девелоперы — прозрачного механизма работы с мэрией.
«Мы возвращаемся в первобытное общество, когда у застройщика нет необходимости кого-то ставить в известность о том, что он хочет реализовать. То есть у него просто есть ГПЗУ (градостроительный план земельного участка, — прим. ред.), в котором только цифры. Это возможные параметры застройки: этажность, высотность, площадь, функциональное назначение — все. Все остальные нюансы прорабатывались, рассматривались и обсуждались как раз в процессе согласования АГО. Получается, сейчас все остается исключительно на совести застройщика и его вкусе», — подчеркнул Тимур Абдуллаев.
Сокращение сроков согласования и относительная свобода застройщиков, по его словам, будет иметь лишь краткосрочный эффект. Согласование фасадов и дальше будет проводиться, однако пока неизвестно, каким образом. Архитектор не исключает ухода этой сферы в теневую плоскость. Градостроительный совет, по его мнению, также не сможет обеспечить контроль, поскольку его решения не имеют юридической силы. Они являлись лишь рекомендацией для главы администрации города.
Тимур Абдуллаев отметил, что по федеральному законодательству архитектурный облик зданий подлежит согласованию только в исторических поселениях. Остальные территории самостоятельно ищут инструменты регулирования, и во многих городах эта процедура также является обязательной.
Руководитель по продукту в компании «Брусника» Дмитрий Ступин, напротив, видит позитивные последствия в изменении правил. По его словам, рынок сам может стать регулятором. Покупатель уже готов платить за хорошую архитектуру, комфорт и высокую ликвидность жилья.
Вместе с тем он подтверждает, что органам самоуправления необходимо стимулировать развитие архитектуры в городе, однако придется искать новые подходы. Прежний механизм контроля мэрии он называет примитивным. В пример приводит зарубежный опыт с конкурсами на лучшую архитектуру, где выгодный земельный участок победитель получает не за высокую цену, а за лучшую концепцию.
В пресс-службе администрации Екатеринбурга сообщили, что сейчас согласование архитектурного облика здания будет продолжаться, но на добровольной основе, то есть с теми застройщиками, которые считают это необходимым.