Финансовые организации больше не смогут скрывать причину блокировки счета
Через полтора месяца клиенты банка, получившие уведомления о блокировке счета смогут потребовать от банка объяснений о действиях финансовой организации. С 30 марта 2018 года вступают в силу положения федерального закона, которые обяжут банк уведомлять о причинах отказа в проведении операций по счету. Сейчас они этого, как правило, не делают, ссылаясь на федеральный закон № 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»). Финорганизация должна будет за десять дней рассмотреть представленные клиентом документы и мотивировать своё решение.
«Если ваши пояснения и документы не удовлетворят банк, то вы сможете обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ — срок рассмотрения заявления не более 20 дней. В случае если и межведомственная комиссия откажет, то тогда надо обращаться в суд», — рассказал ректор Института судебных экспертиз и криминалистики Александр Третьяков.
По словам управляющего партнера юридической компании «Генезис» Артема Денисова, потребители банковских услуг все чаще «сталкиваются с произволом и самоуправством» из-за государственной политики двойного контроля — со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС) и банка. Это даёт финансовым организациям дополнительный контроль над бизнесом. «В условиях, когда бизнес завязан не только на отчетности, но и на обороте денежных средств, у банков появилась возможность выкручивать руки бизнесу, путем предъявления порой немыслимых требований, мотивируя это положениями 115-ФЗ, а так же инструкциями ЦБ РФ», — рассказал «РБК-Екатеринбург» Артем Денисов.
По словам Третьякова, если банк не устроят предоставленные по запросу документы, потребителю не только предложат закрыть счет, но и могут внести его в чёрный список. К списку нет открытого доступа, так что клиент даже не узнает, что он туда вписан. Однако в будущем будет трудно открыть счет в другом банке.
«Если у вас заблокировали счёт по 115-ФЗ, важно действовать быстро и стараться сразу доказать, что вы добросовестно ведете свой бизнес. После того, как действия банка оспорены в суде, сотрудничество между клиентом и банком продолжается», — объясняет эксперт.
По мнению Артёма Денисова, сегодня суд — единственный способ урегулировать подобный спор, и именно в суде должна выработаться «политика последствий подобных нарушений со стороны банка». Чтобы им, в случае неоправданной блокировки счёта, приходилось выплачивать компенсацию, причём «не по ключевой ставке с минимальным процентам, а по доказанным срывам контрактов, в том числе и в валюте». Александр Третьяков добавил, что сейчас взыскать убытки, как и упущенную выгоду, можно, но «придется подтверждать и доказывать каждую копейку».
Эксперты отмечают, что в арбитраже становится все больше споров, связанных с восстановлением прав клиентов банков по заблокированным счетам. Накануне арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск ООО «Е-Транспорт» к ООО КБ «Кольцо Урала» с требованием восстановить расторгнутый в одностороннем порядке договор на банковское обслуживание.