Свердловские перевозчики требуют запретить карпулинг
Междугородние автобусы и электрички не могут конкурировать c сервисамиУчастники рынка пассажирских перевозок видят угрозу в новых инструментах, которые вытесняют муниципальные автобусы и пригородные электрички.Об этом речь шла на заседании Комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.
По словам директора Союза автотранспортных предприятий Лилии Саранчук, из-за низкой стоимости поездки официальные перевозчики не могут конкурировать с нелегалами. Если средняя цена в такси 30-40 руб. за километр, то в карпулинге — 1,5 руб. Если сейчас не принять законодательные меры, отмечает Саранчук, то через два-три года весь рынок просто уйдет в тень, а региональные перевозчики, занимающиеся регулярными перевозками сейчас, просто исчезнут, не выдержав конкуренции.
Популярность карпулинга объяснить просто: совместные поездки на машине быстрее и удобнее для пассажира, чем автобус или электричка, и дешевле, чем такси.
«Уже 65 млн россиян пользуются сервисом совместных поездок и их аудитория ежемесячно увеличивается на 1,5-2 млн человек. Карпулинг, который пришел всего пару лет назад, получил колоссальное развитие. При совместной поездке пассажиры и водители делят расходы на топливо, но тот, кто ведет машину, на такой перевозке не наживается. У нас проблема в том, что под карпулинг мимикрируют недобросовестные водители, которые превратили совместные поездки в бизнес. При этом они не являются ИП, не платят налоги, по сути работают незаконно», — объясняет Лилия Саранчук.
Начальник отдела транспортно-логистической инфраструктуры минтранса Свердловской области Дмитрий Шумков сказал, что бюджет региона тратит колоссальные деньги на исследование покупательского спроса и создание новых актуальных маршрутов, однако необходимого количества пассажиров нет. В итоге Свердловская пригородная компания (субсидируется из облбюджета) остается убыточной. Существующая загрузка не позволяет говорить хоть о какой-то рентабельности.
Одним из способов повышения доходности муниципальных перевозчиков мог бы стать полный запрет информационных служб, работающих по принципу «Яндекса», Ubera, а также сервисов вроде BlaBlaCar. Однако федеральное законодательство такой возможности не дает, поэтому участники рынка обсуждают перспективы ограничения использование узнаваемых брендов для продвижения карпулинга («Яндекс.Автобус»).
Кроме того, перевозчики предлагают подготовить обращение для разъяснения правовых основ работы «нелегальных перевозчиков» и начать работу над регламентом, чтобы заставить в перспективе всех водителей, пользующихся сервисом по поиску попутчиков, проходить регистрацию.
В итоге получается так, что автомобильные и автобусные перевозки победили железнодорожные, а регулярных перевозчиков обойдут те, кто думает об удобстве и сервисе пассажиров. Даже если это незаконно. Поэтому, как заявлялось на заседании комитета, необходимо принять самые жесткие запретительные меры, выйти на уровень Госдумы с предложением вывести из тени тех, кто пытается заработать на перевозках пассажиров нелегально.