Эксперты: инцидент с Airbus A321 может повториться в любом регионе
Из-за экстренной посадки самолета «Уральских авиалиний» вскоре после взлета, на аэропорт Жуковский и прилегающую к нему территорию обратили внимание инспекционные службы. Эксперты авиаотрасли говорят, что ситуацию нельзя назвать уникальной — она может повториться в любом регионе из-за пробелов в законодательстве.
Главный нерешенный вопрос — определение границ приаэродромной территории, говорит исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. До 2017 года Правилами использования воздушного пространства регулировалось, что размещение объектов возможно на территории не ближе 30 км к взлетно-посадочной полосе.
«В 2017 году были приняты поправки в 135 ФЗ. По нему есть приаэродромная территория, разделенная на 7 подзон. Но методики расчетов у авиаторов и строителей — разные. И до сих пор московские аэропорты не могут утвердить приаэродромную зону. А пока это не сделано, по сути, нет ограничений. Пока строители и авиаторы не поймут, не договорятся, где какие объекты можно строить — проблемы сохранятся», — поясняет Сергей Никитин.
Он добавил, что аэропорт неизбежно становится точкой притяжения для бизнеса. «Где ведется строительство, там неизбежно возникают мусорки, свалки. Город двигается к аэропорту», сказал эксперт.
Птицы на соседних свалках
Росавиация и авиакомпания «Уральские авиалинии» в качестве причины экстренной ситуации с Airbus A321 называют попадание птиц в двигатели самолета. С 2017 года зампредседателя партии «Зеленые» Елена Гришина высказывала опасения, что свалка у озера Глушица в Жуковском рано или поздно приведет к авиакатастрофе — так как располагается рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта.
«Чайки гнездятся преимущественно на небольших пресноводных водоемах колониями, размер которых может достигать нескольких тысяч пар. Часто селятся вблизи больших городов и пищевых свалок. Несмотря на предпринимаемые властями Московской области меры, создать полноценные санитарно-защитные зоны вокруг аэропортов московского региона не получается. Неудивительно, что из-за огромного количества птиц стандартные методы отпугивания в аэропорту Жуковский не сработали», — рассказал РБК Екатеринбург руководитель правового управления РЭП «Зеленые» Валерий Егоров.
В администрации города Жуковский и в министерстве природопользования Московской области на запрос РБК Екатеринбург по поводу наличия свалки рядом с аэропортом не ответили. В пресс-службе соседнего Раменского района прокомментировали, что на их территории незаконного места сброса отходов нет, но есть на озере Глушица, которое находится в Жуковском.
Департамент Росприроднадзора по ЦФО подтвердил наличие свалки на озере Глушица. Расследование по факту «очаговых навалов отходов» специалисты провели еще в 2017 году. На ООО «Вымпел К», которое свозило мусор на озеро, завели уголовное дело. Кроме того, департамент произвел расчет ущерба, причиненного почве, и оценил его в 25 млн руб. Но «Вымпел К» до сих пор не заплатил штраф — дело находится на рассмотрении в суде.
Ответственность аэропорта
Для расследования обстоятельств инцидента с самолетом «Уральских авиалиний» сформирована специальная комиссия, в состав которой входят представители Федерального агентства воздушного транспорта.
Орнитологический вопрос находится в ведении оператора аэропорта, говорит исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. По его словам, Жуковский показывает «великолепную динамику» по росту пассажиропотока, становится «реальным конкурентом» Шереметьево, Домодедово и Внуково. Поэтому утверждать, что ему не хватает технологий или персонала — нельзя.
«Должны использоваться технические и шумовые средства, радиоэлектроника, ловчие птицы — все, что может регулировать возможное попадание птиц в двигатели. Насколько эти возможности реализовывает оператор Жуковского — будет одним из вопросов проверки», — разъясняет эксперт.
В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации, необходимо проводить расследование по каждому столкновению самолета с птицами. Экспертиза позволяет не только изучить причины инцидента, но и пересмотреть организацию профилактики инцидентов, поясняет руководитель экологических проектов Федерации судебных экспертов Залим Абазов.
«Любой аэропорт, в котором соблюдаются нормы гражданской авиации, обязан уделять внимание орнитологической обстановке. С уверенностью можно сказать, что в Жуковском в той или иной степени данным вопросам оказывается внимание. О качестве работы служб, установок для отпугивания птиц и прочих мероприятий в части орнитологической безопасности можем судить только после публикации данных об инциденте», — говорит Залим Абазов.
В установлении ответственности аэропорта за инцидент с самолетом заинтересованы и «Уральские авиалинии». В компании заявили, что восстанавливать Airbus A321, стоимость которого в 2016 году составляла 114 млн долларов США, не станут. Если будет подтверждено, что в происшествии виноват аэропорт Жуковский, с него в порядке суброгации может быть взыскано возмещение убытков.