Банки Урала расширят услуги для бизнеса из-за «антиотмывочного» закона
Екатеринбургские кредитные организации создают новые продукты для того, чтобы обезопасить клиентов и минимизировать их потери в связи с «антиотмывочным» ФЗ № 115, рассказал РБК Екатеринбург председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов. По его прогнозам, в ближайшие два года в штате банков появятся новые должности – персональных консультантов для корпоративных клиентов. Они будут закрепляться за компаниями и консультировать предпринимателей относительно требований федерального закона по каждой сделке.
Информацию о разработке новых продуктов РБК Екатеринбург подтвердили в еще одном екатеринбургском банке, еще два прокомментировать ситуацию к моменту выхода публикации не смогли.
Первым этапом развития консультационного рынка стал сервис «Светофор» и подобные ему, которые доступны в интернет-банках или мобильных приложениях для бизнеса. Они позволяют по ИНН контрагента отследить информацию о его благонадежности. Если сведения отмечены красным цветом – к контрагенту может проявлять внимание ЦБ РФ.
Параллельно начинают появляться сервисы с обратным принципом действия – «Проверь самого себя на благонадежность». Также распространяется практика организации банками семинаров для своих клиентов, где рассказывают о возможных рисках, критериях блокировок.
«Банкам запрещено сообщать клиентам о причинах блокировки счета. При этом нюансов попадания в «черные списки» - миллион. Вы живете спокойно, зная, что у вас нет признаков дробления компании или иных схем по уходу от налогов, не занимаетесь обналом, сотрудники получают «белую» зарплату. И вдруг – счет блокируется за сомнительную операцию, вы на контроле Росфинмониторинга. Почему? А просто вы получили деньги от контрагента, который еще раньше попал в категорию сомнительных. Или оплатили счет, выставленный такой компанией», - комментирует председатель правления банка «Нейва».
По статистике ОНФ, с проблемой блокировки счетов в 2018-2019 годах столкнулись 29% от 500 опрошенных предпринимателей. В 70% случаев счет компании блокировался полностью, в 24% случаев налагался запрет на отдельные операции. В 14% случаев банк закрывал доступ клиента к счету без объяснения причин.
В конце июля Национальный совет финансового рынка предложил создать в России реестр клиентов банков, которым отказали в обслуживании в связи с подозрениями в нарушении законодательства по борьбе с отмыванием денег. Вопрос смягчения условий также рассматривается на уровне законодательных инициатив.
«Все это – полумеры. Проблема блокировок не уйдет, пока «антиотмывочный» ФЗ № 115 не будет полностью пересмотрен и переписан заново. А критерии, на основании которых банк обязан блокировать счет клиента, не станут кристально четкими и понятными для всех, пусть даже и жесткими. Пока же нужно продолжать приспосабливаться к действующим правилам игры», - говорит глава банка «Нейва».