ЦБ закрыл данные о реабилитации на Урале компаний из черного списка
Центральный банк отказался раскрывать статистику по реабилитации компаний, попавших в черный список и заблокированных кредитными организациями в Свердловской области. В пресс-службе Уральского ГУ Банка России на запрос РБК Екатеринбург сообщили, что «по итогам года с небольшим» в России проведено более 15 тыс. реабилитаций на первом уровне — это значит, что своих клиентов восстановили сами банки. Данные в разрезе субъектов мегарегулятор не озвучивает.
В территориальном управлении Банка России также отметили, что с апреля количество клиентов, которым банки отказывают в открытии вкладов и счетов и проведении операций, существенно сократилось.
«Связано это с внедрением нового алгоритма передачи информации о подозрительных клиентах: теперь чем выше уровень риска клиента, тем более подробную информацию о нем могут получить банки. С апреля ЦБ изменил порядок информирования банков о случаях отказов, теперь до них доводятся только сведения о клиентах, совершивших операции с высоким риском. По нашим данным, на 30% сократилось количество клиентов, в отношении которых кредитные организации реализуют полномочия по отказам выполнения распоряжения клиента в проведении операции. И второе — практически в два раза сократилось количество случаев, когда кредитные организации принимали решение об отказе в заключении с клиентом договора банковского счета или банковского вклада», — говорится в комментарии ведомства на запрос РБК Екатеринбург.
Тема черных списков и блокировок банками счетов клиентов из-за подозрений в сомнительных операциях за последние несколько лет стала одной из самых проблемных. 52% малых и средних предприятий из числа столкнувшихся с блокировками средств банками были вынуждены полностью остановить все операции. Чрезмерно жесткие «антиотмывочные» требования толкают бизнес переходить на наличные расчеты.
Заместитель председателя правления банка «Нейва» Константин Левушкин говорит, что блокировки, а также списания средств со счетов компаний по требованию фискальных органов создали сложную практику. «Самая болезненная тенденция — возложение на банки несвойственных им функций. Сейчас все фискалы руками банков пытаются разобраться со всеми ребятами, которые не платят налоги и прочее. Хочется сказать, извините, но это не наша работа. У нас количество персонала на операциях с валютой в пять раз меньше, чем на финмониторинге. Вопрос — это нормально вообще?» — сказал Левушкин.