Итоги года: главной проблемой на Урале бизнес назвал давление силовиков
В 2019 году почти две трети жалоб (64%), поступивших в аппарат свердловского бизнес-омбудсмена Елены Артюх, были связаны с четырьмя ключевыми проблемами:
- деятельность правоохранительных, следственных органов и органов прокуратуры и суда, в том числе уголовное преследование;
- государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
- закупки товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- размещение нестационарных торговых объектов (НТО).
Согласно итогам исследования омбудсмена, доля жалоб на правоохранительные органы выросла на 6% до 25,6%. Чаще всего свердловские предприниматели жаловались на нарушение прав при проведении доследственных проверок и в ходе предварительного следствия. В том числе сообщали об изъятии имущества, его длительном удержании и возврате с повреждениями. Часть жалоб связана с возбуждением уголовных дел по налоговым преступлениям в отсутствие вступивших в силу решений по результатам налоговых проверок.
Доля жалоб на органы контроля выросла на 7,2% до 18,4%. В этой сфере уполномоченный выделила девять проблем: рост числа внеплановых проверок «по поручениям», отсутствие специального порядка рассмотрения обращений граждан, если они касаются вопросов госконтроля (надзора) и муниципального контроля. В отношении малого и среднего бизнеса все еще часто используют штрафы, а не предупреждения. По мнению регионального омбудсмена, не ясны основания выбора субъекта административной ответственности: организация или должностное лицо. Проверки проводятся в отношении «объекта надзора», а не поднадзорного субъекта и др.
Жалобы по размещению НТО остались почти на том же уровне, что и год назад, — 9,9%, вместо 9,8% в 2018 году. В текущем году Елена Артюх получила жалобы по 41 нестационарному объекту — 15 НТО включены в Схему размещения по результатам защиты, по 26 НТО работа продолжается, еще 25 дел с участием уполномоченного рассматриваются в Арбитражном суде Свердловской области. Всего в регионе более 6,5 тыс. НТО, в которых работают свыше 15 тыс. человек.
Процент жалоб в сфере закупок снизился на 4,3% до 10,4%.