Перейти к основному контенту
Екатеринбург⁠,
0

«Ласточка»: кто и как создал первый скоростной электропоезд в России

10 лет назад слово «Ласточка» у большинства ассоциировалось только с птицей. Сегодня же в сознании многих «Ласточка» прочно связана с железной дорогой и комфортом. Рассказываем, как уральцы создали эту ассоциацию.
В кабине электропоезда «Ласточка»
В кабине электропоезда «Ласточка»

История скоростной железной птицы, которая сегодня стала одним из самых узнаваемых электропоездов России, началась в 2011 г. 

Тогда уральский завод подписал долгосрочный контракт с РЖД на поставку не менее 1200 вагонов скоростных «Ласточек» в период с 2015 по 2022 гг. К нынешнему дню из цеха в Верхней Пышме на железнодорожные магистрали страны вышло более 170 электропоездов «Ласточка» разных модификаций и составности,  — говорит первый заместитель гендиректора по технической политике «Уральских локомотивов» Виталий Брексон. Он рассказал РБК Екатеринбург, как изменилась «Ласточка» за эти годы.

Эта публикация продолжает спецпроект РБК Екатеринбург «Уральским локомотивам» — 10 лет». В предыдущих выпусках мы рассказали 10 главных фактов о заводе и перечислили основные достижения компании за годы работы.

— Скоростное пассажирское движение появилось в России благодаря Олимпиаде-2014. Когда наша страна получила право на проведение спортивных игр, организаторы объявили конкурс на разработку и поставку поездов, которые будут обслуживать это событие. Именно тогда в России заговорили об электропоезде «Ласточка».

Пассажирские перевозки на скорости до 160 км/ч распространены в Европе, да и во всем мире. Но европейские аналоги не подходят для российских железных дорог в связи с шириной железнодорожной колеи, у нас в стране она значительно шире, а значит, и вагон можно сделать просторнее. Если взять, к примеру, бельгийский электропоезд то его вагон полностью войдет в вагон нашей «Ласточки» — еще и место останется.

К выпуску первого в России скоростного пассажирского электропоезда мы приступили в мае 2013 года. Через год, 30 мая 2014 года, завод передал заказчику первую «Ласточку», выпущенную на Урале.

Для производства скоростных электропоездов на площадке в Верхней Пышме возвели отдельный цех. Строили с нуля, работы закончили за два года.
Для производства скоростных электропоездов на площадке в Верхней Пышме возвели отдельный цех. Строили с нуля, работы закончили за два года.

С момента запуска первоначальная концепция электропоезда изменилась, ряд узлов и агрегатов были модифицированы почти на 40%. Сегодня уровень использования отечественных компонентов в «Ласточке» превысил 80% —у завода более 160 поставщиков из разных регионов страны. Систему управления мы создавали совместно с уральскими разработчиками, которые приняли активное участие в проекте. Микроклимат делала компания из Екатеринбурга. Знаменитую маску для «Ласточки» изготавливает компания из Челябинска. Пульт управления рисовали совместно с немецкими коллегами, здесь, на «Уральских Локомотивах».

В 2016 году из цеха вышел 45-й электропоезд, в котором впервые применили уникальные российские разработки: систему микропроцессорного управления, систему управления тормозами и механикой тормоза, микроклимат и другие модули и узлы спроектировали и произвели в России. Этот поезд отправился на Московское центральное кольцо (МЦК), он отличался от предшественников не только начинкой, но интерьером. Для МЦК мы разработали специальную модификацию с поручнями, местами для парковки велосипедов и колясок, багажными отсеками — то есть адаптированную именно для перевозки большого количества пассажиров. Сегодня на МЦК курсирует уже более 50 таких составов.

В 2017 г. «Уральские локомотивы» презентовали еще один вариант «Ласточки» — с приставкой «Премиум», которая значительно отличается от базовой версии, предназначенной для городского движения на небольшие расстояния. Новая модификация рассчитана на перемещение между крупными городами и регионами. Специально для перевозок пассажиров на расстояние до 700 км в поезде установили дополнительные санитарные блоки, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала.
В 2017 г. «Уральские локомотивы» презентовали еще один вариант «Ласточки» — с приставкой «Премиум», которая значительно отличается от базовой версии, предназначенной для городского движения на небольшие расстояния. Новая модификация рассчитана на перемещение между крупными городами и регионами. Специально для перевозок пассажиров на расстояние до 700 км в поезде установили дополнительные санитарные блоки, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала.

За счет того, что «Ласточку» оснастили российской системой управления, появилась возможность варьировать количество вагонов в составе. В первых поездах нельзя было вмешаться в систему, что-то добавить, расширить функционал. Теперь же «Ласточка» — универсальная базовая платформа, конфигурировать которую можно в зависимости от пожеланий заказчика. И это огромная заслуга отечественных разработчиков. Поскольку разместить блок управления можно в каждом вагоне, мы стали выпускать поезда различной составности — от трех до 10 и даже 12 вагонов.

Сегодня большие составы — в 7 и 10 вагонов — поставляем, например, Московско-Тверской пригородной пассажирской компании. Такие же 10-вагонники готовим для Московских центральных диаметров (МЦД) — это лучи, пересекающие МЦК, которые соединяют точки за пределами собственно столицы, например, Зеленоград и Раменское. Первый электропоезд в фирменной окраске для МЦД уже передан заказчику, до конца года поставим еще семь составов. 

«В Ленинградской области случилась такая история. В конце 2018 года Северо-Западная пассажирская пригородная компания закупила у «Уральских локомотивов» четыре 5-вагонных состава. И за год, благодаря нашим «Ласточкам», пассажиропоток настолько вырос, что они заказали дополнительные вагоны. Мы интегрировали их в действующие электропоезда, и теперь по маршрутам курсируют 7-вагонные составы», — вспоминает Виталий Брексон.
«В Ленинградской области случилась такая история. В конце 2018 года Северо-Западная пассажирская пригородная компания закупила у «Уральских локомотивов» четыре 5-вагонных состава. И за год, благодаря нашим «Ласточкам», пассажиропоток настолько вырос, что они заказали дополнительные вагоны. Мы интегрировали их в действующие электропоезда, и теперь по маршрутам курсируют 7-вагонные составы», — вспоминает Виталий Брексон.

Изначально РЖД ставила задачу создать пригородный поезд, работающий на постоянном токе, но время шло, уральский электропоезд становился все более популярен, регионы захотели обеспечить своих жителей новым комфортным и надежным транспортом. РЖД вышли с предложением адаптировать «Ласточку» для движения на участках без контактной сети, но так, чтобы все системы электропоезда функционировали — кухня, кондиционер, розетки, двери. И мы смогли это обеспечить. Был реализован проект интеграции «Ласточек» в мультитопливное движение: теперь по не электрифицированным путям «Ласточку» ведет тепловоз, но пассажиры при этом едут с комфортом, как в столичных регионах.

Сейчас электропоезда «Ласточка» перевозят пассажиров и на неэлектрифицированных участках по маршрутам: Москва – Иваново, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Рускеала в Карелии. Такие составы могут быть востребованы в районах Калининграда, Волгограда, где железные дороги до сих пор не электрифицированы и вряд ли это сделают в ближайшее время. При этом организация пассажирского движения требует совершенно нового уровня комфорта, скорости и безопасности.
Сейчас электропоезда «Ласточка» перевозят пассажиров и на неэлектрифицированных участках по маршрутам: Москва – Иваново, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Рускеала в Карелии. Такие составы могут быть востребованы в районах Калининграда, Волгограда, где железные дороги до сих пор не электрифицированы и вряд ли это сделают в ближайшее время. При этом организация пассажирского движения требует совершенно нового уровня комфорта, скорости и безопасности.

Следующей модификацией стала двухсистемная «Ласточка» ЭС1П — она может работать и на постоянном, и на переменном токе. Сегодня завод выпустил уже 18 таких электропоездов. Они пользуются популярностью, потому что маршрутов с подобной схемой электрификации много.

За те шесть лет, что «Уральские локомотивы» выпускают «Ласточки», конструкторы создали массу вариантов компоновок электропоезда, и это не конец истории. Безусловно, «Ласточка» будет меняться, к примеру, сейчас уже внедрены элементы машинного зрения, что является шагом к беспилотному вождению поездов.

Работают инженеры «Уральских локомотивов» и над двухуровневым электропоездом. Дизайн-проект уже готов, сейчас процесс перешел в стадию рабочего проектирования. В 2023 году планируется выпустить эти поезда на линию.

Хорошие перспективы у «Ласточки» и в регионах. К слову, количество субъектов РФ, где курсируют наши «птицы», уже составляет 21. Зимой уральские электропоезда планируют запустить еще на одном направлении: в Челябинской области, между столицей Южного Урала и Магнитогорском. Это востребованное направление: два крупнейших города региона, промышленные центры. Но, кроме того, Магнитогорск — это еще и туризм: горнолыжный курорт Абзаково, озеро Банное, Аркаим. В 2019 году межрегиональная «Ласточка» сделала пробный рейс в Сибири по маршруту Омск — Новосибирск — Барнаул – Томск, где специалисты испытали готовность железнодорожной инфраструктуры восточных регионов России к скоростным перевозкам. В 2021 году рейс Новосибирск – Барнаул планируют запустить на регулярной основе.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:02
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:02
Все новости Екатеринбург
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
«Спартак» открыл трибуну в честь Никиты Симоняна Спорт, 16:24
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Ученые раскрыли, как извержение вулканов привело к эпидемии чумы в Европе Общество, 16:17
Кадыров связал ночные взрывы на Украине с атакой беспилотников в Грозном Политика, 16:04
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
«Ростов» впервые с 2023 года победил «Рубин» в матче РПЛ Спорт, 15:57
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
В Европе раскрыли плохой и очень плохой варианты из-за Трампа и Украины Политика, 15:50
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Швеции заявили, что регулярно замечают российские подлодки в Балтике Политика, 15:34
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
На Запорожской АЭС восстановили внешнее питание по линии «Днепровская» Политика, 15:21
В Горловке при обстреле погибла женщина, ранены еще двое Политика, 15:18