Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Партнерский форум

МТС Платформа 2023

Реклама, ПАО «МТС», 18+
Лента новостей
Курс евро на 28 марта
EUR ЦБ: 82,29 (-0,1)
Инвестиции, 27 мар, 16:40
Курс доллара на 28 марта
USD ЦБ: 76,57 (+0,12)
Инвестиции, 27 мар, 16:40
Все новости Екатеринбург
Сенат США отменил разрешения на войну в Ираке Политика, 05:41
«Коммерсантъ» узнал о возможном удорожании ледокола «Россия» на 60% Политика, 05:27
Ким Чен Ын приказал увеличить производство материалов для ядерного оружия Политика, 05:04
Работодатели стали меньше ценить чувство юмора потенциальных сотрудников Общество, 05:00
Пентагон отказался обнародовать видео с тремя сбытыми над Аляской НЛО Политика, 04:47
Болтон в вопросе о ядерном оружии в Белоруссии напомнил о Калининграде Политика, 04:17
В Госдуме предложили ввести льготную ипотеку для работников ОПК Общество, 04:06
Харизма: как ее развивать и располагать к себе людей
На интенсиве РБК Pro за 5 дней вы научитесь поддерживать любой разговор и вызывать симпатию даже у тех, кто вам не нравится
Прокачать навык
В Британии башню XIX века во второй раз отодвинут от побережья Общество, 03:44
Ученые предрекли «очень долгий период трудностей» для должников Китая Экономика, 03:32
В ДТП с автобусом в Саудовской Аравии погибли не менее 20 человек Общество, 03:08
Атомный авианосец США принял участие в совместных с Южной Кореей учениях Политика, 02:47
Bloomberg узнал о подозрениях контрразведки США против первой жены Трампа Политика, 02:38
В Альянсе турагентств России предупредили о подорожании отдыха в Сочи Общество, 02:02
Bloomberg узнал о санкциях Евросоюза против молдавских олигархов Финансы, 01:40
Екатеринбург ,  
0 

«Ласточка»: кто и как создал первый скоростной электропоезд в России

10 лет назад слово «Ласточка» у большинства ассоциировалось только с птицей. Сегодня же в сознании многих «Ласточка» прочно связана с железной дорогой и комфортом. Рассказываем, как уральцы создали эту ассоциацию.
В кабине электропоезда «Ласточка»
В кабине электропоезда «Ласточка»

История скоростной железной птицы, которая сегодня стала одним из самых узнаваемых электропоездов России, началась в 2011 г. 

Тогда уральский завод подписал долгосрочный контракт с РЖД на поставку не менее 1200 вагонов скоростных «Ласточек» в период с 2015 по 2022 гг. К нынешнему дню из цеха в Верхней Пышме на железнодорожные магистрали страны вышло более 170 электропоездов «Ласточка» разных модификаций и составности,  — говорит первый заместитель гендиректора по технической политике «Уральских локомотивов» Виталий Брексон. Он рассказал РБК Екатеринбург, как изменилась «Ласточка» за эти годы.

Эта публикация продолжает спецпроект РБК Екатеринбург «Уральским локомотивам» — 10 лет». В предыдущих выпусках мы рассказали 10 главных фактов о заводе и перечислили основные достижения компании за годы работы.

— Скоростное пассажирское движение появилось в России благодаря Олимпиаде-2014. Когда наша страна получила право на проведение спортивных игр, организаторы объявили конкурс на разработку и поставку поездов, которые будут обслуживать это событие. Именно тогда в России заговорили об электропоезде «Ласточка».

Пассажирские перевозки на скорости до 160 км/ч распространены в Европе, да и во всем мире. Но европейские аналоги не подходят для российских железных дорог в связи с шириной железнодорожной колеи, у нас в стране она значительно шире, а значит, и вагон можно сделать просторнее. Если взять, к примеру, бельгийский электропоезд то его вагон полностью войдет в вагон нашей «Ласточки» — еще и место останется.

К выпуску первого в России скоростного пассажирского электропоезда мы приступили в мае 2013 года. Через год, 30 мая 2014 года, завод передал заказчику первую «Ласточку», выпущенную на Урале.

Для производства скоростных электропоездов на площадке в Верхней Пышме возвели отдельный цех. Строили с нуля, работы закончили за два года.
Для производства скоростных электропоездов на площадке в Верхней Пышме возвели отдельный цех. Строили с нуля, работы закончили за два года.

С момента запуска первоначальная концепция электропоезда изменилась, ряд узлов и агрегатов были модифицированы почти на 40%. Сегодня уровень использования отечественных компонентов в «Ласточке» превысил 80% —у завода более 160 поставщиков из разных регионов страны. Систему управления мы создавали совместно с уральскими разработчиками, которые приняли активное участие в проекте. Микроклимат делала компания из Екатеринбурга. Знаменитую маску для «Ласточки» изготавливает компания из Челябинска. Пульт управления рисовали совместно с немецкими коллегами, здесь, на «Уральских Локомотивах».

В 2016 году из цеха вышел 45-й электропоезд, в котором впервые применили уникальные российские разработки: систему микропроцессорного управления, систему управления тормозами и механикой тормоза, микроклимат и другие модули и узлы спроектировали и произвели в России. Этот поезд отправился на Московское центральное кольцо (МЦК), он отличался от предшественников не только начинкой, но интерьером. Для МЦК мы разработали специальную модификацию с поручнями, местами для парковки велосипедов и колясок, багажными отсеками — то есть адаптированную именно для перевозки большого количества пассажиров. Сегодня на МЦК курсирует уже более 50 таких составов.

В 2017 г. «Уральские локомотивы» презентовали еще один вариант «Ласточки» — с приставкой «Премиум», которая значительно отличается от базовой версии, предназначенной для городского движения на небольшие расстояния. Новая модификация рассчитана на перемещение между крупными городами и регионами. Специально для перевозок пассажиров на расстояние до 700 км в поезде установили дополнительные санитарные блоки, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала.
В 2017 г. «Уральские локомотивы» презентовали еще один вариант «Ласточки» — с приставкой «Премиум», которая значительно отличается от базовой версии, предназначенной для городского движения на небольшие расстояния. Новая модификация рассчитана на перемещение между крупными городами и регионами. Специально для перевозок пассажиров на расстояние до 700 км в поезде установили дополнительные санитарные блоки, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала.

За счет того, что «Ласточку» оснастили российской системой управления, появилась возможность варьировать количество вагонов в составе. В первых поездах нельзя было вмешаться в систему, что-то добавить, расширить функционал. Теперь же «Ласточка» — универсальная базовая платформа, конфигурировать которую можно в зависимости от пожеланий заказчика. И это огромная заслуга отечественных разработчиков. Поскольку разместить блок управления можно в каждом вагоне, мы стали выпускать поезда различной составности — от трех до 10 и даже 12 вагонов.

Сегодня большие составы — в 7 и 10 вагонов — поставляем, например, Московско-Тверской пригородной пассажирской компании. Такие же 10-вагонники готовим для Московских центральных диаметров (МЦД) — это лучи, пересекающие МЦК, которые соединяют точки за пределами собственно столицы, например, Зеленоград и Раменское. Первый электропоезд в фирменной окраске для МЦД уже передан заказчику, до конца года поставим еще семь составов. 

«В Ленинградской области случилась такая история. В конце 2018 года Северо-Западная пассажирская пригородная компания закупила у «Уральских локомотивов» четыре 5-вагонных состава. И за год, благодаря нашим «Ласточкам», пассажиропоток настолько вырос, что они заказали дополнительные вагоны. Мы интегрировали их в действующие электропоезда, и теперь по маршрутам курсируют 7-вагонные составы», — вспоминает Виталий Брексон.
«В Ленинградской области случилась такая история. В конце 2018 года Северо-Западная пассажирская пригородная компания закупила у «Уральских локомотивов» четыре 5-вагонных состава. И за год, благодаря нашим «Ласточкам», пассажиропоток настолько вырос, что они заказали дополнительные вагоны. Мы интегрировали их в действующие электропоезда, и теперь по маршрутам курсируют 7-вагонные составы», — вспоминает Виталий Брексон.

Изначально РЖД ставила задачу создать пригородный поезд, работающий на постоянном токе, но время шло, уральский электропоезд становился все более популярен, регионы захотели обеспечить своих жителей новым комфортным и надежным транспортом. РЖД вышли с предложением адаптировать «Ласточку» для движения на участках без контактной сети, но так, чтобы все системы электропоезда функционировали — кухня, кондиционер, розетки, двери. И мы смогли это обеспечить. Был реализован проект интеграции «Ласточек» в мультитопливное движение: теперь по не электрифицированным путям «Ласточку» ведет тепловоз, но пассажиры при этом едут с комфортом, как в столичных регионах.

Сейчас электропоезда «Ласточка» перевозят пассажиров и на неэлектрифицированных участках по маршрутам: Москва – Иваново, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Рускеала в Карелии. Такие составы могут быть востребованы в районах Калининграда, Волгограда, где железные дороги до сих пор не электрифицированы и вряд ли это сделают в ближайшее время. При этом организация пассажирского движения требует совершенно нового уровня комфорта, скорости и безопасности.
Сейчас электропоезда «Ласточка» перевозят пассажиров и на неэлектрифицированных участках по маршрутам: Москва – Иваново, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Рускеала в Карелии. Такие составы могут быть востребованы в районах Калининграда, Волгограда, где железные дороги до сих пор не электрифицированы и вряд ли это сделают в ближайшее время. При этом организация пассажирского движения требует совершенно нового уровня комфорта, скорости и безопасности.

Следующей модификацией стала двухсистемная «Ласточка» ЭС1П — она может работать и на постоянном, и на переменном токе. Сегодня завод выпустил уже 18 таких электропоездов. Они пользуются популярностью, потому что маршрутов с подобной схемой электрификации много.

За те шесть лет, что «Уральские локомотивы» выпускают «Ласточки», конструкторы создали массу вариантов компоновок электропоезда, и это не конец истории. Безусловно, «Ласточка» будет меняться, к примеру, сейчас уже внедрены элементы машинного зрения, что является шагом к беспилотному вождению поездов.

Работают инженеры «Уральских локомотивов» и над двухуровневым электропоездом. Дизайн-проект уже готов, сейчас процесс перешел в стадию рабочего проектирования. В 2023 году планируется выпустить эти поезда на линию.

Хорошие перспективы у «Ласточки» и в регионах. К слову, количество субъектов РФ, где курсируют наши «птицы», уже составляет 21. Зимой уральские электропоезда планируют запустить еще на одном направлении: в Челябинской области, между столицей Южного Урала и Магнитогорском. Это востребованное направление: два крупнейших города региона, промышленные центры. Но, кроме того, Магнитогорск — это еще и туризм: горнолыжный курорт Абзаково, озеро Банное, Аркаим. В 2019 году межрегиональная «Ласточка» сделала пробный рейс в Сибири по маршруту Омск — Новосибирск — Барнаул – Томск, где специалисты испытали готовность железнодорожной инфраструктуры восточных регионов России к скоростным перевозкам. В 2021 году рейс Новосибирск – Барнаул планируют запустить на регулярной основе.