Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Судебный прецедент о статусе тупика в промзоне затормозит развитие города

Арбитражный суд Уральского округа рассмотрит дело, решение по которому может стать прецедентом для системы земельного регулирования.
Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

Апелляционная инстанция признала железнодорожный тупик объектом недвижимости, что в будущем может привести к тому, что владельцы таких линий смогут без торгов выкупать земли, через которые те проходят.

Как следует из материалов дела, в 2018 году фирма «Прогресс» через торги получила право на аренду участка в промзоне на Сортировке. Предприниматели начали строить складское помещение (на сегодняшний день оно готово на 95%) и асфальтированную дорогу к нему.

В 2020 году ИП Тарантаев подал два иска в арбитраж. Первый оспаривал разрешение на строительство, а второй — сделку с мэрией. Формальный повод — наличие на участке 18-метрового железнодорожного пути, который принадлежит истцу. Положительное решение позволило бы бизнесмену отменить предыдущие решения властей и выкупить эту землю без торгов.

Сначала суды встали на сторону ООО «Прогресс», однако в апреле 2022 года в апелляции договор аренды с мэрией был признан недействительным.

Как объясняют юристы, если линейный объект накладывается на другую территорию, владелец может претендовать на сервитут — ограниченное пользование чужой землей. А в случае с объектом недвижимости правообладатель имеет право на ее выкуп.

Так 18-метровый подъездной путь был признан объектом недвижимости.

В компании «Прогресс» отказались от комментариев. Представители ИП Тарантаева не ответили на звонок журналиста РБК Екатеринбург.

Отметим, позиция истца сформулирована в судебном постановлении. Из него следует, что железнодорожные пути необщего пользования не могут относиться к железнодорожным линиям и, соответственно, считаться линейным объектом. А значит, ИП может претендовать и на землю. В экспертизе указано, что для обслуживания этого тупика необходимо больше 6000 кв. метров. Такая площадь якобы нужна для погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

Администрация Екатеринбурга участвует в процессе на стороне ООО «Прогресс». Позиция чиновников сформулирована в кассационной жалобе.

«Железнодорожный тупик обладает всеми юридически значимыми признаками линейных объектов, а его расположение на нескольких участках лишь подтверждает соответствующий статус. Любые возможные элементы железнодорожного тупика технологически связаны между собой, не рассматриваются как самостоятельные объекты, поскольку являются именно составными частями единого линейного объекта», — сказано в документе.

Если решение устоит в кассационной инстанции, это поставит под сомнение существование системы распределения городских земель в ее нынешнем виде. Территории городов пронизаны линейными объектами. Подобные частные подъездные ж/д пути есть в каждой промзоне города, которые иногда пересекают автомобильные дороги общего пользования. Получается, если каждый правообладатель будет ссылаться на этот судебный прецедент, возникнут проблемы в градостроительном регулировании и развитие города затормозится.

При этом сторонние наблюдатели обращают внимание на два момента.

Во-первых, в деле нет документального подтверждения законности нахождения железнодорожного тупика на участке «Прогресса». На топографической съемке от 2020 года в городской геоинформационной системе рельсы не заходят на смежную территорию, а с тех пор разрешений на их продление никто не давал.

Во-вторых, суд проигнорировал возражение «Прогресса» о несоразмерности железнодорожного куска длиной 18 метров и участка в 6000 кв. метров для ее обслуживания. По мнению юристов, установленная экспертами Тарантаева площадь в десятки раз больше необходимой.

Добавим, с недавних пор промзона на Сортировке стала местом притяжения системных застройщиков и в ближайшее время будет активно застраиваться жильем. Земли там выкупили несколько крупных девелоперов: «Астон», «Общество Малышева 73», «Брусника», а также финский концерн YIT (компания уже начала стройку, после продажи российских активов проект будет завершать «Группа Эталон»). Поэтому они тоже будут внимательно следить за исходом дела.

Заседание кассационного суда, который должен поставить точку в деле о статусе земли, дважды откладывалось. По свежим данным, оно состоится 27 сентября.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 января
EUR ЦБ: 101,6 (-1,15)
Инвестиции, 18:43
Курс доллара на 29 января
USD ЦБ: 97,97 (+0,83)
Инвестиции, 18:43
Все новости Екатеринбург
Капризов перенесет операцию и пропустит минимум четыре неделиСпорт, 20:26
Дина Аверина заявила об отсутствии планов возобновлять карьеруСпорт, 20:24
Депутаты запретят иноагентам «ёрничать» и проводить мастер-классыПолитика, 20:04
Путин заявил о крушении прогнозов «кончины» АвтоВАЗаПолитика, 20:01
«Цифра брокер» дал прогноз по акциям двух российских компаний из сферы ИИИнвестиции, 19:56
Патрушев назвал терактом подрыв и затопление судна Ursa MajorПолитика, 19:53
Путин назвал проблему c пересаживанием чиновников на российские машиныОбщество, 19:45
Скидка 55% на подписку РБК Pro
Успейте оформить годовой доступ до 29 января
Купить со скидкой
В НАТО обвинили Россию в подготовке убийства главы RheinmetallПолитика, 19:39
Правящие партии Румынии потеряли голоса после отмены результатов выборовПолитика, 19:37
Как Дания готовит Европу к битве с Трампом за ГренландиюПолитика, 19:31
Нассим Талеб назвал распродажу акций NVIDIA началом падения рынка ИИИнвестиции, 19:26
Стелла Маккартни выкупила долю своего бренда у LVMHБизнес, 19:24
Кокорин заявил о нежелании возвращаться в РоссиюСпорт, 19:18
Два «стратега» Ту-160 совершили полет над Северным Ледовитым океаномПолитика, 19:16