За шесть лет число баров и алкомаркетов на Урале снизилось на четверть
Аналитики «Контур.Фокуса» специально для РБК посчитали, как изменилось количество магазинов, торгующих спиртным, и баров в России с мая 2018 года по май 2024 года. В целом по России сегмент алкомаркетов просел наиболее заметно — их стало меньше на 13–51%. В Свердловской области показатели по обеим категориям примерно одинаковые.
За шесть лет в Свердловской области количество баров снизилось на 22,8% — с 377 до 291, количество алкомаркетов — на 23,8% — с 587 до 447. В целом Свердловская область лидирует по числу таких точек среди регионов в Уральском федеральном округе.
По доле закрытий алкомаркетов лидирует Красноярский край — там закрылась каждая вторая точка. На втором месте — Кемеровская и Тюменская области — там закрылось по 48% алкомаркетов.
Больше всего баров закрылось в Кемеровской области — более трети заведений. На втором месте Волгоградская область с показателем 28%. Замыкает тройку Красноярский край — там за шесть лет баров стало меньше на 26%.
Россия входит в топ-10 самых пьющих стран, по оценке организации экономического развития и сотрудничества «Здоровье вкратце». На первом месте находится Литва, на втором — Австрия, на третьем — Франция. Россия занимает седьмую строчку с показателем 11,1 литра алкоголя на душу населения в год (данные ВОЗ на 2018 год). По данным Минздрава РФ, количество употребляемого алкоголя с 2008 по 2021 год в РФ снизилось с 15,7 до 9 литров в год.
Эксперт «Контур.Фокуса» по экономической безопасности бизнеса Антон Яковлев считает, что существует несколько факторов, которые влияют на сокращение числа алкомаркетов: консолидация рынка, ужесточения в законодательстве и возраст организаций.
«Если подробнее изучить ситуацию, мы увидим закономерность — молодые компании редко начинают торговать спиртным с момента основания. Как правило, сначала они специализируются на чем-то другом — например, на товарах повседневного спроса. В таком случае лицензию на алкоголь чаще получают в первые пять лет существования бизнеса», — считает Яковлев.
Что касается сокращения числа баров, то влияние оказали развитие системы маркировки и правил отчетности.
«В июне ужесточились требования к учету алкоголя в рознице и общепите. Чтобы законно продавать спиртное, бизнес вынужден нести дополнительных расходы: оборудование, лицензии, обучение персонала, системы товароучета. Часто маленькие игроки рынка не могут себе этого позволить», — отмечает эксперт.
Еще один фактор, который влияет на закрытие заведений общепита, — это перенасыщение рынка.
«Превалирование ликвидаций над открытиями можно объяснить тем, что в крупных городах рынок перенасытился, более активный рост сейчас происходит в отдаленных регионах России», — рассказывала 66.RU эксперт «Контур.Маркета» Жанна Шебаршова.