Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

«Рынок сжался»: почему генподрядчики уходят в девелопмент

В Екатеринбурге не осталось крупных генподрядных организаций, которые не попробовали бы себя в девелопменте. Вместе с главой одной из них РБК-Екатеринбург пытался разобраться в природе этого тренда.
Фото: Acons Group
Фото: Acons Group

За более чем 10 лет существования екатеринбургская строительная компания «Альфа Строй» стала одной из крупнейших генподрядных организаций, известной всем без исключения застройщикам. Сейчас она вместе с другим крупным генподрядчиком — «Уралбилдинг» — объединяется в единый бренд Acons Group. В общий портфель новой компании попадают все когда-либо реализованные проекты: БЦ «Президент», ЖК «Мечта», последние очереди клубного дома «Тихвинъ», здание «Сбербанка», реконструированный пассажирский и построенный грузовой терминалы аэропорта «Кольцово» и многие другие. За все время работы площадь возведенных объектов превысила 1 млн м2, а общий объем заказов в 2016 году составил порядка 41 млрд рублей.

Помимо строительных организаций в группу компаний входит также проектное бюро R1. Таким образом холдинг представляет собой объединение трех направлений: девелопмент, проектирование и комплексное строительство. Первый реализуемый в такой связке проект Acons Group — екатеринбургский бизнес-центр Clever Park и строящийся сейчас рядом с ним одноименный жилой микрорайон. Вообще же география присутствия компании пополнилась такими городами как Москва, Пермь, Оренбург.

Собственные девелоперские проекты сегодня реализуют все без исключения крупнейшие генподрядные компании Екатеринбурга, причем все в большем количестве. РБК-Екатеринбург встретился с владельцем Acons Group Иваном Кузнецовым, чтобы узнать его мнение, почему эта тенденция становится все более актуальной.

— Рынок генподряда в Свердловской области сжался буквально до нескольких компаний. Пять лет назад в регионе был десяток крупных генподрядчиков. Сейчас их можно пересчитать по пальцам одной руки: «Атомстройкомплекс», «Астра», «Стройтэк», мы, «Грандстрой», может быть, еще несколько игроков. При этом у каждой из этих компаний большое количество собственных девелоперских проектов. Генподрядчиков стало гораздо меньше, чем застройщиков.

— Почему, имея богатые компетенции и опыт, компании не уходят полностью в девелопмент, а в значительной части проектов остаются на генподряде? Это способ пережить кризис?

— Генподряды вряд ли помогают пережить кризис — скорее, они утопят тебя, поскольку, когда денег становится меньше, их становится меньше везде — и у генподрядчиков, и у девелоперов. Более того — под обещание инвестора расплатиться позже, ты можешь создать себе такой кассовый разрыв, с которым потом будет невозможно справиться, если деньги в итоге так и не поступят. Генподрядчика от кризиса спасали скорее бюджетные объекты.

— Вы ведь и такие строили?

— Безусловно. 155 гимназия, 86 школа, несколько детских садиков, 7 спортивных комплексов, три из которых с ледовой ареной. Но больше мы с бюджетом решили не работать.

— Почему?

— Эти заказы перестали быть рентабельными. Нашим последним бюджетным объектом был детский сад в Академическом. Мы выиграли тендер за 110 млн рублей, а на строительство потратили 120 млн. Зачем?

— Тогда вернусь к своему вопросу: зачем компании, сделавшие себе имя на генподряде, уходят в девелопмент?

— Оговорюсь: мы не бросаем генподряд. Мы по-прежнему беремся за проекты, которые нам интересны: бизнес-центры, аэропорты и другие сложные объекты. Мы научились строить жилье и само по себе оно нам уже не интересно. К девелопменту мы шли очень долго, и в наш первый девелоперский проект — бизнес-центр Clever Park — постарались вложить все лучшее, что было у нас исходя из нашего опыта строительства. И это сработало, потому что сегодня то самый заполненный БЦ в Екатеринбурге — в нем занято порядка 98% площадей.

— Что в нем такого, чего нет у других?

— У нас нет какого-то абстрактного покупателя, мы определяем аудиторию проекта до начала проектирования. И исходя из этого определяем и комплексно решаем набор конкретных задач. Например, мы построили бизнес-центр сразу с паркингом — вроде бы это априори не выгодно, но это сервис, делающий проект более привлекательным. И сегодня мы можем говорить о том, что в БЦ Clever Park самая высокая обеспеченность парковочными местами в городе — всегда можно найти, куда поставить машину.

— Но если речь идет о жилье, это ведь все равно какие-то типовые решения?

— Вовсе нет. Это ведь наше видение комфорта. Соответственно, планировки, инженерная начинка, фасадные решения, благоустройство — все уникально. При этом мы не говорим, что это мы такие умные — мы знаем, к кому обратиться за решением каждого конкретного вопроса. Над архитектурой работало лондонское бюро Twelve architects, планировочными решениями занималось проектное бюро R1, а дизайн интерьеров делает ведущая московская компания VOX Architects. Мы считаем, что именно за таким подходом будущее строительного комплекса. И мы сменили вектор на девелопмент, чтобы реализовывать проекты именно по такому сценарию.

— Независимо от декларируемых целей, такой подход сейчас демонстрируют большинство генподрядных организаций, ставших за последние годы крупными игроками строительного рынка. С чем все-таки это связано?

— Со снижением маржинальности на рынке генподрядов. Работать на генподряде на низкомаржинальном рынке не так интересно. Работать только в девелопменте, без генподрядов тяжело — слишком большой кассовый разрыв. А при консолидации эти функции очень хорошо друг друга дополняют: за счет крупных контрактов и объемов выручки на генподряде компаниям легче получить аккредитацию в банках и кредиты для реализации девелоперских проектов, которые, в свою очередь, генерируют прибыль. Эта схема давно и успешно работает в столице.

— Консолидация активов для вас — это просто подтягивание компании до федерального уровня?

— У нас идет не столько консолидация активов, сколько консолидация брендов. Конечно, сложно кому-то что-то доказать в Москве, когда твоя компания называется «Уралбилдинг» (смеется). Но собрав все компании в единый бренд, удобнее их презентовать.

— Зачем в составе Acons Group проектное бюро?

— С нашей точки зрения, это правильно, когда в компании есть все три направления — девелопмент, проектирование и строительство. Прежде всего это позволяет существенно снижать себестоимость, потому что проектировщик, являясь частью одной команды, думает, как заказчик. Вся оптимизация в строительстве начинается от концепции, идеологии и технологии. Если кто-то придумал концепцию, не думая о себестоимости, то в процессе строительства эту себестоимость уже не ужать.

— Какие сейчас пропорции девелопмента и генподряда в Acons Group и каким пропорциям вы видите в будущем?

— Сейчас доля генподряда занимает около 70%, а 30% проектов — наши собственные. Мы стремимся к тому, чтобы через пять лет стало наоборот — но не за счет уменьшения количества генподряда, а за счет наращивания объема девелопмента. На сегодняшний день мы в качестве девелопера уже выходим на несколько площадок в Москве.

— Почему не в Екатеринбурге?

— В Москве жилье сдается квадратными километрами, но если посчитать из расчета на душу населения, то получается в три раза меньше, чем в Екатеринбурге: в Москве 3,5 млн м2 в год на 15 млн человек, а в Екатеринбурге — 1 млн м2 на 1,5 млн человек. Пока в Екатеринбурге мы реализуем большой проект Clever Park, и этого нам хватает.

— Я знаю, что помимо этого жилого проекта в Екатеринбурге вы строите еще и лого-парк. В Москве и других регионах вы тоже будете специализироваться на разных видах объектов?

— Да, мы сейчас запускаем строительство лого-парка «Высота» на Кольцовском тракте, потому что, сотрудничая с несколькими крупными консалтинговыми агентствами, видим дефицит качественных складских площадей класса А в формате Light Industrial. На них большой спрос среди небольших высокотехнологичных предприятий. Помимо этого, в нашем портфеле, например, есть аэропорты — и мы наращиваем эти компетенции, потому что нам это интересно.

— То есть, вы двигаетесь в сторону все более сложных проектов?

— Пожалуй, аэропорт сегодня можно назвать самым технологически сложным инженерным сооружением. Сложнее только промышленное строительство. Но и в этом направлении мы видим собственную перспективу. Кстати, возвращаясь к вашему вопросу о способах пережить кризис: как раз строительство промышленных объектов можно назвать таким способом. Потому что срок строительства любого крупного завода составляет не менее 10 лет, и чаще всего они строятся на дешевые иностранные заемные деньги — речь идет о суммах, исчисляемых миллиардами долларов. Ни один завод еще не останавливал строительство из-за кризиса.

— То есть, в будущем вы еще и заводы планируете строить?

— Пока без подробностей, но мы действительно двигаемся в этом направлении. Могу сказать только, что это будет не в Свердловской области.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Екатеринбург
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет Технологии и медиа, 06:05
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00