Андрей Тихомиров, «Рябина»: Кризис выдавит с рынка кустарную бухгалтерию
Рынок профессиональных аутсорсинговых услуг в России начал развиваться совсем недавно. Сейчас этот сегмент бизнеса стоит на пороге кардинальных перемен. Из ремесла аутсорсинг превращается в услугу с высокой добавленной стоимостью: необходимы инвестиции в информационные технологии, в обучение сотрудников. В таких условиях бухгалтеры-надомники больше не смогут выдерживать конкуренцию с крупными компаниями. Обостряют ситуацию и нововведения в законодательстве: отныне любая уточненная декларация — это автоматически штраф в размере 20% от разницы в сумме. Такую ответственность не готовы взять на себя частные лица, а бизнес не хочет нести убытки из-за ошибок сотрудников.
К чему приведет передел рынка, спровоцированный текущим кризисом, рассказывает владелец группы компаний «Рябина» Андрей Тихомиров.
— Андрей Александрович, какие виды аутсорсинговых услуг стали наиболее востребованы в кризис?
— Услуги по ИТ-безопасности. Казалось бы, всем надо свои финансы и бухгалтерские дела приводить в порядок. Налоговое законодательство за последние полтора года серьезно изменилось, и мы делали ставку на бухгалтерию и налоговый учет. Но, как практика показала, всплеск активности идет именно по направлению ИТ-аутсорсинга.
— С чем это связано? С развитием кибермошенничества?
— Я бы не сказал, что стали учащаться кибератаки. Скорее, дело в развитии технологий. Раньше всё записывали в блокнотах и ежедневниках, а сейчас дела ведут в виртуальном пространстве. За последние три года облачные сервисы получили масштабное проникновение. Безопасность данных, которые хранятся в Сети, стала играть огромную роль.
К стандартному комплексу услуг (операционная система, антивирус, защита от хакерских атак) добавляется анализ внутренних сетей и их безопасность. Как раньше было в торговых компаниях: ушел менеджер — ушла база клиентов. Современные технологии, в том числе облачные сервисы, позволяют избежать таких досадных утечек информации.
Еще один аспект ИТ-безопасности — это внутренний контроль персонала. В кризис руководители чаще задумываются о том, что делают их сотрудники — работают или устраивают чемпионат по «Косынке».
— Выходит, будущее за компаниями, которые будут специализироваться на аутсорсинге в информационных технологиях?
— Будущее за теми, кто будет вкладываться в ИТ-инфраструктуру — это точно. Мы, например, чуть больше двух лет назад приобрели собственный data-центр. А вот о пользе узкой специализации я бы поспорил. Совершенно понятно, что людям нужен комплекс услуг в надежной компании, а не просто бухгалтер-надомник или сисадмин-удаленщик. Я совсем недавно анализировал нашу базу клиентов и понял, что у нас практически нет клиентов, которые пришли бы только за одной опцией. Выбирают как минимум две услуги: это может быть бухгалтерия и ИТ либо бухгалтерия и финансы. Кроме того, сейчас идет резкий рост спроса на продукты по финансированию бизнеса. За последний год объемы только факторинговых сделок подскочили на 60%!
— А вот с этого момента расскажите поподробнее. Когда и почему аутсорсинговая компания занялась финансированием бизнеса?
— Это давняя история. Раньше у меня был бизнес по поставке буровых установок. Тогда мы открыли микрофинансовую организацию, чтобы иметь возможность привлекать деньги частных инвесторов. Фактически МФО нам был нужно для обслуживания интересов конкретного бизнеса. Раз микрофинансирование было полезно нашему бизнесу, почему бы не предложить микрозаймы и другим предпринимателям, подумали мы. Так микрофинансовая деятельность стала отдельным направлением работы, позже этот функционал мы включили и в услуги группы компаний «Рябина». Наиболее востребованы сейчас быстрые займы на пополнение оборотных средств и кредитование стартапов.
— Как ваша микрофинансовая деятельность увязывается с аутсорсинговым бизнесом?
— Это вполне логичное продолжение идеи о комплексе услуг. Бизнес может прийти к нам не только с задачей привести документы в порядок и оптимизировать затраты, но и в случае необходимости деньги на развитие взять у нас же. Мы, в свою очередь, ведем бухгалтерию клиента и видим его финансовое состояние, а значит — можем полноценно оценить риски. Это как система единого окна: предприниматель все свои финансовые вопросы может решить в одном месте, будь то документация или потребность в заемных средствах.
— Кто ваш основной клиент?
— Интернет-магазины. В силу специфики своей работы они часто сталкиваются с отсутствием оборотных средств: купить товар нужно сегодня, а доставка от поставщика и оплата покупателем происходит только на следующий день, а то и в течение двух недель. Мы видели, как это происходит с нашими клиентами: вся их бухгалтерия у нас перед глазами. В какой-то момент мы просто решили им помочь и предложить факторинговую схему финансирования. Как оказалось, весьма вовремя. Банки практически приостановили работу по овердрафту.
В последнее время за факторингом начали обращаться транспортные компании, подтягивается малый бизнес из других отраслей.
— По какой схеме вы кредитуете стартапы и почему вообще решили взяться за столь рискованный сегмент?
— Первые запросы на финансирование от стартапов мы зафиксировали в августе 2014 года. Тогда же, в 2014 году, опробовали технологию кредитования начинающих предпринимателей на одном интернет-магазине мебели. Это был некий совместный проект: ребята проработали всего три месяца и начали искать способ увеличения прибыли, а нам было интересно, выйдет ли что-то дельное из финансирования стартапов.
Мы одобрили предприятию кредитную линию на весьма скромную сумму в 200 тысяч рублей (хотя по законодательству могли выдать заём до 1 млн). Получив такие небольшие по нынешним меркам деньги, компания уже в первый месяц смогла увеличить обороты в четыре раза. Спустя какое-то время мы повысили лимит, и интернет-магазин увеличил выручку еще вдвое. В совокупности бизнес смог увеличить обороты в 8 раз! Интернет-магазин из двух человек превратился в полноценную компанию малого бизнеса со своим штатом специалистов по продажам, отделом доставки, отделом продвижения. В банке кредит такому бизнесу не дали бы 100%: тех, кто работает меньше полугода, как заемщиков вообще не рассматривают.
— Кредитование стартапов — это прекрасно, но какова цена вопроса?
— Относительно банковских ставок у нас дикие проценты: в среднем 91-95% годовых. Но продукт направлен не на долгосрочные, а на краткосрочные инвестиции — до месяца. В перерасчете это будет 7,5% в месяц или 4% за две недели — для предпринимателя это не такая уж большая потеря. Для них зачастую важна не столько цена, сколько оперативность решения.
— Вам кажется это направление перспективным, особенно в текущей сложной экономической ситуации?
— Вполне. Практически каждый начинающий предприниматель испытывает потребность в заемных средствах — потенциальных клиентов огромное количество. При этом, как показал наш опыт, хороший стартап способен быстро взлететь и легко вернуть заём даже по высокой ставке. Поэтому для нас это важное направление. Но ключевыми остаются все-таки аутсоринговые услуги.
— Какой бизнес сегодня наиболее активно пользуется аутсорсинговыми услугами?
— Чаще стали поступать заказы на внутренний аудит от крупных организаций с оборотом от 300 млн рублей в год. Причем нас нанимает не руководитель, а владелец бизнеса. Давайте будем откровенны: далеко не все наемные менеджеры чисты на руку. И если в хорошие времена на это можно закрыть глаза, то в кризис собственник хочет знать, где воруют. Мы, как сторонние проверяющие можем это увидеть и предотвратить.
— А с малым бизнесом как? Готов среднестатистический предприниматель передать свою бухгалтерию в чужие руки?
— Увы, но далеко не многие на это готовы. Особенно тяжело обстоят дела с розницей — в этом сегменте предприниматели до сих пор зачастую воспринимают аутсорсинг как дополнительную нагрузку и лишние траты.
— Можете в трех предложениях переубедить нас, что это не так?
— Легко. Средняя зарплата бухгалтера — это 30-35 тысяч рублей. У нас обслуживание обходится примерно в 15 тысяч рублей в месяц. Получаем экономию чуть больше 55%.
— Если экономия так очевидна, почему эти клиенты до сих пор не у вас и не у ваших коллег? Боятся, что если бухгалтер сидит не в соседнем кабинете, то он и работать не будет?
— Банальный стереотип, который был заложен в начале нулевых, когда под словом «аутсорсинг» подразумевался бухгалтер-надомник. Он вел 10 предприятий и получал условные 3 тысячи рублей с каждой компании. Всех всё устраивало. Но в результате получалось, что бизнес занимался своим делом, а бухгалтер — своим, и реальное положение дел в компании имело мало чего общего с бухгалтерской отчетностью.
Мы же наших клиентов пытаемся приучить к порядку, ведем бухгалтерию строго по закону. Это так же непросто, как приучить маленького ребенка мыть руки перед едой.
С нулевых годов качество аутсорсинга выросло в разы за счет появления профессиональных компаний. Раньше это была кустарщина, бухгалтерию мог вести любой, кто окончил трехмесячные курсы. В профессиональных компаниях требования к персоналу, конечно, гораздо выше.
В пользу развития именно профессиональных компаний играют и изменения в законодательстве. Раньше любую ошибку бухгалтер мог исправить без особых последствий, внеся поправки в отчетность. С января 2016 года законодательством утверждено, что любая уточненная декларация — это сразу штраф 20% от разницы в сумме деклараций. Ни один ремесленник на себя эту ответственность не примет. Крупные компании этот риск готовы взять на себя. Я в свое время даже обошел с десяток страховых компаний, чтобы они застраховали нашу профессиональную ответственность, но никто не согласился — нет, говорят, такого продукта и прецедента на рынке не было. И я принял решение: буду отвечать лично своим кошельком, если по вине моего специалиста произойдет ошибка. Я вкладываю огромные деньги в их обучение, уверен в каждом из них и поэтому готов нести всю финансовую ответственность даже не бюджетом компании, а своими личными деньгами. За 2,5 года ни одного инцидента, когда мне пришлось бы раскошелиться, еще не было.
— Как, по вашему мнению, рынок аутсорсинга будет выглядеть в 2017-2018 году?
— Если к тому времени кризис пойдет на спад, как нам обещают в правительстве, аутсорсинговые компании будут в большей мере исполнять роль консультационного органа. Бизнес встанет на ноги и будет вынужден вновь брать в штат бухгалтеров. Это будет вызвано увеличившимся товарооборотом и возросшим объемом первичных документов. При аутсорсинге оперативно выписывать первичные документы не всегда возможно. Мы можем провести глубокий анализ, но элементарно выписать накладную экспедитору на доставку груза компании, которая находится в Калининграде или Краснодаре, к сожалению, сложно.
С точки зрения продуктовой линейки в ближайшие годы активно будет развиваться направление ИТ-безопасности. У нас, например, есть наработки по безопасности телефонных переговоров, сейчас мы проводим тестирование, и если оно завершится успешно, будем готовы вывести продукт на рынок уже в следующем году. Более широкое распространение получат тесты сотрудников на полиграфе.