Глава Форум групп — РБК: Элит-жилье XXI века будет не похоже на «Тихвин»
Не так давно девелоперская компания «Форум-групп», построившая элитный клубный дом «Тихвин» в центре Екатеринбурга, объявила о том, какие существенные перемены ждут проект застройки территории Центрального рынка. Сергей Воробьев рассказал РБК, почему застройщик отказался от идеи создать многофункциональный комплекс, отдав предпочтение исключительно жилой функции.— Стройплощадка бывшего Центрального рынка в Екатеринбурге находится через дорогу от жилого квартала «Тихвин» — жилья класса luxury, строительство которого в этом году заканчивает ваша компания. Новый проект тоже будет относиться к премиум-сегменту?
— Нет, слово «luxury», пожалуй, теперь не подходит. Но дело не в том, что этот проект будет ниже классом, а в том, что люди поменяли свое отношение к жизни. Отношение к потреблению ресурсов, к дому, ко всему происходящему. Проект «Тихвин» реализовался с таким успехом, что мы и дальше собираемся строить жилье высокого класса, но уже с другими подходами. Мы исследовали рынок и пришли к выводу, что люксовость в ее нынешнем понимании отходит на второй план, сегодня во главе угла должна стоять функциональность недвижимости. И уже эта функциональность может и должна быть сколь угодно люксовой.
«Тихвин» удовлетворил спрос на элитное жилье для совершенно конкретного круга потребителей. Эти люди делали основательные инвестиции в собственную жизнь, в комфорт и надежность, которые они приобретали надолго. «Тихвин» был эксклюзивным предложением, без единого намека на массовость. Но сегодня появляется все большее количество таких же обеспеченных людей, но более мобильных. Где-то благодаря разнице в возрасте, где-то в силу особенностей бизнеса. Для них гораздо важнее привязки к конкретному месту становится функциональное наполнение жилья. Это по-прежнему должен быть жилой комплекс высочайшего класса, но уже с упором на инженерную начинку, инфраструктуру, грамотную логистику внутри.
— То есть класс жилья будет все-таки высоким?
— Мы хотим добиться синергетического эффекта будущего жилого комплекса с клубным домом «Тихвин» и галереями бутиков в этом квартале. Высококачественная жилая и торговая недвижимость для людей с разными подходами к жизни должны дополнять друг друга. Но мы не хотим вписывать новый жилой комплекс в понятия «лакшери», «бизнес», «комфорт», «комфорт плюс», «комфорт минус». Давайте исходить из того, что есть конкретный покупатель, а у него есть определенные запросы. Мы эти запросы удовлетворим. А luxury это будет или не luxury — этот вопрос оставим за скобками.
«Тихвин» — это классический пример жилой недвижимости класса люкс. Мы видим, как трансформировались запросы покупателей от первой до последней очереди строительства. От 400-метровых квартиры мы ушли к 160-метровым. Почему? Денег стало меньше у людей? Ну это смешно даже предположить! А что тогда с ними случилось? Да просто они стали практичными, стали по-другому потреблять. И эта тенденция усиливается, новые поколения людей будут еще более практичны. Им уже не нужна 400-метровая квартира в Екатеринбурге, они лучше купят четыре квартиры в разных уголках мира.
— Но ведь у каждого человека, даже если они все одного поколения, разные представления о комфортном жилье!
— Здесь будет большое количество вариантов планировок, предполагающих разные условия проживания — под разные модели поведения, образа жизни и даже, возможно, под конкретных людей. Почему нет? Строительство будет вестись в несколько очередей, и «вариаций на тему» может быть сколько угодно.
— Долгое время проект оставался лишь на бумаге, в виде концепций и эскизов, а строительство никак не начиналось. Однако всегда предполагалось, что в этом квартале появятся и офисы, и большая торговая составляющая, и развлекательная зона. Сегодня вы говорите, что здесь будет только жилье. Почему было принято такое решение?
— Самая главная причина такой долгой задержки как раз и заключалась в том, что мы хотели застроить этот квартал на базе торгового центра. Комфортный торговый центр высокого уровня с жильем, с офисами — сделать некий универсальный продукт. Мы понимали, что это сложно, но очень хотелось создать такой прецедент. И все эти годы у нас не сходились пазлы. Но мы упирались и придумывали дальше.
Сначала мы поняли, что здесь не нужны офисы. Они настолько заполонили город, что испортили рынок коммерческой недвижимости. Когда из проекта исчезли офисы, функциональное наполнение торгового центра у нас стало сползать в сторону социально-бытового обслуживания. Мы рисовали разные фитнес-клубы, школы, химчистки, прачечные и т.д. То есть это был не торговый центр в стандартном понимании, а центр услуг внутри дома. Потому что торговля в чистом виде в любом случае будет мешать жилой функции: это дебаркадеры, грузовики, тележки, поток людей — совершенно другой ритм жизни.
Мы нервничали, перечеркивали и рисовали заново, пытаясь то соединить, то развести торговую и жилую функции. И в конце концов пришли к выводу, что это, видимо, действительно невозможно. Не надо скрещивать нескрещиваемое. Мы запроектировали в ядре комплекса вместо торговли комфортный паркинг и двор. И комплекс сразу задышал свободно.
— То есть вы совсем убрали торговлю из проекта? Вы ведь были буквально окрылены идеей собрать вместе качественные магазины и бутики высокого класса!
— Нет, от этой идеи мы не ушли. Первые этажи по периметру все же остаются торговыми, просто сейчас эта составляющая ограничена исключительно стрит-ритейлом, она не является ядром комплекса. Однако точкой притяжения она быть не перестала, потому что идея собрать здесь торговлю высокого мирового уровня никуда не пропала.
— То есть анонсированная вами «Азбука вкуса» здесь все-таки появится?
— Да, эти планы не изменились.
— Сейчас, когда вы наконец определились с концепцией, вы готовы сказать, когда начнется строительство, сколько оно будет продолжаться, когда вы официально презентуете проект?
— Мы закончили «Тихвин», построили жилой комплекс «Мечта», в полную силу идет строительство ЖК «Ольховский парк», и на каждом из этих объектов тренируемся, нарабатываем какие-то идеи, которые хотим применить здесь. Думаю, до осени 2016 года мы будем долго и упорно проектировать. А еще через полтора-два года, надеюсь, степень готовности первой строительной очереди позволит презентовать продукт более масштабно.