Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Совет директоров «Спартака» совершил перестановки в руководстве клуба 20:25, Спорт Посольство назвало вероятную причину аварии «Кузьмы Минина» близ Британии 20:13, Общество Движение правозащитника Пономарева заявило о внеплановой проверке Минюста 20:13, Общество Смартфон Huawei P20 Pro: как сделать хит, опередивший время 20:03, РБК и Huawei Захарова предложила называть украинцев «сестрами» из-за проверки СБУ 19:49, Политика Цена нефти марки Brent впервые за год упала ниже $57 19:41, Экономика Правительство Украины предложило ввести новые санкции против россиян 19:39, Политика Энди Уорхол и поп-арт: как найти вдохновение на дне консервной банки 19:37, Совместный проект Трамп подписал указ о создании космического командования США 19:35, Политика Порошенко назвал причину возможной мобилизации на Украине 19:23, Политика ФАС назначила новые штрафы «большой тройке» за внутресетовой роуминг 19:11, Технологии и медиа Как сделать ЗОЖ-блюдо вкусным 19:05, РБК и Barilla Конституционный комитет Сирии начнет работу в следующем году 19:05, Политика Власти Франции предложили выплатить премии полицейским на фоне протестов 19:00, Общество В Томске загорелся строительный торговый центр 18:52, Общество Мосгорсуд получил письмо с угрозами убийством из-за Кокорина и Мамаева 18:51, Общество На базе Кольской флотилии создали Арктическую экспедиционную группировку 18:48, Политика Иран ответил на сообщения об уходе «Роснефти» 18:47, Бизнес Путин подписал закон о запрете уличных табло с курсами валют 18:40, Финансы Как будут праздновать Рождество в Москве 18:34, РБК и Путешествие в Рождество Бывшего главу «Правого сектора» во Львове нашли мертвым 18:29, Политика Сухогруз «Кузьма Минин» сняли с мели у берегов Британии 18:27, Общество Эксперты Давоса сообщили о достижении гендерного равенства через 108 лет 18:24, Экономика «Кинопоиск» составил список лучших сериалов года 18:07, Общество The Guardian включила Дениса Черышева в топ-100 лучших футболистов года 17:53, Спорт Бизнес без отговорок: истории людей, которые справились со страхами 17:53, РБК и «Билайн» Бизнес Дилер Peugeot и Citroen отзовет более 2,8 тыс. автомобилей в России 17:52, Бизнес Госдума поддержала возвращение рекламы пива на постоянной основе 17:51, Общество
Михаил Воеводин, ВСМПО: «Нам не нужны деньги, обеспечьте нас заказами»
Екатеринбург, 10 июл 2015, 10:51
0
Михаил Воеводин, ВСМПО: «Нам не нужны деньги, обеспечьте нас заказами»
Генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин. (Фото: Влад Булатов, РБК-Екатеринбург)

Генеральный директор титановой корпорации «ВСМПО-АВИСМА» Михаил Воеводин рассказал «РБК-Екатеринбург» о том, как компания работает в кризис, почему санкции не повлияли на сотрудничество с Boeing и Airbus, почему нет смысла следить за котировками корпорации и почему титановому гиганту не нужны преференции от государства.

— С началом кризиса российское правительство заявило о готовности помогать промышленникам, чтобы те могли выжить в тяжелых экономических условиях. Что нужно сделать, чтобы заводы продолжали работать и развиваться?

— В трудном 2009 году было много совещаний, как помочь российской экономике в кризис. Предлагали и деньги, и льготные кредиты. Правительство действительно хотело помочь производству и, в частности, ВСМПО. Но мы были заинтересованы в другой помощи.

— А какая помощь от государства нужна вам?

— Нам нужны не льготные кредиты, субсидии, деньги. Мы предпочитаем не просить, не получать подарки, а работать и зарабатывать деньги. Поэтому нам просто нужна работа. Если рассматривать «ВСМПО-АВИСМА» в продуктовой цепочке, российской или мировой, мы — хоть и высокотехнологичная, но все ж сырьевая компания.

Нет, мы, конечно, не копаем полезные ископаемые и не продаем их на экспорт. Мы экспортируем практически готовые авиационные детали. Но в цепочке, финалом которой является продажа самолета, мы поставщик не первого, не второго, а скорее третьего или даже четвертого уровня. Вот чтоб реально помочь поставщику третьего-четвертого порядка, необходимо дать заказ головному исполнителю.

В 2009 году на всех этих «спасательных» совещаниях мы говорили: сделайте госзаказ на самолеты, ракеты, суда, на новые нефтяные заводы — то есть на тот конечный промышленный продукт, где и в оборудовании, и в материале используется титан. Чем больший спрос организуется на высокотехнологичные изделия, тем больше для нас работы. И это — лучшая помощь.

— Несмотря на санкции, корпорация увеличила объемы поставок за рубеж. До 2022 года продлен контракт с Boeing, до 2025 — с Rolls-Royce. Получается, что российским компаниям титан не нужен?

— Не так. Спрос в 2014 и 2015 году увеличился за счет западных заказчиков. Наши основные потребители — американские и европейские авиаконцерны. Российский спрос нас удивил несколько раньше — три года назад. РФ покупает сегодня столько титана, сколько не покупала с 1991 года. И это — показатель развития российской высокотехнологичной промышленности.

Корпорация «ВСМПО-Ависма»

Уральская корпорация ПАО «ВСМПО-АВИСМА» — предприятие полного производственного цикла, один из крупнейших мировых производителей изделий из титана. Партнерами ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на мировом рынке являются более 300 компаний в 48 странах мира. На сегодняшний день компания экспортирует более 60% готовой продукции, обеспечивая до 40% всех потребностей в титане компании Boeing, 60% концерна Airbus, 90% компании Goodrich, 100% фирмы Embraer.

— Сегодня вы несколько раз заявляли, что санкции вас никак не коснулись. Однако, насколько мне известно, главным финансовым партнером «ВСМПО-АВИСМА» являются иностранные банки, которые отказываются кредитовать российские компании.

— Пик санкций, пик их остроты, я надеюсь, уже прошел. Он пришелся на прошлый год. Санкции никак нас не коснулись, ни с точки зрения поставок оборудования из-за рубежа, ни с точки зрения экспорта. Наши покупатели продолжают нуждаться в нашей продукции, а мы продолжаем нуждаться в наших покупателях. Эту взаимоувязку очень сложно разорвать. Я думаю, завтрашний мировой порядок будет диктоваться именно такими кооперационными связями.

Санкции и вся политическая ситуация действительно затрудняют кредитование российских компаний иностранными банками. Дело в том, что начиная с 2009 года основной портфель наших обязательств размещен именно в иностранных банках. Мы не испытываем проблем, но трудности есть. Это связано в первую очередь не со взаимоотношениями предприятий с банками, а с принятием иностранными банками российского риска. И действительно на это иностранцы идут с трудом. Лимиты на Россию закрыты и мы это чувствуем.

— Как вы решаете эту проблему? Или вам все-таки открывают кредитные линии?

— К счастью, последние полтора года у нас практически не было увеличения кредитного портфеля и перекредитования. Но в третьем-четвертом квартале мы собираемся часть нашего кредитного портфеля перекредитовать.

— Как вы собираетесь перекредитовываться, если западные банки денег не дают? У кого тогда будете занимать?

— Сегодня мы эту работу уже начали и чувствуем некоторые сложности. В частности, это рост процентной ставки по сравнению с докризисным уровнем. Была надежда, что санкции будут сняты, но их продлили. Мы понимаем, что нам дальше жить в этой архитектуре, поэтому будем работать с тем, что есть. У нас всегда есть российские банки, которые всегда с радостью примут нас в качестве заемщика.

— Получается, что у вас просто не остается другого выбора, как брать деньги в наших банках. Насколько вы «с радостью» готовы стать заемщиком в российском банке?

— Исторически российские банки просили более высокие ставки. Сегодня такая реальность, что ставки в зарубежных банках начинают подрастать к уровню российских, во всяком случае российским досанкционным. Если ставки будут одинаковыми у российских и зарубежных банков, то мы, конечно, с радостью возьмем деньги у наших.

— Ладно. Оставим больной вопрос кредитования в зарубежных банках. Вернемся к вопросу производства. Все контракты с крупными авиаконцернами, о которых шла речь ранее, были заключены еще до смены собственника, при прошлом генеральном директоре, при Владиславе Тетюхине. Какие реально значимые проекты реализовывает «ВСМПО-АВИСМА» сейчас?

— Действительно, 2006-2007 годы стали переломными для ВСМПО-АВИСМА. И это связано не со сменой собственника (акции корпорации купил Ростех, — прим. ред.), а с концом эры развития предприятия экстенсивным способом.

В 2007 году, предчувствуя будущий рост рынка, мы приняли долгосрочную инвестиционную программу, содержащую две идеи: нарастить мощности, загрузив головное, самое дорогое и уникальное, оборудование на 100%, и закупить новое оборудование и развить новые технологии для производства продукции с большей добавочной стоимостью.

Если коротко: кризис мы пережили без больших потерь, главное — никого не уволили и тем самым сохранили коллектив уникальных специалистов. Приостановленные на трудное время проекты продолжили. В общем, все получилось, и те новые объекты, которые мы завершаем сегодня, «родом» из 2007- го.

Что касается новых производств, то в сентябре мы откроем уникальный комплекс гарнисажных печей. Такого комплекса нет нигде в мире.

— Что в них уникального?

— Дело в том, что гарнисажная плавка — это российская технология, сами печи — разработка Верхней Салды, а производятся они в Новосибирске. Этот комплекс позволяет утроить наши мощности по плавке титана супер высокого качества, который востребован в двигателестроении. С другой стороны, он позволяет нам вовлекать большую долю отходов в производство, что дает серьезную экономию средств и формирует более конкурентоспособную цену на готовую продукцию.


— Какие еще проекты вы собираетесь запустить в этом году?

— До Нового года мы хотим ввести в эксплуатацию комплекс КРС (кольцераскатного стана). Он однозначно уникален для России. Мы начали комплектовать его два года назад — на то время он был лучшим в Европе. Новый стан позволит раскатывать кольца до 3,5 метров в диаметре (сегодня мы делаем кольца диаметром до 2,7 метра). Такие кольца широко применяются в авиа –, судо-, двигателестроении, ракетной технике, что гарантирует им огромную рыночную востребованность. Поэтому введение КРС в эксплуатацию дает нам большое преимущество перед конкурентами, как в России, так и за рубежом. В этом же году запустим новый пресс усилием 4000 тонн.

Это три абсолютно новых для производства комплекса — воплощение нашей мечты из давних теперь уже, докризисных лет.

— В этом же году вы планируете завершить строительство комплекса по механической обработке штамповок в «Титановой долине». Скажем прямо, это мертворожденный проект, даже миф. Пока в «Титановую долину», а вернее, только в ее пиар вкладывают миллиарды, но ни одного инфраструктурного объекта так и не было завершено, за исключением стеклянного «стакана» для деловых встреч.

— Мы — резидент «Титановой долины», а не ее учредитель или инвестор ее управляющей компании. Поэтому все слухи вокруг особой экономической зоны, которые могут оказаться как правдой, так и неправдой, нас не касаются.

Мы реалисты. А реальностью является то, что управляющая компания «Титановая долина» строит инфраструктуру, она исполняет график подвода коммуникаций к нашему новому цеху. Поэтому опасений, которыми пестрят СМИ, у нас нет.

Мы уверенно строим и планируем закончить монтаж комплекса к концу 2015 года. На следующий год начнем заниматься внутренними помещениями. Установка оборудования, скорее всего, начнется к концу 2016 год — в зависимости от сроков его поставки. Самый поздний срок ввода в эксплуатацию цеха — середина 2017 года.

— В июне котировки «ВСМПО-АВИСМА» на Московской бирже упали на 8,25%, с 9700 рублей за акцию в мае до 8900 рублей. До этого с декабря 2014 года был рост. С чем связаны такие показатели? От чего зависит рост котировок корпорации?

— Мы не очень следим за нашими котировками. По нескольким причинам. Первая, если говорить от лица акционеров, то мы не спекулятивный инвестор. Мы пришли на предприятие надолго и нас интересует его развитие. С другой стороны, если смотреть на сегодняшний фондовый рынок, тенденция такова: стоимость акций не зависит ни от чего. Ни от финансовых показателей предприятия, ни от перспектив предприятия, ни от курсов валют. То есть сегодняшняя котировка акции не отражает стоимость предприятия по историческим коэффициентам. Она не отражает дивидендной доходности, потому что платишь ты дивиденды или нет, нет никакой ни прямой, ни косвенной корреляции котировки и дивидендов.

— Все-таки, если у компании упали котировки, значит не все так ровно и гладко, как вы говорите. Возможно, на рынке появился инсайд, связанный со срывом контрактов, или какие-то другие слухи, повлиявшие на стоимость акций.

— Тогда кто-то знает больше, чем руководство компании… А это все-таки маловероятно. Посмотрите на нашу полугодовую отчетность и увидите рост всех экономических показателей, к 2014 году на 30-40%. Или наложите изменения цены наших акций за последние пять лет на соответствующие изменения нашей финансовой отчетности и вы опять не найдете корреляции. И это еще раз подтверждает мой предыдущий тезис о не информативности биржевых котировок.