Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Число пострадавших в столкновениях с полицией в Джакарте возросло до 900 Общество, 08:38 Три человека погибли в аварии на Ленинградском шоссе Общество, 07:57 НАТО примет новую военную стратегию из-за «ядерной угрозы» от России Политика, 07:25 Назначенный Зеленским глава Генштаба назвал Крым «плохим остатком» СССР Политика, 06:48 Власти Франции допустили версию теракта в расследовании взрыва в Лионе Общество, 06:05 Родителей участницы «прощальной вечеринки» во Владивостоке оштрафуют Общество, 05:54 В московском метро закрыли три станции на фиолетовой ветке Общество, 05:30 В Дагестане за час произошло два землетрясения Общество, 04:48 К Зеленскому подал иск в суд люстрационный комитет Политика, 04:37 Моряки арестованного в Турции судна отправились в Россию Общество, 04:08 В Мексике разбился вертолет Ми-17 Общество, 03:39 Умер нобелевский лауреат Марри Гелл-Манн Общество, 03:27 Роскомнадзор опроверг экспертизу текстов поп-группы «Френдзона» Общество, 03:04 СМИ узнали о планах Рамоса по уходу из «Реала» Спорт, 02:47
Екатеринбург ,  
0 
Первая в Екатеринбурге школа финансовой грамотности идет в другие регионы
Первая в Екатеринбурге бизнес-школа для детей, которую с нуля запустил известный финансист, за год выросла вдвое и начинает приносить доход, на который изначально организаторы проекта даже не рассчитывали.
Фото: предоставлено школой Money Start

Как хобби превратилось в успешный бизнес-проект, которым заинтересовались во многих регионах, в интервью РБК.Екатеринбург рассказал основатель школы финансовой грамотности Money Start, глава екатеринбургского филиала «БКС Ультима» Виктор Долженко.

— Виктор, как профессиональный инвестиционщик, вряд ли вы изначально запускали школу финансовой грамотности для детей без цели заработать. Отбились ли уже вложения в проект?

— Первую группу в Money Start мы набрали в январе 2016 года. За первые 5 месяцев работы школы вложили около 80 тысяч рублей в создание сайта и арендовали площадку в бизнес-центре, где раз в неделю, по воскресеньям, проводили занятия. Аренда и сайт — это все наши инвестиции. Проектом занималась моя жена, преподавал в школе я, я же ее и пиарил. Ни одного наемного сотрудника и затрат на рекламу не было. И уже в мае мы отбили расходы на аренду и сайт и вышли в ноль.

— А прибыль?

— Пока её нет, более того, появились дополнительные расходы. Вернее, инвестиции. Летом я занимался разработкой двух новых модулей и в сентябре мы расширились: арендовали небольшой офис, пригласили дополнительных преподавателей. Сейчас из 8-ми занятий 2-месячного модуля только половину веду я. Спустя год этот проект по-прежнему на грани окупаемости.

Фото: предоставлено школой Money Start

— Вы распрощались с идеей заработать на этой школе?

— Я изначально делал это для себя, для своего сына, в какой-то степени даже — для города, потому что подобных коммуникаций с детьми о финансах здесь еще нет. Я сразу был готов тратить свое время и силы, но не вкладывать бесконечно деньги. И это уже работает. Параллельно мы провели первый детский турнир по «Монополии» — туда удалось привлечь спонсоров и партнеров и тоже выйти «в ноль».

— Вот опять вы про «выйти в ноль». Этот проект в принципе не может быть прибыльным?

— Нет, я вижу, что проект может приносить прибыль и, в частности, развиваться в новых городах. У нас уже есть заявки от предпринимателей из 12-ти разных регионов, им понравился этот формат, а мы готовы к тиражированию. Но я слишком дорожу своей репутацией, поэтому выбирать партнеров буду очень осторожно. На 2017-й год я как раз наметил открытие школы в паре городов, где этим займутся знакомые мне люди. Глобально я бы хотел, чтобы в каждом городе-миллионнике у школьников была возможность получить такие знания.

— А сделать такую же, но «вечернюю школу» для взрослых не планируете?

— Периодически меня посещает эта идея, но пока мне кажется комфортным именно такой формат. К тому же, когда к нам приходит учиться подросток, в процесс обычно включаются и его родители. После каждого занятия я пишу им письмо и советую помочь ребенку с домашним заданием. Мы рассматриваем такие задачи, которые как раз нужно совместно обсуждать. Так что родители подспудно все те же знания получают.

— Школа зарабатывает только на плате за обучение?

— Да, это основной заработок. Когда мы определяли цену обучения, то смотрели на другие курсы для детей, которые предлагают разные варианты досуга для школьников. Взяли верхний ценовой сегмент и рассчитали сумму. Сейчас 2-месячный курс у нас стоит 12 тысяч рублей.

- И много в Екатеринбурге, по вашим оценкам, наберется желающих отдать 12 тысяч за ребенка, которого научат деньги считать?

— Семей, которые могут заплатить такие деньги, много. Немного тех, кто понимает, что такое финансовая грамотность, и зачем она нужна. Меня спрашивают иногда: «Вы точно не будете моему сыну про Forex говорить? И продавать ему ничего не будете?» Многие вообще не понимают, зачем подростку рассказывать про какие-то там инвестиции — «в его-то возрасте!».

— И как вы ломали это сопротивление?

— Первую группу мы действительно собирали сложно, рассказывали подробно, что это будет за курс и о чем, но это была показательная группа. Дети отучились, родители увидели результат, в итоге во время последнего набора у нас уже был ажиотаж. Но много учеников мы пока принимать не хотим, комфортно обучать можем по 10-11 человек в группе. Правда, с учетом возросшего спроса, в январе, возможно, мы запустим две параллельные группы.

— Этот ажиотаж поднимают сами родители, которые хотят, чтобы их дети умели обращаться с капиталами? Самим-то подросткам это интересно?

— Первое занятие мы всегда начинаем с того, что я говорю ученикам — вы все сейчас финансово зависимы. И есть люди, которые так живут всю жизнь. Хотите так же? Они говорят — нет, не хотим. Тогда давайте строить мостик к вашей личной финансовой независимости и безопасности. Для начала попробуем составить ваш бюджет и учесть все расходы. Через несколько лет вы будете студентами, сколько вам денег понадобится в месяц — на еду, общежитие, одежду? Посчитали примерно? А теперь делите это на 160 рублей — столько стоит час работы в колл-центре. Или на 150 рублей — это час работы в «МакДональдсе». Теперь вы знаете, сколько денег вам примерно нужно и сколько вам нужно работать, чтобы минимально себя обеспечить. А до сих пор у этих детей такого понимания не было вообще!

— Ну да, теперь все они будут хотеть работать не в колл-центре и не ростовой куклой, а сразу где-нибудь в банке или в мэрии…

— Не только об этом у нас в школе речь. Например, каждый ученик за 2 месяца обучения пробует максимально прирастить виртуальную сумму. Мы представляем, что он получил наследство, скажем, 234 тысяч рублей — это его капитал. После каждого занятия выдается тест, за правильные ответы к этому капиталу прибавляется 1%. Потом дети могут включить в свою корзину золото, валюты и так далее. За два месяца мы рассматриваем все основные направления инвестирования и ребята наверняка не будут совершать элементарные ошибки с персональными финансами.

— А не забудут все, чему научились, когда вырастут?

— Я своему 10-летнему сыну, который в начале года учился, вчера рассказываю — представляешь, все дети в группе продали рубли и купили доллары. А он спрашивает — а за сколько? О, — говорит, — вырос доллар на 2 рубля. Для него это все уже не пустой звук, у него уже есть эта система координат. Еще я вижу, что он начал сравнивать цены — вот в этом магазине этот товар дороже, а в том — дешевле. Мне кажется, это все закладывает основу правильного, грамотного отношения к деньгам.

— А вообще должен ребенок в 10 лет думать о деньгах?

— Я недавно выступал с мастер-классом в одной бизнес-школе, в основном в группе были девушки 22-25 лет. И они с вытаращенными глазами на меня смотрели, когда я говорил элементарные вещи о ведении личного бюджета. А все потому, что считается, мол, девочки вообще не должны погружаться во все эти финансовые вопросы. Я уверен, что все-таки кто-то должен детям объяснить, что есть разница между финансовой зависимостью (от родителей, потом — от мужа, от работодателя и так далее) и финансовой самостоятельностью. Ребенок должен не плыть по течению, а принимать решения и ставить цели.