Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Экс-владелец сети АЗС Ergo строит апартаменты в центре Екатеринбурга

Несколько лет назад совладелец екатеринбургской сети инновационных АЗС «Эрго» продал их, чтобы вложить деньги в девелопмент. На создание нового проекта с нуля ушли годы, потому что его тоже хотелось сделать инновационным. Недавно строительство началось, и мы расспросили Александра Трунтаева, удалась ли ему эта затея.
Александр Трунтаев.
Александр Трунтаев. (Фото: Константин Мельницкий, 66.ru)

Заправки «Эрго» известны всем екатеринбургским автовладельцам. Их фишка в том, что там нет оператора, а сами станции занимают крохотные пятачки земли. В 2005 году первую такую колонку открыл тогдашний мэр Аркадий Чернецкий, и она стала первой в стране заправкой подобного типа. Александр Трунтаев тогда был председателем совета директоров компании, которую градоначальник благословил на новое начинание.

Сегодня в самом центре Екатеринбурга набирает обороты строительство одного из самых обсуждаемых объектов — апарт-отеля «Радиус». Здание, проект которого лишь с третьего раза получил одобрение городского Градостроительного совета, вырастет за архитектурным памятником «Дом контор» на углу улиц Малышева и 8 Марта. Проект, который было очень легко загубить, если хоть немного ошибиться в концепции.

Сейчас еще рано говорить, насколько успешным будет объект, однако застройщик в нем уверен. Деньги, вырученные от продажи «маленькой, но гордой» сети АЗС, пойдут на хорошее дело — по сути такое же по духу. Чтобы прочувствовать, что это за проект, мы начали разговор с того, как 11 лет назад появилась идея построить в городе заправку, подобных которой до этого не было.

— Кто в 2005 году придумал построить в городе АЗС самообслуживания?

— Это была целая группа единомышленников, и я не могу сказать, что мы сами всё придумали. За основу мы взяли опыт Швеции. Правда, нам пришлось очень сильно адаптировать его под местные условия и реалии. Тогда мы даже не думали, во что в итоге выльется этот проект. Мы поставили первую АЗС в районе ЖБИ, рядом с универсамом «Кировский». И уже через месяц эта заправка стала суперпопулярной. Там была просто сумасшедшая экономия времени, а «человеческий фактор» был сведен к минимуму. Вдобавок мы позволили себе добавлять в бензин присадку Basf, повышающую октановое число, что вообще тогда было не принято.

— Что конкретно пришлось адаптировать в шведском опыте?

— Например, систему оплаты. Мы разработали софт, который позволял производит оплату всеми возможными способами, даже с телефона — в команде были талантливые ребята с радиофака УПИ. Но сами купюроприемники пришлось заказывать с Аляски, чтобы была гарантия работоспособности в экстремальные морозы. И такие морозы действительно ударили — однажды ночью стукнуло минус 45 градусов. Ни один аппарат нас не подвел.

Сеть безоператорных АЗС Ergo была одной из самых известных в Екатеринбурге наряду с «Лукойлом» и «Газпромнефтью»
Сеть безоператорных АЗС Ergo была одной из самых известных в Екатеринбурге наряду с «Лукойлом» и «Газпромнефтью»

— Сколько стоит такая заправка по сравнению с привычной АЗС?

— Это совершенно другие деньги. Для обычной АЗС надо больше земли, там нужно платить зарплаты операторам, а нам даже удавалось немного демпинговать за счет сокращения этих издержек. ВИНКи — «Лукойл» и «Газпром» — конечно, возмущались, но мы все равно гнули свою линию. Ну и, конечно, это совершенно другая философия. Когда тебе на заправке предлагают кофе с бутербродом — это здорово, но временной ресурс гораздо ценнее этого сервиса.

— Почему вы решили продать «Эрго» «Башнефти»?

— Этот вопрос мне и в самой «Башнефти» задавали. Я убежден, что у любого бизнеса есть пять стадий: рождение, становление, зрелость, старение и смерть. Я сказал, что мне не хотелось бы продавать на двух последних стадиях, потому что это уже другая цена. На самом деле в тот момент крупные компании договорились между собой выпускать лимитированное количество бензина, и доходная часть резко сократилась. Мы начали работать в ноль, и впереди весьма отчетливо маячил минус. А бизнес находился в стадии зрелости. И мы решили его продать.

— Чем занялись потом?

— «Эрго» в принципе не был нашим единственным бизнесом. Мы, например, начинали проект бизнес-центра «Филитц», стояли у его истоков. За этот землеотвод мы построили для зоопарка слоновник, купили слониху Дашу. Весной 2008 года нам предложили реализовать свою долю в проекте — 55%, и мы, подумав, согласились. И это оказалось большой удачей, потому что в сентябре 2008-го вы сами помните, что произошло. Был небольшой проект реставрации особнячка на улице Горького. А над идеей проекта «Радиус», строительство которого только сейчас начали, мы размышляли начиная с 2005 года.

— Это как раз интересно. Почему так долго?

— На самом деле события развивались очень динамично. Там было старое здание ломбарда. Оно насквозь пропахло нафталином, запах стоял просто невозможный. Муниципалитет передал нам это здание под снос. Мы заплатили компенсацию, а потом выяснилось, что подвал принадлежит другим людям. Наверное, это был наш недочет — не до конца разобрались со всеми нюансами, тем не менее, когда ты уже купил, условно говоря, одну комнату в квартире, договариваться с соседями хоть и сложно, но надо. Деваться некуда, мы договорились. Прошли экспертизу, получили весь пакет документов, необходимый для строительства, получили деньги за продажу доли в «Филитце» и уже готовы были начать строить, как грянул кризис.

Сейчас в доме на улице Горького, 53 разместился офис застройщика — ООО «АЛМИ»
Сейчас в доме на улице Горького, 53 разместился офис застройщика — ООО «АЛМИ»

— Тогда предполагалось, что это будет офисное здание?

— Да. Более того — оно должно было быть второй очередью уже строящегося офисника, а следом должна была появиться и третья очередь. И у собственника первого здания было нормальное желание, чтобы и две последующие очереди принадлежали ему. Но так получилось, что второй объект достался нам. И пока мы вошкались с документами и правами собственности, вместо того чтобы обустроить переходы из своего здания в наше, он сделал в этом месте окна. Получилось, что у нас разрешение на строительство, а мы не можем выйти на площадку, потому что наше здание закроет окна соседнего здания, только что сданного в эксплуатацию.

— Ситуация патовая. Уйма денег потрачена впустую. И как вы поступили?

— Мы хорошенько всё взвесили и остановились.

— Решили делать новый проект?

— Да, мы сделали новый проект и вышли с ним на Градсовет. К этому времени ситуация в городе изменилась, получить землеотвод и оформить документы стало значительно сложнее, а Градсовет стал фактически принимать решения, быть или не быть тому или иному объекту в городе. Вы ведь знаете, что Градсовет согласовал наш проект только с третьего раза. И наконец сейчас я могу сказать, что разрешение на строительство получено и мы вышли на площадку.

— Страшно?

— Интересный вопрос…

— Сейчас мало кто отваживается начинать новые стройки, но те, кто их начинает, не упускают возможности похвастаться этим. А на самом-то деле тут есть чем хвастаться?

— С одной стороны страшно, с другой — интересно. Страшно интересно! Мы же все прекрасно понимаем, что если кто-то хочет построить что-то на деньги дольщиков и вкладчиков, то этого не будет. И это нормально, ведь все, кто хотел вложиться в стройку и в недвижимость, сделали это в 2015 году. А остатки потратили на автомобили, телевизоры и кофеварки. И я вам честно скажу: если бы проект был хоть немного другим, мы бы, наверное, снова взяли паузу.

— Что же в этом проекте внушает вам такой оптимизм?

— У «Радиуса» есть три уникальных особенности. Первая — местоположение. Других площадок в самом центре города просто не осталось: всё, что можно, уже застроили. Второй момент, который нас воодушевляет, — нарезка, которую мы придумали. Минимальная площадь апартаментов будет 21 кв. метр.

— Вы считаете это конкурентным преимуществом?

— Мы много времени посвятили консультациям, набирались международного опыта. В Европе нарезка апартаментов очень четко сегментирована. Например, во Франции есть отельная группа Accor, с которой мы вели переговоры. Одно из ее направлений, которое занимается апартаментами, называется Adagio. Это комплексы, в которых 70% апартаментов имеют площадь 25 кв. метров, еще 25% — 35 кв. метров, а оставшиеся 5% апартаментов — по 50 кв. метров. К выверенному до такой степени подходу в России только начинают приближаться. В направлении Adagio есть подразделение Adagio Access, которое специализируется на апартаментах для внутренних туристов. То есть во Франции это, условно говоря, апартаменты для путешествующих по Европе европейцев…

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru

— Это какой-то пул номеров в составе гостинично-апартаментного комплекса?

— Нет, это отдельные комплексы апартаментов, специализирующиеся исключительно на этом сегменте. Там площадь каждого апартамента — 18 кв. метров. То, что необходимо, чтобы комфортно провести одну ночь. Место, где можно поужинать, принять душ и выспаться. Это и есть тот формат, который мы взяли за основу. Философия заключается в том, что мы все привязаны к работе. Мы уходим на работу рано утром и возвращаемся поздно вечером. И 18-метровый апартамент формата Adagio Access (или в нашем случае 21 кв. метр)  — это как раз та площадь, которая нужна, чтобы нормально отдохнуть.

— То есть это не семейный формат?

— Ни в коем случае. Формат мы четко определили как молодежный. Это место, в котором комфортно жить одному, максимум вдвоем. Оно предназначено для людей, которые заканчивают институт, начинают самостоятельную жизнь. Здесь не предусмотрено место для танцев. Но это центр города, где в шаговой доступности огромное количество заведений самой разной направленности. Однако помимо французского опыта мы учли и наши реалии. Есть люди, которые хотят жить только в центре, и для них мы предусмотрели другую нарезку. Если нижние этажи — до седьмого включительно — будут предназначены для молодежи, то верхние, откуда открывается вид на храм «Большой Златоуст» и на центр города, будут попросторнее.

— Но ведь это совершенно разные социальные группы. Вы считаете, что они смогут соседствовать?

— Хитрость в том, что такое соседство не предполагается. У каждой секции будет своя входная группа, отдельная группа лифтов, эти люди могут никогда не пересечься. Только апартаменты с мелкой нарезкой будут выходить окнами во двор «Дома контор», а более просторные — на храм. И мы понимаем, что у потребителя сформировался запрос на такие апартаменты с хорошим видом. Именно этот аспект привлекает в башне «Исеть», Opera Tower и второй очереди Limerance.

— А чем тогда «Радиус» отличается от них?

— Тем, что мы не позиционируем его как объект премиум-класса. Иначе он был бы просто одним из многих. Нам самим это было бы уже не так интересно. У нас же стоимость квадратного метра — порядка ста тысяч рублей.

— Сто тысяч за квадратный метр апартаментов с чистовой отделкой?

— Не просто с чистовой отделкой, а под ключ. Заезжай и живи. Правда, насчет чистовой отделки на верхних этажах мы еще размышляем, поскольку эта целевая аудитория не всегда готова принять чужие дизайнерские решения. Так что как раз здесь возможны варианты. А на нижних этажах за 2 млн рублей можно купить апартаменты, полностью готовые к проживанию.

Во дворе за «Домом контор» уже началось строительство.
Во дворе за «Домом контор» уже началось строительство.

— Хорошо. Вы сказали, что у «Радиуса» есть три уникальных особенности. Назвали локацию и нарезку. А третья?

— Третья особенность «Радиуса» заключается в том, что это по сути готовый арендный бизнес. Сегодня экономика находится в таком состоянии, что спектр бизнесов, из которых можно выбрать, сужается. Становится меньше точек приложения капитала. Раньше можно было открыть автомойку, построит заправку, и это было доходно и интересно. Сейчас — уже не настолько. Раньше покупка инвестиционных квартир считалась надежным, проверенным способом инвестирования — а сейчас этим никто не занимается в прежних объемах. Купить квартиру, чтобы сдавать ее, — сегодня это не самый привлекательный способ вложения нескольких накопленных миллионов, потому что общество становится более цивилизованным, и вот уже соседи против, налоговая землю роет — происходят вещи, которых раньше не было!

Но если эта бизнес-модель уже заложена в объекте, то у него получается совсем другая экономика. Смотрите. Человек покупает в центре города квартиру, чтобы сдавать ее. Возьмем хорошую цену — 80 000 за кв. метр, округленную площадь «однушки» — 40 кв. метров. Получаем 3,2 млн, добавляем 800 тысяч на ремонт и оборудование минимальным набором бытовой техники. Теперь эту квартиру, которая вышла стоимостью в 4 млн рублей, можно сдавать. За сколько? Например, за 20 000 рублей — для ровного счета, плюс-минус.

Апартаменты в «Радиусе» за счет площади стоят не 4, а 2 млн рублей. Сдавать такой объект за те же 20 000 — это уже совершенно другие расчеты, согласитесь. К тому же здесь будет управляющая компания, специализирующаяся на арендном бизнесе. То есть мы рассматриваем сумму 2 млн рублей не как стоимость жилья, а как порог вхождения в бизнес.

— А стоимость в сто тысяч рублей за кв. метр — это только сейчас, на старте?

— Конечно, когда здание будет построено, цена будет выше. Но, честно говоря, мы не ждем сейчас активных продаж. Даже больше скажу — мы еще не решили для себя, будем ли их стимулировать. Есть вариант, что мы вообще оставим здание себе и сами будем управлять им.

— Но продажи вы открыли?

— Продажи открыли, но рекламную кампанию пока придерживаем. Понятно же, что сейчас строительство находится не на той стадии, когда народ был бы готов покупать. Надо чтобы здание хотя бы показалось из-за «Дома контор», а то никто ведь и не знает, что там стройка началась. Ну кран стоит, но мало ли зачем...

— То есть как минимум восьмой этаж.

— Да. И вот мы раздумываем, продавать ли его вообще. Потому что непонятно, что будет дальше. У нас были заправки, были другие интересные бизнесы, а дальше-то что? Возможно, пришла пора остановиться, создать свою управляющую компанию и сдавать апартаменты в аренду. Возможно, это будет приносить не самый сногсшибательный доход, но он все равно будет выше, чем на банковских депозитах.

Так будет выглядеть «Радиус» после окончания строительства.
Так будет выглядеть «Радиус» после окончания строительства.

— Как вы считаете, сейчас многие застройщики нацелены на такое вот компактное жилье?

— Думаю, да. Люди сейчас считают свои деньги и покупают ровно столько квадратных метров, сколько им нужно. Никто не хочет выбрасывать деньги на ветер. Каждый метр пространства должен постоянно использоваться. В Европе компактные квартиры и апартаменты давно стали нормой. А в России никто не верил в успех, еще когда мы стали ставить в Екатеринбурге компактные АЗС: никто не думал, что на маленьком кусочке земли можно сделать бизнес, который будет работать не менее эффективно, чем большая заправка. Но потом это стало нормой. Точно так же и маленькие жилые пространства становятся все более популярными, потому что люди поняли все их плюсы.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 30 мая
EUR ЦБ: 96,89 (+0,65)
Инвестиции, 17:06
Курс доллара на 30 мая
USD ЦБ: 89,26 (+0,82)
Инвестиции, 17:06
Все новости Екатеринбург
В SberCIB обновили список самых перспективных акций на российском рынке Инвестиции, 20:40
CNN рассказал об уязвимостях Abrams Политика, 20:29
Суд во Львове восстановил экс-депутата Фарион на работе в вузе Политика, 20:27
МОК запретит участвовать в Играх-2028 боксерам из федераций — членов IBA Спорт, 20:08
Защита обжаловала отказ суда перевести генерала Попова под домашний арест Политика, 19:57
Власти Чебаркуля проверят данные о брошенных гробах для погибших военных Общество, 19:50
ООН примет участие в конференции по Украине в Швейцарии Политика, 19:48
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Бастрыкин затребовал доклад по инциденту с досмотром школьниц в Воронеже Общество, 19:37
Рублев вышел в третий круг «Ролан Гаррос» Спорт, 19:37
Минобороны сообщило об уничтожении следовавшего к Крыму морского дрона Политика, 19:28
Держатели биткоина перешли к его накоплению. Что это значит для курса Крипто, 19:24
Шольц назвал свою оценку по физкультуре в школе Политика, 19:16
Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов РБК и Яндекс Реклама, 19:15
В 1С заявили о безопасности серверов после атаки на партнера фирмы Технологии и медиа, 19:11