Рекламный рынок Екатеринбурга проранжируют и научат работать с клиентами
Через несколько месяцев в Екатеринбурге появится рейтинг рекламных агентств города. Его созданием занимается уральское представительство Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР). В рейтинг войдут далеко не все компании, которые позиционируют себя как РА. Директор одного из агентств-членов ассоциации РА «Карась» Онегина Галичина рассказала РБК Екатеринбург, зачем они ранжируют рекламный рынок и как это поможет бизнесменам сэкономить.
— Кому в первую очередь нужен рейтинг РА и зачем?
— Рекламный рынок Екатеринбурга — это очень крупный организм с огромным количеством игроков. И вот этот рынок — такой большой и такой интересный — продиктовал необходимость создания рейтинга РА. Рекламодатели должны понимать, куда они несут деньги, зачем они их несут и к кому обращаются.
— А сейчас они этого не понимают?
— Сейчас бизнесмену или маркетологу, в том числе начинающему, просто не на что ориентироваться. В Екатеринбурге очень много рекламных агентств и компаний, которые так себя называют, но таковыми по сути не являются. Все они уверяют, что хорошо работают и существуют на рынке уже 20-30-40 лет, что по факту может не соответствовать действительности. И рекламодателю очень легко запутаться. По большому счету, вменяемого инструмента, на который можно ориентироваться, нет, и клиенту приходится искать своего подрядчика методом проб и ошибок. Рейтинг РА станет для рекламодателей ориентиром, который гарантирует, что компании, попавшие в него, — это настоящие профессионалы и им можно доверять.
— Этой информацией будет пользоваться только крупный бизнес или мелким предпринимателям это тоже будет полезно?
— На самом деле рейтинг даже больше пригодится среднему и малому бизнесу, нежели крупному. Крупные рекламодатели в основном уже перебрали несколько РА и остановились на тех, с кем им более комфортно. А вот у мелких и средних клиентов, не обладающих такими большими рекламными бюджетами и опытом, нет возможности перепробовать несколько подрядчиков и выбрать из них своего — на это уходит очень много времени и денег.
— Какая польза от рейтинга самим рекламным компаниям?
— Мы создаем инструмент, который для кого-то может стать точкой дальнейшего роста. Для кого-то он станет звоночком, после которого компания, например, решит переквалифицироваться. Это нужно абсолютно каждому участнику рекламного рынка. Кроме того, нашим региональным игрокам будет проще выходить на федеральные тендеры или тендеры крупных региональных игроков-производителей. Есть ряд агентств, которые в принципе не могут попасть в федеральные рейтинги, потому что они либо слишком молодые, либо у них маленькие обороты, либо потому, что они элементарно боятся заявляться. А попадание в рейтинг поможет им замахиваться на более великие дела и ставить перед собой более амбициозные цели.
По словам директора АКАР-Урал Алексея Парфуна, вопрос о том, по каким критериям оценивать РА, еще обсуждается. Выручка, например, не может являться единственным критерием, так как большинство компаний в Екатеринбурге непубличные, и проверить заявленную ими выручку очень сложно. «Поэтому мы думаем, что рейтинг нужно строить, основываясь на ряде переменных. Это и деньги, и удовлетворенность клиента, и известность бренда. То есть какие-то понятные маркеры, которые можно объединить и выявить среднее значение, которое будет являться показателем для оценки», — рассказал Алексей Парфун. Также он уточнил, что составители рейтинга разделят компании по ключевым направлениям, так как одни агентства занимаются полным циклом, а другие специализируются, например, только на SMM, и сравнивать их было бы неправильно.
— Как оценить выручку и удовлетворенность клиента, более-менее понятно. А как будет определяться известность бренда?
— Можно сделать так же, как наши коллеги делают в Москве. Взять 50 крупнейших рекламодателей Екатеринбурга и отправить им анкету с открытыми вопросами вроде «Какие рекламные агентства-медиабайеры вы знаете?» И так по каждой категории собирать ответы. Естественно, этот вопрос будет тщательно прорабатываться и обсуждаться, потому что здесь нельзя действовать впопыхах, чтобы никого не забыть, не обидеть и не поставить в рейтинге ниже, чем он должен находиться.
— Это огромный объем работы.
— Да, но фундамент для рейтинга мы уже заложили. В конце прошлого года мы выпустили реестр рекламных агентств, редакцией которого занимался известный в городе специалист Сергей Балакирев. Составление реестра заняло порядка пяти месяцев. В первоначальном варианте у нас было больше 700 компаний, а в итоговом — только 98. Каждому агентству мы звонили, писали письма и просматривали их сайты, чтобы проверить, функционируют ли они. Так из списка ушло довольно много «мертвых душ». Также ушли сущности, которые позиционируют себя как рекламные агентства, но на деле занимаются только изготовлением вывесок, например.
— Сколько времени в итоге займет работа?
— Думаю, мы сделаем все в ближайшие пару месяцев. Главное — определиться с методикой, потом запросить у компаний цифры и подготовить опросники для рекламодателей.
— Чем еще занимается АКАР-Урал?
— В ассоциации существуют четыре комитета, у каждого из которых свои задачи. Я возглавляю комитет по образованию.
Алексей Парфун: «У нас есть комитет по исследованиям, который возглавляет директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев; комитет по стандартам — им руководит исполнительный директор РГ Deltaplan Станислав Черный; по мероприятиям — им занимается директор Z&G. Branding Владимир Жолобов; и комитет по образованию, возглавляемый Онегиной Галичиной. Комитеты в АКАР образованы от задач. Когда мы создавали представительство АКАР и думали о том, что нам нужно делать, мы выбрали 4 основных направления. Но это не предел. Если завтра мы поймем, что нам очень нужно заняться наружкой, — мы наверняка соберем комитет по работе с операторами наружной рекламы. Сразу скажу, что самый, пожалуй, успешный и эффективный комитет — это образование. На рынке сейчас огромный кадровый голод: Екатеринбург высасывает специалистов из соседних городов, но и Москва забирает специалистов из Екатеринбурга. Поэтому это направление очень важно для нас».
— Какие задачи у комитета по образованию?
— Комитет по образованию — это объединяющее ядро для каждого агентства, потому что кадровый голод в городе действительно достиг своего апогея. Если все так и останется, нам будет очень тяжело в ближайшие несколько лет. И проблема не в том, что в вузах плохие образовательные программы. Просто они несколько отдалены от практики, от того, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники агентств. К сожалению, ни один вуз не выпускает человека, полностью готового к работе. Эта проблема очевидна, поэтому в нашем комитете разработали образовательный курс «АКАР.Практикум» на базе УрФУ.
— На кого рассчитан курс?
— На студентов вторых-третьих-четвертых курсов по специальности «Маркетинг и реклама». Занятия проходят два раза в неделю. Практики студентам читают члены АКАР или приглашенные специалисты. Причем студентам дают именно ту информацию, которую можно получить, только работая постоянно, каждый день решая конкретные производственные задачи. Кроме того, студенты решают реальные кейсы, а в конце курса, по истечении двух с половиной месяцев, защищают собственные проекты.
— Уже есть какие-то результаты обучения?
— Конечно. Мы выпустили первый поток, сейчас заканчивает обучение второй. Половину выпускников первого потока рекламные агентства города сразу же разобрали и предложили им работу. У нас в РА «Карась», например, работает выпускница «АКАР.Практикум». Потрясающий специалист. Ее, конечно, надо обучать и дальше, но благодаря этому курсу обучение проходит уже значительно легче.
— Планируете ли вы дальше развивать свой образовательный курс?
— В краткосрочной перспективе мы планируем за лето аккумулировать опыт по первым двум потокам, чтобы сделать третий, который стартует в начале следующего учебного года, максимально эффективным. Скорее всего, произойдут некоторые изменения и в программе, и в повестке. А вообще нам бы хотелось аккредитовать «АКАР.Практикум» как образовательную программу и привести ее к академическому виду, но с точки зрения не материала, а формата.
— Вы занимаетесь только со студентами?
— Нет, мы еще очень плотно сотрудничаем с преподавателями вузов. Мы поняли, что у них тоже есть потребность в обучении, особенно по темам, связанным с современным маркетингом, с digital-инструментарием. Классический маркетинг каким был, таким и остался, а вот конкретный инструментарий очень быстро меняется. Сейчас мы думаем о том, как создать образовательную программу, которая была бы в курсе повышения квалификации и которая была бы одобрена федеральным АКАР. Надеемся решить этот вопрос к концу 2018 года.
Первый год работы АКАР показал, что комитет может прекрасно функционировать. Второй год — это уже развитие и выход на новые аудитории, интересные нам как участникам рынка. Потому что педагоги вузов — это те, кто поставляют нам кадры каждый день. И с этим очень интересно и важно работать.
— В чем вы видите глобальные задачи АКАР-Урал?
— На рекламном рынке Екатеринбурга до появления АКАР не существовало никаких правил, все действовали как могли. И мы ставим перед собой задачу настроить такую экосистему, где каждый игрок, каждый участник рынка, будь то рекламное агентство, клиент или его представитель, чувствовал себя максимально комфортно. Мы хотим видеть все, что происходит на рынке. Для этого нам нужно все это посчитать и проанализировать, и рейтинг РА, в том числе, служит этой цели. Есть такая гипотеза, что Екатеринбург — это вторая рекламная столица России. Чтобы ее проверить и доказать, нам необходимо собрать, обобщить и оцифровать всю информацию, чем мы сейчас и занимаемся.
Что такое АКАР-Урал
Уральское представительство Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) — это некоммерческая организация, которая объединяет участников рекламной индустрии Екатеринбурга. Она появилась весной прошлого года. В настоящий момент в АКАР-Урал состоят 19 крупнейших рекламных агентств города: 19/84, AMG, Be Brand Group, DeltaPlan, Done Creative, R&I Group Ural, RA Digital, Tiger Tiger, WTF, Z&G Branding, «А Медиа», «Брайт», «Дикий Филин», «Карась», «Либерти», «Ньютон», «Оргмастер», «Студия-41», «Штольцман и Кац».
За время своего существования АКАР-Урал реализовал несколько проектов, в том числе образовательный курс для студентов «АКАР.Практикум». При поддержке ассоциации проходят такие мероприятия, как «Российская неделя маркетинга», «Российская неделя бизнеса», форум «Уральская Интернет Неделя», выставка Internet Expo и другие.