Перейти к основному контенту
Екатеринбург⁠,
0

Илья Обабков, УрФУ: «Мы инвестируем в студентов вместе с бизнесом»

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург
Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

Проблема дефицита кадров, особенно в сфере информационных технологий, остро стоит уже несколько лет. Как вузы совместно с бизнесом собираются ее решать в регионе с самой низкой безработицей и большим количеством IT-компаний, в интервью РБК Екатеринбург рассказал директор Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РТФ) Илья Обабков.

Свердловская область входит в топ-10 регионов с самой низкой безработицей — 1,5% при среднероссийском показателе 2,4%. Где низкая безработица, там высокий дефицит кадров.

Свердловской области не хватает примерно 60 тысяч рабочих. И это только официальная статистика. О том, как вырастить кадры, удержать их в регионе и почему предприниматели должны быть заинтересованы в обучении будущих специалистов, мы поговорили с директором Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РТФ) Уральского федерального университета Ильей Обабковым.

На посту директора института он привлек к работе крупные IT-компании, у вуза появилось более 50 промышленных партнеров — работодателей для студентов бывшего радиофака — «Контур», «Сбер», «Яндекс», УЦСБ и другие.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Когда-то Свердловская область боролась с безработицей. Теперь другая проблема — она слишком низкая. Дефицит кадров очевиден. И роль высшего образования растет. В том смысле, что вам не простят, если вы пять лет будете учить студента не тому, что требуется его будущему работодателю. Как вы понимаете, кого, чему и как учить?

— Предприятия постепенно изменили требования к студентам. Когда-то они просили от университета только предоставить учащемуся знания. Затем — знания и навыки работы с инструментами или технологиями. А сейчас — знания, навыки и опыт.

Мы нашли выход. Во-первых, ввели с первого курса обязательный предмет «Проектная деятельность». Впервые мы опробовали его еще в 2010-2012 годах на небольшом количестве студентов. Сейчас это серийная практика.

Тысячи студентов в командах по три-пять человек под руководством кураторов работают с желанием решить реальную задачу бизнеса разной сложности. Кураторы могут быть как университетскими, так и представителями компаний-партнеров. В этих проектах студенты понимают, какие бывают задачи, с какой технологией они могут столкнуться на предприятии и что из себя представляют его сотрудники.

Второе — это система спецкурсов. На старших курсах студенты сами выбирают, спецкурс какой компании они хотят пройти.

— И какие у них варианты? Их много?

— Начинали с трех-пяти спецкурсов. Сейчас их 100, а выбрать каждый студент может только 17. В этом заключается смысл «быть в тренде». Мы ориентируемся на запросы компаний. Например, если необходимо усилить знания в области информационной безопасности, вместе создаем курс безопасной разработки. Спецкурс — это быстрая реакция на меняющийся рынок.

Для современного студента тоже важна система выборности и практичности. Он живет в мире, где все всегда выбирается и нужен результат. Поэтому мы постоянно ищем практикоориентированность, за которой он идет, и даем многообразие выбора.

Первые два года — это фундаментальное образование с большим количеством математики, физики, истории и философии. Начиная с третьего курса студент начинает строить свой карьерный трек из этих 100 спецкурсов, множества проектов, становится востребованным специалистом. За семь семестров он может попробовать пять-шесть ролей и найти ту, которая ему максимально подходит для будущего успеха.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— В 2022 году в одном из интервью вы делились планами внедрять в институте совместно с IT-компаниями две-три исследовательские лаборатории каждый год. Сейчас, так понимаю, амбиции выросли?

— С одной стороны — да, с другой — нет. Мы трансформировали проект в партнерскую лабораторию. По сути, это пространство компании, кусочек ее R&D офиса на нашей территории. Здесь у компании есть свой класс, она ведет свои спецкурсы и проекты.

Но сейчас мы создаем по одной лаборатории в год. Причина проста: в следующем году будет сдан новый кампус в Новокольцовском, и все новое нужно открывать там. Эти лаборатории по-настоящему совместные, в них вкладываются оба участника процесса.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Но пока это звучит так: вот вам студенты, вербуйте их самостоятельно, вкладывайте в них свои деньги и знания. В чем роль института?

— Во-первых, мы действительно инвестируем в студентов. Провести отборочную кампанию абитуриентов и набрать студентов с высоким баллом — это кропотливая и серьезная работа. Во-вторых, мы также вкладываем средства во все лаборатории и их оборудование. Например, у университета скидка на оборудование может быть больше, поэтому нам выгоднее его купить. А компаниям выгоднее сделать ремонт или поставить мебель, найти специалиста-практика для преподавания.

— У компаний есть опыт, прикладные знания и специалисты, но у этих специалистов может не быть опыта образовательного процесса. Вы им помогаете?

— На младших курсах спецкурсы, если они есть, ведут наши преподаватели. Для начинающих лекторов совместно с институтом фундаментального образования мы открыли «школу преподавателя», чтобы научить педагогическим навыкам. На старших курсах мы уже многое доверяем компании. Ведь преподавать идут те, кто хочет попробовать себя и раскрыть свой талант. Мы видим результаты по реакции студентов и тому, как быстро они занимают все места на спецкурсе. Есть такие дисциплины, где выбор происходит за 55 секунд.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Например?

— Курсы по вебу. У нас также есть математические спецкурсы на 30 мест, которые, конечно, быстро займут. Это спецкурс компании, и ее представитель говорит: «Я буду вести только на 30 человек, нам достаточно, и мы обеспечим высокое качество на таком количестве». Я не имею права вмешиваться в этот процесс.

— То есть компании ведут курсы только для того, чтобы обучить для себя новых сотрудников?

— У них есть подсчитанная воронка: сколько пришло, сколько устраивает по человеческим и техническим навыкам и сколько они реально возьмут. Они регулируют этот процесс и количеством спецкурсов, и количеством обучающихся на них.

— Получается не очень честно. Если я директор крупной IT-компании и мне нужны высококвалифицированные сотрудники под мои задачи, я могу прийти в УрФУ, вложиться в спецкурс и получить на выходе 15 новых сотрудников. А если я молодой IT-стартапер, то от квалифицированных выпускников я просто отрезан. Они ко мне не придут никогда. Так, выходит?

— Задача отдела института, который сопровождает компании, — обеспечение равенства. У всех единое меню возможностей, будь ты «Яндекс», «Контур», «Сбер» или маленький стартап. Считайте свои ресурсы. Если вам не нужно 50 человек в год, соберите команду из трех студентов и консультируйте их час раз в неделю. Потом вы сможете пригласить их всех или только тех, кто соответствует требованиям.

Вы можете взять человека с рынка или выпускника, который вас не знает, и он будет привыкать к работе полгода, а вы все это время будете платить ему зарплату. И не факт, что он останется. Поэтому компании и обращаются к нам — они бы не участвовали, если бы это не работало.

На радиофаке порядка 60 компаний непрерывно участвуют в процессе. Значит, проектная практика в лабораториях окупается. Конечно, это может быть дань моде, но для нас это тоже неплохо — «быть модным».

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Непохоже на моду, скорее на безвыходность, если честно. Задача бизнеса — создавать продукт, зарабатывать деньги и платить налоги. Из этих налогов формируется материальная база, которая в том числе идет на образование. Оно должно готовить востребованных специалистов для компаний. Насколько справедливо, что бизнес вынужден так глубоко погружаться в образовательный процесс?

— Здравый смысл говорит, что справедливо. Потому что таким образом бизнес снижает себестоимость и риски своих проектов. Студенты сталкиваются с технологиями компании во время обучения, что позволяет им знать, как использовать их на рабочем месте. Сокращается время адаптации. Для страны и для вендоров важно, чтобы больше людей знало о технологиях «Контура» и «Яндекса», а не только Microsoft и Hewlett-Packard и т. д.

Еще важный фактор: когда у предприятия возникнет задача будущего, которую оно планирует решать — будь то система управления для многоразовой ракеты, истребитель-перехватчик нового поколения или система замкнутого топливного ядерного цикла, — где и с кем вы начнете разработку? Что будете делать без университета? Нужно ставить студентам задачи будущего — они не знают, что их решить нельзя. Таким образом, процесс участия в обучении окупается появлением в командах талантливых и смелых.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Есть фильтр партнеров? Есть компании, которым вы откажете?

— Мы отказываем не компаниям, а некоторым активностям. Если мы видим, что проект слишком простой и компания просто хочет перекинуть рутину на студентов, это недопустимо. Очень важно не сводить университет к фабрике с дешевой рабочей силой. Также мы вводим систему оценивания курсов и анализируем результаты и отзывы студентов.

Возможно, сейчас мы немного приостановим привлечение ИТ-партнеров, так как задача решена и в данный момент очень нужна радиоэлектроника и информационная безопасность.

— Такие партнеры к вам идут?

— Сложнее и медленнее, потому что это, как правило, большие предприятия. Меня лучше знают в ИТ-сфере, а в радиоэлектронной все по-другому. Вы не можете предложить пул спецкурсов в серьезном объеме и быстро.

Радиоэлектроника требует определенной последовательности изучения, и вы вынуждены поддерживать эту цепочку. Но я уверен, что через несколько лет все будет хорошо.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Напоследок давайте про Новокольцовский, новый кампус. Чем он принципиально отличается от того имущественного, недвижимого комплекса, который у вас есть сейчас? И насколько глубоко вы участвовали в проектировании здания и помещений?

— Кампус будет отличаться пространством. Мы запроектировали его так, чтобы создать большие и комфортные зоны с высокими потолками.

Второй аспект — близость к лабораториям, где будут установлены оборудование и приборы, позволяющие студентам работать руками и тренироваться в принципиально новых направлениях, например «микроэлектронике». Новый кампус ориентирован именно на это.

Третье — расположение рядом с партнерами, такими как технопарки, в том числе «Космос».

Четвертое — новый уровень окружения: стадионы, бассейн, медицинский центр, комфортное общежитие и мультимедиа-оборудование.

Замысел заключается в том, чтобы сохранить и привлечь еще больше талантов, чтобы они не уезжали в Москву и Санкт-Петербург, а оставались в Екатеринбурге.

Еще одна задача кампуса — стать точкой притяжения для партнеров. Его пространство спроектировано еще и под событийную сетку. Все крупные мероприятия с партнерами будут проходить там: киберучения, студкэмпы, IT-конгресс «Форум будущего». Кампус станет новым центром событий и интеллектуальным центром города. Мировая практика показывает, что там, где появляется новый университет, всегда вырастает отличный город.

И самое приятное: у нас через дорогу находится СУНЦ УрФУ — по сути, школа для самых одаренных детей, в идеале выпускники которой придут к нам.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

— Вы не видите проблемы в том, что вуз получается расчлененным? То есть он не переезжает целиком в Новокольцовский, а прирастает. Но это же далеко. Чем хорош был проект кампуса на Шарташе при всех его минусах — это то, что он логично примыкал к текущему имущественному фонду.

— Возьмите кампусы других университетов — ВШЭ, ДВФУ, ИТМО. Там есть территориальная распределенность, но университеты живут и бурно развиваются. У нас — 18 минут на такси, считаю, что это вполне допустимо.

Проблемы логистики, коммунального хозяйства и обслуживания района переходят в стадию задач, которые мы будем решать и решим. Но у нас появилась супервозможность создать новый кампус мирового уровня для университета мирового уровня.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 07:25
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 07:25
Все новости Екатеринбург
ИИ перестали считать способом сокращения расходов на зарплаты Технологии и медиа, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Ночью дроны сбили над Московским регионом и еще 10 областями Политика, 07:51
От лечения к контролю: почему женщины после 45 — драйверы фармрынка Отрасли, 07:44
Стала известна дата заседания Совбеза ООН по Украине Политика, 07:39
Банки нашли способ снизить концентрацию на крупных заемщикахПодписка на РБК, 07:31
Какие перспективы у российского фондового рынка Отрасли, 07:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Москвичей предупредили о пасмурной погоде до конца недели Общество, 07:11
Юристы описали три стратегии в спорах из-за санкцийПодписка на РБК, 07:01
Как цифровые платформы оптимизируют логистику и учет в нефтегазе Отрасли, 07:00
В Смоленской и Тульской областях сбили беспилотники Политика, 06:57
Дмитриев словами о «панике» ответил на обвинения в желании раздела Европы Политика, 06:54