Доллар подвел: екатеринбургские инвесторы идут в рубли, но верят в Трампа
Настолько непредсказуемыми становятся движения рынков и те решения, которые на них влияют. Победа Дональда Трампа на выборах президента США — свежий пример такого неожиданного поворота. Единственное, что остается, — анализировать прошедшие периоды и на основании этого пытаться выстраивать стратегию инвестирования на будущее. Какие инструменты принесли максимальный доход в уходящем году и как президент Трамп может повлиять на котировки уральских металлов — в интервью «РБК.Екатеринбург» рассказал директор екатеринбургского филиала «БКС Ультима» Виктор Долженко.
— Под конец года всегда интересно сравнивать прогнозы — ну, к примеру, в январе многие умные аналитики обещали победу Клинтон и очень верили в рубль. И некоторые инвесторы ведь их послушались!
— На самом деле большинство инвесторов в январе уже никого не слушали, потому что определились еще раньше — в декабре 2014 года, когда курсы валют пробивали потолки, все бросились скупать доллары и открывать валютные депозиты. Крупные банки тогда предлагали высокие ставки — в среднем 4,5%, причем 80% таких вкладов можно было открыть на срок до двух лет. И вот сейчас срок этих вкладов заканчивается, а ставок тех давно нет, они упали в среднем до 0,5%.
— Но за два-то года выплатят те самые 4,5%, а с учетом роста доллара доход получается нормальный. Стратегия была все-таки верной?
— Да, тогда все казалось логично: рубль девальвируется, банки повышают ставки по вкладам — почему бы и нет. Доллар к рублю за два года вырос на 12%, прибавляем ставку по вкладу – 4,5% и получаем 21% дохода в рублевом эквиваленте. Это впечатляет, только пока не сравниваешь с другими вариантами инвестиций.
— С более рискованными, разумеется?
— Не обязательно. Даже если взять рублевые вклады, ставки по которым в 2014 году доходили до 17% годовых, а сейчас снизились в среднем до 11% годовых, то получится 28% дохода за два года. Меня это, честно говоря, удивило: всеобщая непоколебимая вера в доллары за это время принесла не больше денег, чем самая обычная пассивная депозитная стратегия в рублях. А если говорить об инвестициях с более высокой долей риска, то индекс ММВБ с 2014 года вырос на 38%.
— То есть если «знать прикуп» и оказаться сейчас в декабре 2014-го, то надо было продавать все свои доллары и ставить все на индекс?
— Надо было покупать пай на индекс ММВБ — он оказался самым прибыльным вложением за два минувших года.
— А можно сравнивать конец 2014-го года с концом 2016-го и сегодня примерять к своим деньгам те реалии?
— Конечно, все уже поменялось: сейчас ставки по рублевым депозитам в среднем 8% годовых, а в долларах – 0,5%. Да и вся жизнь учит нас, что нельзя создавать себе идола, в том числе в инвестициях. Нельзя безоговорочно во что-то влюбляться и становиться фанатом доллара или рубля. В инвестиционном портфеле должно быть и то, и другое. И еще один важный момент: иногда стоит идти против общественного мнения и быть просто очень рациональным. Вот сейчас, например, все уверены, что жилая недвижимость — плохой инвестиционный инструмент. Мол, цены падают, а расходы на содержание и налоги повышаются. И, пожалуй, единственное, что заставляет меня в этом сомневаться, — это то, что два года назад все точно так же думали про рубль и про акции, а они показали лучший результат.
— И что, этих сомнений достаточно, чтобы поплыть против течения и вложиться в жилье?
— Логических причин, почему сейчас стоит брать российскую жилую недвижимость, я не вижу. А чтобы сохранить деньги на следующие два года, можно открыть рублевый депозит.
— Под 8% годовых? Чтобы едва поспевать за инфляцией?
— Через пару лет эти 8% могут оказаться очень даже высокой ставкой. Так и будет, если Центробанк продолжит курс на понижение ключевой ставки. Ну и российские акции тоже еще показали не всё, на что способны. 38% за два года для нас не предел. Кстати, тот же американский рынок за то же время вырос всего на 4%.
— Рубли и российские акции — это, конечно, патриотично, но валюту вообще со счетов списать теперь?
— Думаю, лучший способ заработать в долларах — еврооблигации. К тому же теперь их можно покупать как напрямую, так и на небольшие суммы — от 20-30 тысяч долларов, и вы будете иметь тут свои 4-5% годовых. Еще один вариант выйти на зарубежные рынки — структурные продукты («РБК.Екатеринбург» писал о них летом). В отличие от паев на индексы, они не ориентированы на бурный рост рынка, но могут приносить доход в 12-15% годовых в долларах.
— По вашей версии, идеальный инвестиционный портфель 2017-2018 — что-то из этого?
— Все эти четыре актива. Я бы 50% рублевой наличности положил на депозит — это будет консервативная часть портфеля, такую же долю вложил в отечественные акции, особенно тех компаний, которые платят хорошие дивиденды — это, например, «Лукойл», МТС или «Норильский никель». В валюте за консервативную стратегию могут отвечать еврооблигации, а за агрессивную — структурные продукты.
— А есть риск, что все эти стройные прогнозы и выкладки одним неосторожным движением может порушить новый президент США?
— Одним из немногих бенефициаров победы Дональда Трампа может оказаться как раз Россия. Избранный президент уже заявил о планах по запуску масштабных инфраструктурных проектов — и это уже отразилось на ценах. Никель и медь начали дорожать, потому что металлы в этих проектах тоже будут использоваться. Еще одна его инициатива — снижение налога на корпорации с целью активизировать промышленный сектор США, снизить безработицу, что приведет к увеличению потребления ресурсов. Если у Трампа это получится, то это будет очень хорошо даже конкретно для Екатеринбурга, тут никому не надо объяснять, чем хорош рост цен на медь. Ну и все-таки есть вероятность отмены санкций. Об этом сейчас все думают, но пока не говорят. Если так будет, это вызовет укрепление рубля и рост российских акций и облигаций. Я не устаю повторять, что рынок ценных бумаг является опережающим индикатором ситуации в реальной экономике, мы видим, что биржевые активы уже начали расти.
— Но вполне возможен и такой вариант развития событий: Трампа делают крайним и проводят непопулярные меры, на которые не решался Обама. Например, США прекращают политику количественного смягчения, и в декабре ФРС поднимает наконец ставку до положительных значений?
— И даже это не меняет выбранного подхода. Да, после этого еврооблигации могут оказаться под определенным давлением, возможно глобальное укрепление доллара против основных валют — евро, фунта и иены. Но мы в Екатеринбурге вряд ли это заметим с нашей волатильностью валюты, когда курс гуляет на 3-5% за неделю.