Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Перекрывшие Новый Арбат блогеры получили 10 суток ареста 21:17, Общество Германия потребовала от России свободы судоходства в Керченском проливе 21:00, Политика Часть фонарей на Садовом кольце отключилась из-за короткого замыкания 20:54, Общество Жена экс-главы Интерпола попросила убежища во Франции из-за угроз 20:40, Политика Трамп запретил всем членам конгресса летать самолетами правительства 20:37, Политика Беглов отправил в отставку четырех вице-губернаторов Петербурга 20:28, Политика Чубайс ответил на критику со стороны Соловьева 20:27, Общество Бывший тренер российских биатлонисток Пихлер объявил о завершении карьеры 20:12, Спорт Представитель Ковалева не сочла угрозой бою обвинения в избиении 20:06, Общество Рогозин допустил визит главы NASA на один из пусков с Байконура 19:52, Политика МИД предостерег США от перезапуска «Звездных войн» Рейгана 19:46, Политика Лукашенко заявил о заправке украинских танков российским топливом 19:38, Политика Заявившую об изнасиловании в МВД дознавательницу из Уфы уволили 19:31, Общество Рогозин отверг проблему с двигателями ракеты «Ангара» 19:19, Технологии и медиа «Зенит» предложил €10 млн за футболиста сборной Украины 19:10, Спорт Рогозин анонсировал появление на орбите «Государева ока» 19:06, Общество В Гомельской области в жилом доме произошел взрыв газа 19:02, Общество ЦБ закупил рекордный объем золота в 2018 году 19:00, Экономика Финский дизайн: Алвар Аалто и его поиск идеальной формы 18:57, Совместный проект Кремона погрузилась в тишину: как создается «Звуковой банк Страдивари» 18:54, Стиль BuzzFeed узнал об указании Трампа своему юристу соврать конгрессу 18:39, Политика В США из Мексики через подкоп на границе прошли 376 мигрантов 18:36, Общество После столкновения двух Су-34 возбуждено уголовное дело 18:19, Общество Власти США усилили контроль за клиентами биржи ShapeShift 18:18, Крипто #10Yearschallenge: как изменилась жизнь автомобилистов 18:14, Авто Путь огурца: как звезда российского финтеха нашла счастье в Италии 18:12, РБК и «Билайн» Мужская сборная России по биатлону повторила худший результат в сезоне 18:09, Спорт На шоссе Энтузиастов в Москве перекрыли движение из-за ДТП с автобусом 17:58, Общество
Валерий Ананьев: «Екатеринбургу хватит десяти крупных застройщиков»
Екатеринбург, 21 окт 2016, 13:46
0
Валерий Ананьев: «Екатеринбургу хватит десяти крупных застройщиков»
Глава компании «Атомстройкомплекс» предлагает с другой стороны подойти к решению проблемы обманутых дольщиков: искусственно ограничить конкуренцию на строительном рынке в Екатеринбурге.
Фото: Константин Мельницкий для РБК-Екатеринбург

Постоянные изменения, которые претерпевает федеральный закон о долевом строительстве (214-ФЗ), не дает застройщикам уснуть: они просто не успевают за ними следить. В «новой экономической реальности», объявленной на самых высоких уровнях власти, строительная отрасль и без того в очередной раз показала степень своей инертности: спрос резко упал практически вдвое, а объем предложения остался на уровне 2014 года.

Застройщики, лишенные прежней финансовой поддержки со стороны покупателей, достраивали начатые проекты с разным успехом. Выиграли те, кто уже успел заработать себе репутацию задолго до экономических потрясений. Меньше повезло маленьким компаниям, работа на нескольких стройплощадках в Екатеринбурге вообще близка к остановке либо уже остановилась.

На этом фоне в очередной раз обостряется проблема обманутых дольщиков, на защите которых вроде бы стоят власти и специальный раздел законодательства, но по факту это явление не становится менее массовым. «Обманутые дольщики» возникают по таким причинам, которые еще не предусмотрены законодательством, — и законодательство меняется снова, «догоняя» ситуацию.

Глава екатеринбургской строительной компании «Атомстройкомплекс» предлагает рубануть с плеча. Он видит решение проблемы в формировании некоего черного списка застройщиков, плохо зарекомендовавших себя на рынке. И более того — в создании пула компаний, имеющих исключительный доступ к строительству жилья в уральской столице.

— Последнее нововведение в законодательство, которые сейчас обсуждается в профессиональном сообществе, — требования к размеру уставного капитала. Пока не ясно, что можно включать в этот капитал — собственные ли это средства, имущество ли на балансе предприятия. Пока закон не вступил в силу, мы не видим всей картины.

— Как вы считаете, нововведения в законе защитят дольщиков от обмана?

— Я так не думаю. Я вообще не считаю, что 214-ФЗ защищает обманутых дольщиков. Он никак не может изжить эту ситуацию: обманутые дольщики и пайщики всё появляются и появляются. А ведь он создан для того, чтобы стать преградой для сговора недобросовестных застройщиков…

— Почему так происходит?

— Главная причина — это когда людей подкупает низкая цена. Когда вы видите в автосалоне автомобиль за полцены, вы ведь понимаете, что что-то в нем не так? Но вы хотя бы можете посмотреть, на месте ли двигатель, пройти тест-драйв и техосмотр, провести экспертизу. А если за полцены вам предлагают еще не построенную квартиру, можно ли сказать, что это мошенничество? Вы ведь понимаете, что все имеет цену — земля на аукционе, материалы, труд. Каменщик ведь не станет работать за ползарплаты из-за того, что вы купите квартиру за полцены. Когда на выходе цена меньше, чем себестоимость, это уже какая-то финансовая пирамида, приглашающая к участию Лёнь Голубковых. Помните персонажа рекламы МММ, который говорил: «Я не халявщик — я партнер»?

— Это кто, например, продает ниже себестоимости?

— Рядом с нашей новостройкой на улице Бакинских Комиссаров есть площадка, для которой мы тоже делали проект планировки в рамках единой территории. В свое время мы договорились с жителями частного сектора, что отселим их, переведем землю в категорию многоэтажного строительства и построим современное жилье. А потом к ним пришли авантюристы, которые нарисовали на этом месте некий проект, заключили договоры о покупке с владельцами частных домов, стали продавать еще не построенные квартиры, из этих денег рассчитываться за частные дома, формируя участок — при этом в городской администрации их всячески поддерживают, выдают технические условия, хотя у них там даже участок не сформирован. И вот уже 2800 м2 продано. Обманутые дольщики появились на ровном месте — ни земли, ни стройки. Ничего не предвещало. Примерно 140 семей обманутых дольщиков, которым где-то надо давать квартиры.

— А власти-то куда смотрят?

— В администрации с этими авантюристами, которые еще ничего в городе не построили, разговаривают так же, как с нами, даже лучше. Я считаю, это неправильно. Им выдают техусловия, узаконивают их права на землю… Они что — не видят, что это люди абсолютно некомпетентны в строительстве? На мой взгляд, над тем, чтобы не было обманутых дольщиков, нужно работать всем — и прежде всего органам власти, которые не должны допускать до стройки абы кого. А у нас обманутые дольщики плодятся в погоне за конкуренцией. В результате застройщиком может стать любой, у кого есть два частных дома рядом друг с другом.

— Но ведь благая цель всех последних трансформаций закона о долевке как раз и заключается в том, чтобы не допустить некомпетентных застройщиков на рынок. Чтобы на самых ранних стадиях строительства предупреждать возникновение сложных ситуаций. Разве нет?

— Я боюсь, что ограничения, как это всегда бывает, коснутся добросовестных застройщиков, а недобросовестные как строили, так и будут строить — и собирать деньги с Лёнь Голубковых. Если ты подкован в том, чтобы искать лазейки в законодательстве, ты и дальше будешь этим заниматься. На мой взгляд, проблема обманутых дольщиков гораздо шире и законом ее не решить. Потому что уследить за сотнями маленьких застройщиков во всем большом городе невозможно.

— Вы предлагаете уменьшить это количество?

— Да, я считаю, что его можно уменьшить. Я предлагаю сказать так: город имеют право строить те компании, которые себя зарекомендовали по таким-то и таким-то позициям. Город им доверяет. Можно сделать это в публичной плоскости: вот есть десять компаний, которым разрешили строить город, они себя зарекомендовали, они не уродуют Екатеринбург, выполняют свои обязательства — они и строят.

— По аналогии с рейтингом добросовестных подрядчиков, который ежеквартально составляет СРО?

— Нет, эти рейтинги — ни для кого, потому что строить продолжают и те, кто в них не вошел. Я предлагаю определить это через процедуру публичных слушаний. И проводить такие слушания каждый раз, когда в Екатеринбург захочет зайти новая компания. Пусть она представит себя, покажет, что она уже построила в других городах. А горожане решат, можно ли ей строить в Екатеринбурге.

— Вам не кажется, что это ограничение конкуренции?

— Кажется. Но не надо этого бояться. Мы же не боимся ограничивать конкуренцию в авиаперевозках? Это ведь безопасность! Нельзя просто купить самолет — и начать пассажирские перелеты. И никого не смущает, что во всей стране всего нескольким компаниям разрешено заниматься авиаперевозками. Почему же нельзя ограничивать конкуренцию в строительстве? Это ведь тоже и безопасность, в том числе экономическая, и культура. Ограничивать конкуренцию в этой отрасли не только можно, но и нужно!

— Вы реально с другой стороны решили подойти к обманутым дольщикам…

— Мы же с вами видим: как бы ни ужесточались законы — жулики всегда найдут лазейку. А самое главное — появятся желающие, Лёни Голубковы, готовые покупать у них квартиры. А потом государство будет думать, что же с этими Лёнями делать. Ограничение конкуренции убьет это явление на корню. И очень важно, чтобы все это происходило публично. Потому что город — это достояние общее. И город должен знать своих застройщиков, понимать, что им можно доверять. Так что мы пока что не те законы ужесточаем.

— Как вы считаете, сколько застройщиков хватит Екатеринбургу?

— Десяти крупных застройщиков, которые умеют строить профессионально, точно хватит.