Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Экс-партнер главы Домодедово: «Аэропорт для Каменщика важнее свободы»

Владелец аэропорта Домодедово, находящийся под домашним арестом, — родом из Екатеринбурга. О том, кто этот человек, чье имя сейчас на слуху, рассказывает бизнесмен, бывший компаньон Каменщика Антон Баков.
Фото: Михаил Зверев, для РБК
Фото: Михаил Зверев, для РБК

19 февраля владелец Домодедова Дмитрий Каменщик был взят под домашний арест. В связи с терактом, который произошел в аэропорту в 2011 году, его обвиняют в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Несмотря на то что Генпрокуратура настаивает, что обвинения не обоснованы и Каменщик арестован незаконно, позиция Следственного комитета прямо противоположная. Вопреки требованиям защиты и Генпрокуратуры 21 марта суд в очередной раз отказался освободить Дмитрия Каменщика и других фигурантов дела.

— Антон Алексеевич, несмотря на то, что Дмитрий Каменщик из Екатеринбурга, о нем тут мало что известно. Сейчас обвинение пытается приклеить на него ярлык чуть ли не пособника террористов. Как человек, который с ним знаком, как бы вы его охарактеризовали?

— Я бы на месте террористов побоялся связываться с Каменщиком. Это уникальный человек. Он в очень юном возрасте уехал из Екатеринбурга и ему было совершенно некогда сюда возвращаться.

— Насколько я понимаю, ему было меньше 20-ти.

— Он окончил у нас среднюю школу 104, ту же, что и я, только он меня на два года младше. Особо в школе мы не дружили, но друг друга знали. Как-то так у него жизнь сложилась: сходил в армию, а спустя энное количество лет поступил на философский факультет МГУ. И вот с этого самого философского факультета я его сдернул работать к себе. У меня была тогда туристическая компания, я открывал филиалы по всей стране. У него не было никакого опыта работы в туризме, но поскольку мы с ним летели из Москвы в Свердловск на соседних креслах, то слово за слово каким-то образом я его завербовал. Мы, вопреки всем правилам, сделали специальный филиал под него. А поскольку Каменщик человек очень скрупулезный, очень точный, как часы, очень основательный, то все это и работало гладко и хорошо.

— Вы в шутку сказали, что на месте террористов побоялись бы связываться с ним. Почему? Какие его качества вы бы отметили?

— Это человек, который обладает огромными аналитическими способностями, который может держать в своей голове очень многое. Он практически никогда не делает ошибок и очень работоспособный: я никогда не видел Диму развлекающимся, отдыхающим. Даже его отдушины — автогонки, вождение спортивного самолета — уже показывают, в каком ритме этот человек жил. Сейчас, как я понимаю, ему дали немножечко притормозить в связи с домашним арестом. Думаю, это его больше всего бесит.

— Проясните один момент: как из туркомпании все это вылилось в аэропорт?

— Совершенно случайно. Я уже бросил всем этим заниматься, мне это все уже надоело. А мои бывшие подчиненные сделали авиакомпанию для чартерных перевозок, но, разумеется все друг с другом поругались. А больше всего они поругались с Каменщиком, потому что он упрямый, прямой, не готовый ни под кого прогибаться. Действительно, он задает высокую планку, до которой никто из его тогдашнего окружения не дотягивал. Мы с товарищами помогли ему развернуться, запуститься, у нас полетели чартеры в Китай. Тогда же через связи в Правительстве РФ, где я работал два года, мы завязались с Домодедово. Но после примерно девяти месяцев сотрудничества нам снова пришлось с Каменщиком расстаться. Не потому что, как некоторые пишут, я с ним поссорился — это неправда. Просто он поссорился с одним из моих друзей, а выбирая между деловыми отношениями и дружбой, я, как подобает советскому романтику, выбрал дружбу.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

— Вы вышли из авиабизнеса в 1994 году: к настоящему времени Домодедово стал одним из самых крупных аэропортов страны по объему пассажирских перевозок, а Каменщик вошел в список богатейших бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Не жалеете о выходе из прибыльного бизнеса?

— Я никогда не ставил своей целью стать миллиардером или директором аэропорта Домодедово. И кстати Каменщик — это вам не Абрамович, который может футбольные команды скупать или на яхте прохлаждаться. Это человек, который ничего кроме работы в своей жизни не видит. Я считаю, что он совершил огромный подвиг (на что у него ушло 23 года жизни, между прочим)  — реконструировал, не останавливая, аэропорт Домодедово.

Фото: "РИА Новости"

— После того как вы продали свою долю, вы поддерживали с ним отношения?

— Конечно, нет. Ведь я перестал заниматься авиаперевозками и аэропортом и в ту же минуту стал Каменщику не интересен.

— А он вам?

— Как-то раз мы еще работали с ним вместе — я покупал ему землю в Подмосковье. Но это было, по-моему, году в 2002-м. Больше 10 лет мы с ним не виделись.

— Когда Каменщика арестовали, вы в «Фейсбуке» написали, что это очень похоже на «дело Ходорковского». Тем не менее, например, в 2004 году Росимущество пыталось оспорить передачу прав собственности на аэропортовые объекты и прав аренды на аэродром. Можно ли сказать, что первый звоночек, что кто-то положил глаз на компанию, был уже тогда?

— Я считаю, что на аэропорт претендовали разные люди в течение всего этого времени. Помнится, еще при мне приходилось отбиваться: объект дорогой, прибыльный, и это естественно, что как только одни получат отпор — подходят следующие. В России количество желающих что-то украсть не убывает.

— Одним из тех, кто может претендовать на Домодедово, называют друга Владимира Путина, предпринимателя Аркадия Ротенберга, которому принадлежат доли двух других московских аэропортов — Внуково и Шереметьево. Как вы думаете, есть ли основания так полагать?

— До этого назывались совсем другие заказчики. Например, были люди из окружения Медведева, назывался в свое время Сулейман Керимов [владелец нефтяной компанией «Нафта-Москва», — прим. ред.]. Не знаю, насколько оправдано это было. Но, скажем так,

у тех людей не хватило сил, поскольку Дима сопротивлялся и это был не ближний круг Путина. Но когда за дело, по слухам, взялся Ротенберг, то как минимум удалось посадить Каменщика под арест. Хотя, несмотря на это, за него вступилась генеральная прокуратура. И это как раз говорит о том, что это уже не «дело Ходорковского» — тогда все госструктуры были единодушны, а тот, кто единодушия не проявлял, вылетал со своей должности, как пробка.

— В 2011 году Домодедово планировало выход на IPO. Были предположения, что так Каменщик пытался спасти компанию от государственного прессинга. Как вы думаете, если компания становится публичной, это помогает защитить бизнес?

— Я не знаю. Я думаю, они впоследствии и отказались от этой идеи, потому что подумали, что это не так эффективно в этом плане, к тому же и не так прибыльно.

— А есть ли вообще какие-то способы, на ваш взгляд, как-то бизнес обезопасить?

— Конечно. Например, не вести его. Говорят же: если у вас нет собаки — ее не отравит сосед.

— А если серьезно?

— Я всегда люблю в таких случаях цитировать Евтушенкова [Владимир Евтушенков, собственник финансово-промышленной группы АФК-Система, — прим.ред.], который говорил, что каждый может себе позволить тот бизнес, который сможет защитить своим влиянием. Ну и что? Прошло несколько лет, Евтушенков оказался в тюрьме и сидел там, пока не отдал «Башнефть».

— Как вы считаете, возможно ли, что Каменщика отпустят и аэропорт ему оставят?

— Сложно сказать. Я одним глазом все равно по старой памяти слежу за Каменщиком. И мне кажется, что последние озвученные им планы по развитию уникального города-аэропорта, если это был не чисто пиаровский ход, имели некий мегаломанский оттенок. Может быть, ему бы стоило уже остановиться, переключить куда-то свои таланты. Но если Каменщик упрется, то эта битва может продолжаться очень долго. Я думаю, у него есть возможность испортить жизнь тем, кто пытается отобрать у него аэропорт. Во всяком случае, медом она им не покажется. Это он ясно дал им понять, когда пришел с вещами и сказал: «Сажайте, я не отступлю».

— Вы считаете, он правильно поступил?

— А я откуда знаю? Но человек ясно дал понять, что аэропорт для него важнее, чем свобода.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Екатеринбург
Doge, Pepe и быстрое обогащение: почему «выстрелили» мемкоины Pro, 10:19
В Армении запретили трансляцию передач Владимира Соловьева Технологии и медиа, 10:15
The Korea Herald извинилась за карикатуру о теракте в «Крокусе» Общество, 10:15
Как подключить оплату картами за несколько часов РБК и БСПБ, 10:13
Конституционный суд обязал районные рассматривать дела о домашнем насилии Общество, 10:11
В Петербурге продлили антикоронавирусные ограничения Общество, 10:05
В Garantex прокомментировали расследование США и Британии против биржи Крипто, 10:05
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Крипта от Telegram: почему популярность детища Дурова стремительно растет Pro, 09:53
Лавров заявил об «осаде» российских посольств на Западе Политика, 09:46
Из-за дефицита кадров 25% техники «Гортранса» не может выйти на маршруты Екатеринбург, 09:45 
Made in India: как индийское правительство помогает запустить IT-бизнес Мнение, 09:40
На крупнейшем в 2024 году IPO разместили акции «Европлана» на ₽13,1 млрд Инвестиции, 09:35
Российские специалисты впервые показали устройство ракеты Storm Shadow Политика, 09:32
План идеального собеседования на 15 минут, на полчаса и час Pro, 09:30