Глава Минстроя Михаил Волков: «Городу и области придется работать вместе»
В середине ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назначил на пост министра строительства Михаила Волкова, до этого три года проработавшего на руководящей должности в строительном подразделении «УГМК-Холдинга», а еще ранее — 15 лет в департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга.
Я не знаю ни одного профессионала строительного рынка Екатеринбурга, который сомневался бы в правильности этого назначения. Для абсолютного большинства экспертов и строителей фигура Волкова понятна и предсказуема, и представители отрасли уверены, что обрели стабильность. Мы расспросили самого министра о том, какими он видит перспективы екатеринбургских строек и почему он решил вернуться к работе чиновника.
— Михаил Михайлович, вы вернулись в кресло чиновника всего после трех лет работы в коммерческой организации. Значит ли это, что чиновник в вас победил топ-менеджера?
— Мне сложно ответить однозначно. Я по характеру неспокойный человек, неравнодушный, поэтому в большой степени это решение принималось на уровне эмоций. Когда в конце 90-х я перешел работать в городскую администрацию из крупного производственного объединения «Уралхиммаш», этот интерес как раз был поддержан моей заинтересованностью в городской жизни. Меня захватила эта работа, и, видимо, это пламя до сих пор горит во мне, если, проработав три года в строительной организации, чувствую заинтересованность в ней. Я не могу сказать, что я рвался быть чиновником, но мне понятны цели и задачи, которые сейчас стоят перед министерством строительства.
— В строительном сообществе никто до последнего момента не знал, кто станет министром. А вы?
— Предложение было неожиданным, прямо скажу. За три года работы в «УГМК-Холдинге» я, можно сказать, прошел курс молодого бойца и только втянулся в процесс строительного бизнеса, разобрался, чем он дышит, что ему нужно, чтобы чувствовать себя уверенно. Наверное, мне было бы интересно продолжить эту работу. Но — труба зовет. Для меня очень важно авторитетное мнение людей, которые занимаются каким-то делом от души, по призванию. То, что такие люди обратились ко мне с предложением включиться в команду, было для меня сигналом. Я этот сигнал принял. Более того — я уверен, что опыт, приобретенный за последние три года, здорово пригодится мне сейчас.
— Вы помните, с какими словами вы уходили из городской администрации? «Я устал заниматься одним и тем же»…
— Да, я прекрасно помню эти свои слова и не отказываюсь от них. На тот момент я действительно не видел, чего еще я мог бы кардинально нового привнести в отрасль. 15 лет работы примерно в одной и той же должности, определенная цикличность этой работы привели к тому, что я уже не мог дальше развиваться внутри той структуры, в которой находился.
— Вы сказали, что хорошо понимаете цели и задачи, которые стоят перед министерством. Что это за задачи и какие из них в приоритете?
— По большому счету задача одна: обеспечить устойчивое развитие строительного комплекса в Свердловской области. Обеспечить выполнение тех показателей, которые требует от руководства региона государство. Программы объемные, затраты на них порой требуют нестандартного подхода.
— Что вы имеете в виду?
— Ну как... Полет наших фантазий всегда должен вписываться в рамки наших возможностей. А эта задача хоть и интересная, но непростая.
— Вы имеете в виду ежегодный ввод определенного количества квадратных метров жилья?
— Не только. В государстве очень много программ развития территорий, социальных и прочих. Объемы ввода жилья должны быть такими, чтобы обеспечить устойчивое развитие городов. Мы понимаем: если этот объем будет большим — у нас будет возможность сдерживать стоимость. Например, миллион квадратных метров, который уже на протяжении долгого времени ежегодно строится в Екатеринбурге, обеспечивает определенное равновесие в цене. Конечно, есть задача увеличить этот показатель. Объем предложения на рынке новостроек должен быть достаточен, чтобы не возникли прогнозы роста стоимости, а люди могли бы спрогнозировать, как дальше будет развиваться рынок.
— А считаете ли вы этот показатель (миллион квадратных метров) актуальным сегодня, в условиях падения платежеспособного спроса?
— Строительная отрасль очень инертна, она медленно и тяжело раскачивается. Все решения здесь принимаются в течение достаточного длительного периода времени. Невозможно просто взять и остановить строительство, на которое уже заложено два-три года. Поэтому если показатель, о котором вы говорите, и будет корректироваться, то незначительно. В строительном комплексе достаточно заделов, чтобы обеспечить соизмеримые объемы ввода и в этом году, и в следующем. Власть же со своей стороны должна обеспечить условия и для дальнейшего равномерного строительства. А это выявление и подготовка территорий под освоение, разработка и актуализация генеральных планов и другой документации — если всем этим заниматься системно, то резких всплесков на рынке удастся избежать.
— Скажите, в чьем ведении при этом останутся градостроительные полномочия? Год назад областные власти забрали их у городских, и эта тема до сих пор не перестает обсуждаться в строительных и политических кругах…
— Для меня сейчас очень важно, чтобы город полностью включился в работу над планировочными решениями территорий, по развитию архитектуры, разработке правил землепользования и застройки. Эта работа должна проводиться в постоянном режиме, а вот такие маятниковые колебания ей только вредят. До конца этого года нам предстоит прийти к соглашению и согласовать регламент совместной работы областного министерства с городским департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений. Второй возможный путь — внесение изменений в областной закон № 111 (по которому градостроительные полномочия в 2015 году перешли от муниципалитета в ведение субъекта Федерации, — прим. РБК) в части передачи городу каких-то функций, которые позволили бы ему включиться в работу.
— Уже известно, когда именно будет сформулирован порядок этого взаимодействия?
— Губернатор поставил мне задачу закончить все обсуждения в ноябре и в начале декабря уже прийти к решению, которое бы позволило еще существеннее интегрировать муниципалитет в разработку решений по градостроительной деятельности.