Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Роспотребнадзор заявил об отсутствии в России африканского штамма COVID Общество, 10:54 Операторы предупредили об угрозе для 1 млн «умных» счетчиков в России Общество, 10:46 Почему стоит выбрать Швейцарию для лечения и сохранения здоровья Партнерский материал, 10:41 Ночь на 25 января стала самой теплой для Москвы за историю наблюдений Общество, 10:40 Почему Массачусетсетс откажется от бензиновых машин к 2035 году Партнерский материал, 10:39 В Петербурге вслед за Москвой возбудили дело из-за перекрытых дорог Политика, 10:31 Небензя заявил о надежде на скорую сертификацию вакцины «Спутник-V» ВОЗ Политика, 10:30 Южноамериканское проклятие. Четвертая авиакатастрофа в футболе за 4 года Спорт, 10:25 Почему выросла популярность БАДов и витаминов в мире Партнерский материал, 10:24 Комика и актера Александра Шаляпина нашли мертвым в его квартире в Москве Общество, 10:23 Как выйти из бизнеса и не потерять деньги Pro, 10:22 Россияне назвали необходимый для счастья месячный доход Финансы, 10:22 РУСАДА не будет оспаривать санкции CAS в отношении российского спорта Спорт, 10:14 Почему вырос экспорт российской хайтек-продукции в пандемию РБК и Моспром, 10:12
Екатеринбург ,  
0 

Аркадий Чернецкий: «Застройщикам не дадут карт-бланш на снос в центре»

1 января вступит в силу закон о комплексном развитии территорий. Он позволит сносить вместе с аварийным жильем соседние дома. Сенатор и экс-глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий ответил на главные претензии к поправкам.
Фото: Дмитрий Горчаков/ 66.RU
Фото: Дмитрий Горчаков/ 66.RU

— Главный вопрос к новому закону — не станет ли он карт-бланшем для застройщиков, позволяющим получать землю в центре города за счет сноса зданий, которые еще могли бы стоять?

— Здесь нет никаких оснований сомневаться, потому что механизмы, которые прописаны в этом законе, учитывают и интересы государства, города, и интересы жильцов. Формирование участка и включение в границы участка домов помимо аварийных будет осуществляться только по решению органов региональной власти. С другой стороны, учитывается мнение жителей. Для реализации проекта, если участок сформирован, должно проголосовать за этот проект не менее двух третей жильцов. Это было одним из принципиальных изменений ко второму чтению. Изначально было более 50%. Более того, жители, которые не хотят реализации этого проекта — категорически настаивают на выходе из него, — в количестве не менее одной трети могут обратиться в органы власти. Тогда проект реализовывать не будут. Поэтому, думаю, эти гарантии обеспечиваются достаточно полно.

Законопроект предусматривает поправки в Градостроительный кодекс и ряд федеральных законов. Его внесли в Госдуму 18 сентября сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Евгений Москвичев. Закон вводит единый механизм комплексного развития территорий как для аварийного и подлежащего сносу жилья, так и для бывших промышленных площадок. Он позволит сносить не только ветхие дома, но и стоящие рядом с ними здания, что позволит застраивать участки целиком и решит проблему дефицита земли. Также он дает возможность расселять жилые дома за счет самого застройщика, без привлечения бюджетных средств.

Законопроект подвергся жесткой критике. Депутаты и участники строительного рынка концепцию поддержали, но потребовали доработки документа. Глава думского комитета по ЖКХ Галина Хованская даже предлагала авторам отозвать проект закона. Ключевых замечаний было три: слабая градостроительная обоснованность проектов, недостаточные гарантии имущественных и жилищных прав граждан и нарушение базовых принципов градостроительного регулирования. Так, девелоперы требовали исключить норму, по которой для КРТ не менее 50% участка должны занимать аварийные и ветхие дома. Они заявляли, что таких площадок не существует вовсе.

В результате после первого чтения текст был значительно переработан. Вместо пропорции в 50% в законе указаны федеральные критерии для аварийных домов и региональные — для ветхих. Последними могут быть как площадь, так и степень износа зданий или высокая стоимость капремонта. 23 декабря Госдума приняла закон, после чего он был одобрен Советом Федерации. Окончательную редакцию в парламенте защищал лично новый глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин.

Но главная ценность этого законопроекта в том, что расселение аварийного жилья может осуществляться не только за счет бюджетных средств, которых всегда не хватает, особенно с учетом того, насколько активно фонд аварийного жилья пополняется сейчас, а за счет ресурсов бизнеса. Освоение вот такой территории и выделение жилья будут вестись на средства застройщика. Это решающий фактор, поскольку сегодня деньги выделены на программу по аварийным домам, поставленным на учет до 1 января 2017 года. А число поставленных на учет с 1 января 2017-го практически сравнялось с предыдущим перечнем, то есть нужно уже двойную программу выполнять. Без бизнеса это сложно.

Этот принцип позволит начать реальную реновацию старого жилья. Тот проект, который осуществляется в Москве, для абсолютного большинства регионов к исполнению нереален, потому что Москва все делает в первую очередь за счет бюджета, а в регионах такого ресурса нет. На тех площадках, где экономика проекта позволяет работать, может начаться локальная реновация.

— Я озвучу вам аргументы, которые высказываются против этих поправок. Первое — голосование. Мы знаем, что подобные решения часто принимаются фиктивно, без участия собственников, потом они оспаривают их в судах. При этом в новом законе на процедуру отводится только месяц…

— Ну, а сколько должно отводиться на принятие решения? Зачем мы с вами обсуждаем варианты явного криминала. А если принимается фиктивное решение — это уже уголовное преступление, которое наказывается соответствующим образом. У нас в законе написано, что воровать нельзя, но кто-то ворует. Есть правоохранительные органы, которые имеют возможность вмешаться и наказать тех, кто совершает подобные деяния.

— Вы сказали, что несогласные жильцы даже при положительном решении по сносу дома могут оспорить его. Каков механизм?

— Обратиться в региональные и местные органы власти. Федеральный Минстрой в данной ситуации свою функцию выполнил, закон подготовил.

— На каком этапе это будет возможно? Не будет такого, что застройщик уже начал работы и вдруг все останавливается?

— Я думаю, что будут дополнительные разъяснения по этому поводу даны. Думаю, что будет граница определена подзаконными актами, но принципиально такая возможность существует.

— Я правильно понимаю, что для застройщиков этот законопроект ценен тем, что теперь отдельные жильцы, которые отказываются съехать, не смогут требовать завышенную цену, у них будут покупать по рыночной цене?

— Да, совершенно правильно. Но завышенную цену никто никогда не платил просто потому, что ни у кого лишних денег нет. То есть в конечном итоге расчет идет по рыночным ценам по решениям судебных органов. Но идет потеря времени, а время — это деньги. Застройщики берут кредиты. Если они взяли кредит и деньги не осваиваются, выхода нет готовой продукции, то это большие потери, поэтому в принципе все операции по регламенту должны быть проведены в относительно короткое время.

— В законе прописано равнозначное жилье. Но тут же возникает опасность, что людей будут отселять на окраину?

— Равнозначное жилье — это не меньшее количество комнат, не меньшее количество метров в том же населенном пункте. Ну, у каждого человека есть возможность согласиться или нет. Согласиться на переезд или получить деньгами. Тем более что будет осуществляться оплата по рыночным ценам.

— Если детально. Есть две квартиры: одна «убитая», другая в очень хорошем состоянии с авторским ремонтом. Площадь и число комнат одинаковые. В таком случае сумма будет разная?

— Сумма будет одинаковая. Ее проводят оценщики, но, я думаю, базовые оценки стоимости все-таки не завязаны на качестве ремонта. Хотя, может быть, по каким-то методикам оцениваются и эти параметры, но в принципе основные параметры — это все-таки количество комнат и квадратные метры, то есть планировочные решения и площадь.

— Вы на пресс-конференции говорили о том, что в Екатеринбурге есть локации, где жильцам могут предоставить равноценное жилье на той же территории в новом доме. Проводилась ли оценка, какой объем жилья там можно расселить?

— Я для примера рассчитывал два участка в Екатеринбурге, чтобы оценить возможную экономику проекта. Просчитывал с карандашом в руке, где экономика может состояться, где можно часть старого жилья снести, построить новый квартал, обеспечить жильем тех, кто живет на этом участке, а оставшиеся квартиры продать и получить еще экономический эффект. В Екатеринбурге такие локации есть в силу достаточно высокой рыночной цены. Но у нас немного городов, где экономика может сложиться. В глубинке это проблематично, там в основном расселение будет проводиться за счет бюджетного ресурса.

Естественно, я не рассматривал полный перечень. Ну и с учетом этого закона компоновка этого участка — это прерогатива органов власти, поэтому сегодня надо оценивать отдельно каждый участок и смотреть, какие строения в него попадают, сколько аварийного жилья, сколько ветхого.