Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Алексей Орлов: «Мы вынуждены работать в рамках джентльменских соглашений»

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург
Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

Екатеринбург называют городом девелоперов, а драйвером его развития – стройотрасль: за последний год были побиты предыдущие рекорды по количеству сданного и строящегося жилья. Однако, как считает глава Екатеринбурга Алексей Орлов, концентрироваться на одной сфере бизнеса невозможно и опасно. В интервью РБК Екатеринбург он объяснил, в чем видит стратегию развития и почему Екатеринбургу важно оставаться «городом с диверсифицированной экономикой».

– Когда-то Екатеринбург был городом-заводом, потом городом военно-промышленного комплекса, следом произошла конверсия, и он стал городом – торговым центром. Сейчас Екатеринбург – это город девелоперов. Но я считаю, что для развития нужно упереться и продвигать что-то одно. Сделать Екатеринбург городом IT, городом – «сухим портом», городом-клиникой. Развивать и пиарить одновременно все направления сразу не получится. Поэтому мне интересно ваше мнение на сей счет: как вы видите развитие этих веток?

– За последние 30 лет город также менял свою специализацию. Но та основа, которую заложили 300 лет назад, сохранилась. Это металлургия, машиностроение, оборонно-промышленный комплекс. Поэтому я бы не сказал, что сначала Екатеринбург был городом-заводом, а потом стал торговым. Да, потребительский спрос и платежеспособное население влияют на рост торговли. Но это не специализация, а, скорее, дополнение к фундаменту, который формировался столетиями. То же касается и IT и медицины. Все это называется диверсифицированной экономикой. И упереться во что-то одно, на мой взгляд, было бы неправильным.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

– Ваш ответ для меня ожидаем: нужно заниматься всем. Но вы, как человек с экономическим образом мышления, понимаете, что если мы будем постепенно размазывать масло по большому куску хлеба, получим очень тоненький слой, и это будет невкусно. А если мы сосредоточимся на одном куске – будет эффективно, вкусно, нарядно. Вам, как чиновнику, было бы хорошо сказать: мы сделали «сухой порт» или город-клинику.

– Не забывайте, что это в первую очередь предпринимательская инициатива. Если у УГМК возникла идея развивать медицину, понятно, что мы будем способствовать, решая земельные и имущественные вопросы, вопросы благоустройства. Вот, например, штаб-квартира РМК. Муниципалитет не мог остаться в стороне и не учесть в своих планах благоустройство набережной и пробивку улицы Горького до Куйбышева. Там ряд памятников уже приведен в порядок, построен жилой комплекс. Появилась доминанта, вокруг которой формируется городское пространство. Сейчас там же на Гоголя новая стройка – Музей оружия. Естественно, мы строим планы по полной реконструкции улицы, чтобы убрать хаос с парковками, чтобы появились бордюры и газоны.

Или, допустим, проект городской электрички. Активная позиция Свердловской железной дороги по формированию сортировочных узлов за пределами города, по выносу их из центра. Мы эту идею обсуждали давно, но вплотную приблизились тогда, когда поняли, что необходимо горожанам предложить альтернативный способ перемещения. Допустим, чтобы от Керамики до Шарташа спокойно доехать за 15–20 минут на электричке, а не за полтора часа на машине.

Также городская электричка поможет быстро решить вопрос транспортной доступности Новокольцовского микрорайона, где сейчас строится студенческий кампус. Это тоже наша доминанта, основа для реализации губернаторской программы «Екатеринбург – столица студенчества России». И городская электричка – самый быстрый способ решить вопросы транспортной доступности для девяти тысяч студентов, которые там будут проживать.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

– Я себе так представлял, что для Екатеринбурга, как и любого другого города и региона, очень важно привлекать инвестиции из федерального бюджета, заявляя красивый и перспективный проект. Под него финансирование дадут охотнее. Какие проекты Екатеринбурга вызывают наибольший интерес у Федерации?

– Наверное, самое финансовоемкое направление инвестиций – это дорожное строительство. То же южное полукольцо ЕКАД, которое открыли осенью и изменили в лучшую сторону качество жизни многих горожан. Сейчас подошла очередь северного полукольца, где мы тоже всерьез рассчитываем на федеральную поддержку.

– То есть на дороги дают охотно?

– Конечно, нужно доказать, что ремонт или строительство необходимы. Например, на Калину (развязка на улице Комсомольская – Базовый, – прим. ред.) выделили более шести миллиардов рублей, и в основном это федеральные деньги в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Мы доказали, что без строительства новой современной развязки город задыхается. Планируем, что уже в 2023 году запустим, хотя срок по контракту – до конца 2024-го. Подрядчик набрал хорошие обороты, и нужно обеспечить их финансированием.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

– А сейчас какая схема финансирования? 60 на 40?

– Большая часть финансирования – это все-таки федеральный бюджет. Соотношение зависит от бюджетной обеспеченности и пересчитывается каждый год. Во многом зависит от вида работ, от отрасли. Например, мы строим огромные объемы жилья, и необходимо обеспечивать новые районы объектами инфраструктуры. Так велось строительство школ и детских садов в Академическом в рамках федеральной программы «Стимул». К сожалению, сегодня «Стимул» предполагает только объекты дорожно-уличной сети, но мы находим возможности заявить о себе Федерации и привлекать финансирование на строительство школ и детских садов. Хотя с последними ситуация тяжелая.

– Почему?

– Потому что мы выполнили задачу и обеспечили детей от трех до семи лет местами в детских садах. Осталось решить задачу с детьми от ясельного возраста до трех лет. А вот во многих школах дети до сих пор учатся в две смены, эту проблему тоже надо решать.

Кроме того, строятся новые районы, детей там также нужно обеспечивать местами. Сегодня предлагается ряд новых механизмов. Например, мы заключили концессионное соглашение с «Атомстройкомплексом» по строительству 41-й школы. Понятно, что идет удорожание стройки, потому что используются банковские деньги. Выделяется федеральный грант, проводится конкурсная процедура, весь процесс непростой, но посмотрим, как это будет работать.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

– С федеральным финансированием понятно. А как, по вашему, можно увеличить доходы городского бюджета?

– Когда я пришел два года назад, доходы городского бюджета составляли 49 миллиардов рублей. Я сказал депутатам гордумы, что приложу все силы, чтобы перешагнуть далеко за цифру в 50 миллиардов рублей. Следующий год мы закончили уже на отметке 55 миллиардов. 2022 год закончили с доходом в 65 миллиардов рублей, что позволило решить много серьезных для города вопросов и проблем.

– За счет чего такая динамика?

– Это выплачиваемая заработная плата, которую работодатели регулярно повышают, а значит, увеличивается НДФЛ. А для местного бюджета НДФЛ – один из ключевых источников. Строим и вводим коммерческую и жилую недвижимость. За прошлый год сдали рекордные для Екатеринбурга 1,59 миллиона квадратных метров при населении в 1,58 миллиона человек. То есть больше квадратного метра на человека. По коммерческой – сдали 800 тысяч «квадратов», включая офисы. Это тоже очень серьезный объем.

– Как вы оцениваете возможности Екатеринбурга по привлечению внешних инвестиций, в то время как он считается весьма проблемным, сложным, протестным? Местные жители выступали против ТЛЦ «Уральский», против терм «Баден-Бадена», против всего.

– Здесь, на мой взгляд, необходима совместная с инвесторами работа и активная позиция администрации города. Мы вывели общественные обсуждения на совсем иной уровень. Если раньше, чтобы проголосовать или высказать мнение, надо было прийти в рабочее время в горадминистрацию, то сегодня это коммуникационная площадка в интернете. Хоть круглые сутки можешь высказывать мнение. По каждому проекту мы работаем с замечаниями граждан.

– Ну, вот мое личное мнение, что памятник, если он обветшал, можно снести ради строительства чего-то стоящего, красивого, функционального и наименее обременительного для инфраструктуры. И это в руках власти. Но сейчас получается так, что администрация частному инвестору в принципе ничего диктовать не может, может только рекомендовать. Утверждение перспективных проектов – это, скорее, джентльменские договоренности между чиновниками и бизнесменами. Так?

– Понятно, что работаем в рамках тех нормативных документов и полномочий, которые у нас есть. Но не забывая при этом о джентльменской договоренности. Наверняка помните случай, когда суд запретил мэрии согласовывать фасады. Тогда инициатива договариваться и выносить на общественное обсуждение внешнего облика зданий в центре города пошла от Гильдии строителей Урала. И, как правило, все рекомендации архитекторы и проектировщики учитывают, чтобы найти баланс интересов и не остановить проект. Хотя, действительно, ничего запретить мы не можем.

– Насколько это джентльменское соглашение может давить на инвестора?

– На то оно и джентльменское соглашение. У нас строительный комплекс – это основа экономики города. Однако в условиях нарушенных логистических цепочек и турбулентности с материалами важно не только построить, но и продать жилье, чтобы получить деньги и запустить новый проект. Поэтому мы сразу на старте договариваемся со строителями об условиях, внешнем облике и рекомендуем правил придерживаться. Это не чья-то блажь или прихоть, это мнение профессионального сообщества и населения.

Фото: Антон Буценко для РБК Екатеринбург

– В продолжение темы бюджета и турбулентности. Как кризис на глобальных рынках сказывается на Екатеринбурге?

– Было непросто, и в дальнейшем предстоит много работать. Но сегодня мы находим поставщиков в рамках параллельного импорта, и цены от санкций выросли не так сильно, как ожидали наши так называемые партнеры. Уровень безработицы самый низкий за историю последних десятилетий – 0,46%. Объем инвестиций за девять месяцев 2022 года вырос на 23%. То есть инвесторы вкладывают в развитие города и реализацию проектов.

– Как вы думаете, почему инвестируют в развитие Екатеринбурга и его инфраструктуру? Больше некуда?

– Ну, может быть, и точки приложения сместились. Да, Екатеринбург – перспективный город, есть спрос, есть покупательская возможность. Кризис – это еще и время найти новую нишу. У нас диверсифицированная экономика, мощный оборонно-промышленный комплекс, который сегодня работает с полной нагрузкой, у нас и строительный сектор, и IT-сфера, и медицина развиваются. Поэтому, возвращаясь к началу нашего разговора, отмечу, что и не стоит навалиться и поддерживать только одну какую-то отрасль.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Екатеринбург
Газпромбанк организовал первый выпуск облигаций климатического переходаПресс-релиз, 18:17
Власти сообщили об опознании девяти тел погибших в авиакатастрофе в АктауОбщество, 18:17
Строим счастье: как девелоперская компания заботится о сотрудникахНедвижимость, 18:15
Найден второй черный ящик с разбившегося в Актау самолетаОбщество, 18:15
ЕАЭС подписал соглашение о единой системе транзита с другими странамиЭкономика, 18:12
Пашинян и Лукашенко поспорили на саммите ЕАЭСПолитика, 18:11
Топливо в убыток: как стать крупным игроком на рынке нефтепродуктовРБК и Альфа-Лизинг, 18:07
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
ЦБ понизил официальные курсы доллара США и евроИнвестиции, 18:05
Футбольный ЦСКА объявил об уходе спортивного директораСпорт, 18:02
Evraz steel house — о том, как строительный рынок чувствует себя в кризисНедвижимость, 18:00
Бывшие чиновники Минпромторга получили сроки по делу о «Фарме-2020»Общество, 18:00
Токен биржи Bitget вышел в лидеры по росту в 2024 году. Как это произошлоКрипто, 17:57
В НАТО призвали к расследованию авиакатастрофы в АктауПолитика, 17:51
Еще один регион России ограничил продажу алкоголяВино, 17:51