Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Проект РБК Екатеринбург: как ремонтные заводы Минобороны уходили в Ростех

Фото: Григорий Постников, РБК Екатеринбург
Фото: Григорий Постников, РБК Екатеринбург

В Екатеринбурге в стадию реализации дебиторской задолженности вошло банкротство ОАО «5 Центральный автомобильный ремонтный завод» (5 ЦАРЗ). Первые торги назначены на 6 сентября.Одновременно с ним по стране ликвидируется свыше десятка авторемонтных предприятий, принадлежавших ранее Министерству обороны РФ. По свидетельствам сотрудников, банкротствам предшествовали распродажа за бесценок государственного имущества и уголовные дела в отношении экс-руководителей.

РБК Екатеринбург поговорил с несколькими бывшими сотрудниками 5 ЦАРЗа, попросившими не раскрывать имен из-за опасений за жизнь и здоровье. Их комментарии редакция публикует анонимно.

Путь к банкротству

Банкротство 5 ЦАРЗа началось в декабре 2017 года, когда в Арбитражный суд Свердловской области поступил иск от ООО «Производственно-финансовая группа «Автошинснаб». Перед ним у предприятия с 2016 года сохранялся долг в размере 1,1 млн руб. Общая сумма требований в банкротстве превысила 514 млн руб., а крупнейшим кредитором стала «материнская компания» — ОАО «Спецремонт».

5 ЦАРЗ создан в 1945 году. В 2008 году был преобразован из ФГУП в открытое акционерное общество. Вместе с остальными 45 авторемонтными предприятиями Минобороны РФ завод вошел в состав ОАО «Спецремонт», подконтрольного ОАО «Оборонсервис». В 2009 году распоряжением Правительства РФ 5 ЦАРЗ вошел в Перечень стратегических предприятий, в котором состоит до сих пор. С сокращением гособоронзаказа объем выпуска продукции упал в 14 раз — с 424 млн руб. в 2009 году до 30 млн руб. в 2011 году. Тогда же 5 ЦАРЗ получил от Минобороны беспроцентный займ на два года на 145 млн руб. Именно эти деньги и начисленные пени сформируют основной долг завода-банкрота.

«Нас готовили к продаже. В 2011-2012 году приезжали представители застройщиков, фотографировали территорию, запрашивали документы. Успели провести оценку. Хотели выставить целиком военный городок: наш завод, железнодорожную бригаду. После скандала, связанного с «Оборонсервисом», все прекратилось, документы на продажу якобы потерялись, началась проверка», — рассказывает один из бывших работников 5 ЦАРЗа.

В 2014 году 5 ЦАРЗ получил крупный госзаказ на капремонт более 200 автозаправщиков. В это же время завод возглавил Юрий Кузнецов. В 2014 году объем выпуска продукции составил 107 млн руб., в 2015 году — 217 млн руб.

Но уже в 2016 году «Спецремонт», как управляющая организация, перестал согласовывать необходимые для участия в аукционах документы: обеспечение авансов, заявок, поясняют сотрудники. Юрий Кузнецов покинул пост, из Челябинска перевели на завод нового директора — Владимира Демина. Он занимал должность всего один год.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

«Демин рассказывал, что от него требовали остановить завод, начать консервацию производства. Он вместо этого заключил три контракта на ремонт инженерно-аэродромной техники и контракт с миасским УралАЗом на ремонт силовых агрегатов. После этого его вызвали в Москву и уволили», — делится собеседник РБК Екатеринбург.

Владимир Демин от комментариев отказался.

Фото: Григорий Постников, РБК Екатеринбург

Письма в прокуратуру

В 2017 году директором 5 ЦАРЗа стал Олег Орехов, переведенный из Сибири. Спустя некоторое время коллектив завода направил на имя президента России РФ Владимира Путина, гендиректора ОАО «Спецремонт» и в Военную прокуратуру Екатеринбургского гарнизона письма (есть в распоряжении редакции РБК Екатеринбург), в которых говорится, что Орехов отказался продлить контракт с автомобильным заводом «Урал» на капремонт двигателей КАМАЗ, не допускал его представителей на территорию 5 ЦАРЗа, а также уволил технический персонал завода. В этих обращениях сказано, что при директоре помещения в аренду сдавались без договоров. А с территории вывозился металл и другое имущество Минобороны, которое перед инвентаризацией заимствовали по воинским частям. Олег Орехов отвечать на вопросы РБК Екатеринбург отказался.

После признания завода несостоятельным арбитражный управляющий Владимир Тихонов не нашел признаков преднамеренного банкротства. «Для этого в законодательстве есть четкие положения. Я проанализировал количество сделок, их качество с точки зрения целесообразности, цены — признаков таких нет. А если слушать всех обиженных работников — то любого директора можно посадить. Абсолютно ничего не распродается, все в целости и сохранности. Более того — нам удалось увеличить конкурсную массу, за счет чего мы уже погасили долги первой и второй очереди. Часть площадей действительно сдается в аренду — но мы в процессе банкротства должны получать денежные средства, чтобы рассчитываться по задолженностям. С этой точки зрения 5 ЦАРЗ очень неплохо себя зарекомендовал», — сообщил Владимир Тихонов РБК Екатеринбург.

Фото: Григорий Постников, РБК Екатеринбург

Единый сценарий

Владимир Тихонов является арбитражным управляющим аналогичного авторемонтного завода — ОАО «88 ЦАРЗ» в Чите. Вместе с новосибирским ОАО «15 ЦАРЗ» он вошел в медийную повестку уголовным делом, возбужденным в отношении руководителя. В обоих случаях после этого в суды поступили иски о признании заводов несостоятельными.

Бывшего руководителя 88 ЦАРЗа Андрея Яковлева судили за организацию преступного сообщества. В 2014 году, как Андрей Яковлев рассказывал в одном из интервью, у него отозвали доверенность на руководство 88 ЦАРЗом, сменилась управленческая команда. В конце 2015 года экс-директора арестовали.

«Яковлев преобразовал весь завод, наладил выпуск автомобилей «Гуран», все сделал с душой, евроремонт провел. После того как ушел, на завод был назначен Сергей Чадаев с новосибирского завода. А в 2016 году его сменил назначенец из Москвы. Был распродан весь ремфонд автомобилей — больше 200 машин», — рассказал РБК Екатеринбург бывший главный инженер 88 ЦАРЗа Анатолий Патокин.

В апреле 2018 года суд признал 88 ЦАРЗ несостоятельным и ввел конкурсное производство сроком на пять месяцев. А через пять месяцев Яковлеву вынесли окончательный приговор — 18 лет колонии строгого режима, штраф в размере 3 млн руб. и лишение звания полковника. Его отец Геннадий Яковлев позже рассказывал журналистам, что сына заставляли покинуть предприятие, «говорили: «Уйди мужик, завод надо обанкротить».

Экс-директору 15 ЦАРЗа Виктору Романову, возглавлявшему предприятие девять лет, инкриминировали особо крупное мошенничество и отмывание денежных средств. Сотрудники завода вступились за бывшего руководителя — петиция за его освобождение собрала 1931 подпись. Виктора Романова задержали в декабре 2015 года. В 2016-2017 годах на заводе прошли массовые сокращения: было уволено более 300 сотрудников. В декабре 2018 года суд признал 15 ЦАРЗ банкротом и открыл конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Фото: Григорий Постников, РБК Екатеринбург

Новый старый бизнес

В Минобороны на запрос РБК Екатеринбург ответили, что АО «Спецремонт» с дочерними предприятиями переданы госкорпорации «Ростех». В Ростехе информацию подтвердили.

«В соответствии с поручениями государства от 2013-2014 годов осуществляется процесс интеграции ремонтных субхолдингов Министерства обороны и промышленных компаний. В рамках этого процесса в феврале 2018 года в состав корпорации переданы АО «Спецремонт» и его дочерние организации, в том числе 13 автомобильных ремонтных заводов. Обозначенные заводы на момент передачи в Ростех либо уже находились в процедурах банкротства, либо были в предбанкротном состоянии», — прокомментировали РБК Екатеринбург в госкорпорации.

В пресс-службе также добавили, что стратегия в работе с переданными активами — «интеграция профильных предприятий c соответствующими по профилю холдингами для развития их компетенции». Оценить будущее заводов в Ростехе затруднились.

«Перспектива загрузки профильными заказами по военной линии не прослеживается в связи с освоением данных компетенций другими заводами. Дальнейшее развитие событий сейчас зависит от действий арбитражных управляющих и собраний кредиторов. Говорить о планах в таком контексте некорректно», — отметили в госкорпорации.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 2 марта
EUR ЦБ: 98,72 (+0,18)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Курс доллара на 2 марта
USD ЦБ: 91,33 (+0,49)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Все новости Екатеринбург
Решетников заявил о попытках «оппонентов» ввести торговые барьеры в ВТО Экономика, 12:37
Путин и Токаев обсудили «всестороннее укрепление» связей Москвы с Астаной Политика, 12:32
Пивоваров объявил о передаче прав на «Редакцию» из-за запрета рекламы Технологии и медиа, 12:15
У метро и МЦК: новые дома с лучшей транспортной доступностью РБК и ПИК, 12:12
В Армении назвали стратегической ошибкой зависимость от России Политика, 11:59
Последствия ЧП в Петербурге. Фотографии Политика, 11:45 
Промес отреагировал на информацию об аресте в ОАЭ Спорт, 11:34
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Маск оценил заявление о Донбассе и Крыме в составе России Политика, 11:25
Шесть человек обратились к медикам после ЧП в Петербурге Политика, 11:17
Что делать в случае атаки беспилотников. Инструкция Общество, 11:06
Вход в собственную ванну или сквозной санузел: все – об умной планировке РБК и ПИК, 11:04
Куда вместо Европы теперь везут пиломатериалы из России. Инфографика Экономика, 11:00
Сырский объяснил сложную ситуацию на фронте Политика, 10:52
Лавров не стал комментировать слова Макрона об отправке войск на Украину Политика, 10:42