Миллиард на программу замены лифтов на Урале прошел через одну компанию
«Королем госзаказа» на новом рынке компания стала в первый годОбъем расходов на лифтовое хозяйство в регионе будет расти. Летом правительство региона уже увеличило более чем в 5 раз планируемые траты по этой статье на 2018–2020 годы. Сейчас на этот период утверждено более 1 млрд руб. Отметим, что в 2017 году областной кабмин заложил всего 194,9 млн руб. на замену подъемников. Программу капремонта, в том числе в вопросах ремонта и замены лифтового оборудования, курирует областное министерство энергетики и ЖКХ, возглавляемое Николаем Смирновым.
Несмотря на масштабы рынка по замене лифтов в регионе, в области каждый год появляется безусловный лидер, который получает подавляющую долю всех заказов. В 2018 году им стало ООО «Вест». В январе региональный фонд капремонта заключил четыре договора с компанией на замену лифтов. Предприятие обновит 500 (из запланированных 515) пассажирских лифтов за 913 млн руб. Во всех торгах «Вест» стал единственным участником.
Ранее «Вест» заключал госконтракты по ремонту мостов. По словам директора Бориса Садчикова, компания не отказалась от профильного направления и в 2018 году выиграла три соответствующих контракта.
ООО «Вест» зарегистрировано в 2007 году в Екатеринбурге, специализируется на различных видах строительных работ. Предприятие активно участвует в госзакупках, за последние 12 месяцев оно выиграло 21 контракт на сумму 316 млн руб., это без учета заказов на лифты. Крупнейшей закупкой предприятия стали строительно-монтажные работы на дорогах Керчи, в т.ч. на Шоссе Героев Сталинграда, цена госконтракта — 71 млн руб.
В 2017 году «Вест» вошел в реестр подрядных организаций областного минэнерго, что позволило ему участвовать в торгах на выполнение работ по оценке техсостояния и проектированию ремонта лифтов, на их ремонт и замену и на осуществление стройконтроля. Разрешение действует 3 года. В сентябре компания получила последнее разрешение, а уже в декабре заявилась на соответствующие торги. Отметим, что аналогичные справки в реестре получило и другое ООО «Вест», подконтрольное тому же лицу, но специализирующееся на торговле овощами-фруктами.
Сейчас ООО «Вест», победитель «лифтовых» торгов, будет определять, кто станет поставщиком подъемников в Свердловской области. В фонде капремонта региона РБК Екатеринбург сообщили, что основным поставщиком в 2018 году будет белорусское предприятие «НижегородЛифтмаш» (представитель — ОАО «Могилевлифтмаш»). Однако «Вест» информацию не подтвердил.
По словам Бориса Садчикова, «Вест» заказывает лифты у тех производителей, на которых им указывают управляющие компании. Называть соотношение марок лифтов в 2018 году он не стал.
«В закрытых городах — это, например, OTIS. Такой запрос у местных властей. А в открытых городах, наоборот, просят не OTIS», — рассказал Садчиков.
Гендиректор фонда капремонта в Свердловской области Станислав Суханов говорил РБК Екатеринбург, что «Вест» использует лифты Щербинского и Могилевского заводов и завода OTIS.
Вопрос о том, кто станет поставщиком лифтов, остро стоит в регионе, потому что в 2016-2017 году доминирующую роль на рынке получило ООО «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ). Из 1116 лифтов, поставленных в регион за два года, 1000 подъемников принадлежат ЩЛЗ, сообщили РБК Екатеринбург в областном фонде капремонта. Компания OTIS предоставила всего 40 лифтов в тот же период. Тогда поставкой лифтов занимался и «НижегородЛифтмаш».
Щербинский завод стал партнером правительства региона по программе «1000 лифтов», запущенной в 2016 году, и получил за поставленную продукцию 2 млрд руб. По данным департамента информполитики области, эта сумма была привлечена за счет внебюджетных инвестиций. Если все 2 млрд руб. были потрачены на лифты ЩЛЗ, то цена единицы оборудования — 2 млн руб. (была заявлена цена порядка 1,5 млн руб.).
На завышенные цены лифтов в закупках РБК Екатеринбург указал участник рынка, пожелавший остаться неизвестным. Мы проанализировали коммерческие предложения компаний OTIS, Vek, ПКФ «Сиблифт» в 2017-2018 годах. Цена лифтовой кабины самой простой комплектации колеблется в районе 1,2–1,7 млн руб. Отметим, что можно найти и значительно более дорогие подъемники, цены разнятся в зависимости от грузоподъемности, материала кабины, условий монтажа, цен за поставку оборудования и т. д.
Повышение стоимости закупки эксперты связывают с системой оплаты в рассрочку на три года, которую использует свердловский фонд капремонта. Станислав Суханов рассказал РБК Екатеринбург, что рассрочка на три года необходима из-за того, что фонду не хватает средств на единовременную выплату.
«Нет денег, чтобы сразу рассчитаться. Поэтому в цену вопроса, здесь вот 1,812 млн руб., изначально закладывается этот момент. Если бы мы торговали с оплатой сразу, то мы бы схлопнули котел Екатеринбурга — нам бы не хватило на другие работы. Потому что котел Екатеринбурга — это 1,6 млрд руб., а у нас в городе на замену — 261 лифт. Вот и умножьте на 1,8 млн руб., это порядка 500 млн руб.», — сообщил Станислав Суханов.
Однако такой ответ вызывает сомнения у экспертов. Координатор проектов антикоррупционной НКО Transparency — R в Екатеринбурге Екатерина Петрова рассказала РБК Екатеринбург, что считает рассрочку по закупке «неадекватной», потому что стоимость работ по замене лифтов не так уж велика (порядка 1,8 млн руб. за лифт), а на счетах фондов капремонта — миллиарды, и счет постоянно пополняется.
«Мне кажется, это какая-то [коррупционная] схема. Но, к сожалению, это абсолютно законная история. Бюджетное законодательство допускает такие условия даже для государственных контрактов. К тому же в данном случае речь идет даже не о госконтрактах, а о договорах, заключенных по 223-ФЗ (по закону о закупках для госкомпаний), где заказчики в принципе могут делать что угодно, если это прописано у них в положении о закупках», — пояснила Екатерина Петрова.
В феврале департамент информационной политики Свердловской области (ДИП) заявил, что рассрочка не повлияла ни на бюджет региона, ни на платежи жителей благодаря привлеченным средствам (те 2 млрд руб., о которых мы сообщали выше).