Fitch оценил возможность дефолта Свердловской области
Риск связан с низкой прогнозируемостью и зависимостью от федерального центраДолгосрочные рейтинги дефолта Свердловской области в иностранной и национальной валюте находятся на уровне «BB+» со стабильным» прогнозом. Рейтинг приоритетного необеспеченного долга региона, находящегося в обращении на внутреннем рынке, подтвержден на уровне «BB+». Агентство Fitch, ожидает, что область сохранит умеренный прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность) и приемлемые операционные показатели с операционным балансом, достаточным для покрытия процентных платежей.
- БЮДЖЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ОЦЕНКА ФАКТОРА «НЕЙТРАЛЬНЫЙ»
Согласно рейтинговому сценарию Fitch, Свердловская область консолидирует операционный баланс на уровне около 6%-8% от операционных доходов в 2018-2020 годы. Это будет поддерживаться умеренным ростом налоговых поступлений, которые составляют около 90% от операционных доходов, и продолжающимися мерами по контролю над расходами. В 2016-2017 годы операционная маржа превысила 8%, продолжив восстановление после периода слабых показателей в 2013-2015 гг. Это было обусловлено главным образом расширением налоговой базы на фоне восстановления российской экономики.
По оценкам аналитиков, регион будет иметь дефицит бюджета на уровне около 2% от всех доходов в 2018-2020 годы после успешного сокращения дефицита в 2016 и 2017 году до 3,1% и 1,6% соответственно. Это означает заметное улучшение ситуации в сравнении с высоким уровнем дефицита (12,8%) в 2013-2015 годы.
При этом, аналитики указывают, что гибкость региона в плане расходов является ограниченной. Возможность сокращать капитальные расходы практически исчерпана: их доля приближается к уровню в 10% от всех расходов. Капитальные расходы ниже, чем у сопоставимых регионов в стране, и, вероятно, будут сохраняться в этом диапазоне в среднесрочной перспективе, если регион не получит дополнительных капитальных трансфертов из федерального бюджета.
- ДОЛГ И ПРОЧИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ОЦЕНКА ФАКТОРА «НЕЙТРАЛЬНЫЙ»
Fitch ожидает, что Свердловская область будет поддерживать прямой риск на умеренном уровне: ниже 40% от текущих доходов. В 2017 году долговая нагрузка увеличилась до 74,5 млрд руб. (2016 г.: 71,1 млрд руб.) в основном ввиду новых кредитов из федерального бюджета, в то время как денежные средства оставались хорошими и стабильными на уровне 2 млрд. руб. На конец 2017 года в долговом портфеле региона преобладали среднесрочные банковские кредиты (52%), затем следовали бюджетные кредиты под низкую процентную ставку (28%) и внутренние облигации (20%).
Свердловская область улучшила структуру и сроки погашения долга в 2017 году за счет рефинансирования краткосрочных банковских кредитов и привлечения средств на рынках капитала посредством выпусков облигаций на сумму 10 млрд руб. с окончательным сроком погашения в 2025 г. Кроме того, область участвовала в программе реструктуризации бюджетных кредитов, инициированной федеральным правительством в конце 2017 года. Согласно этой программе, сроки погашения по бюджетным кредитам на сумму 18,1 млрд руб., предоставленным региону в 2015-2017 гг., были пролонгированы до 2024 года.
Регион по-прежнему подвержен давлению в плане рефинансирования в среднесрочной перспективе, поскольку сроки погашения по 52% его прямого риска сконцентрированы в 2019-2021 гг. Средневзвешенный период погашения долга региона (4,3 года на конец 2017 г., согласно оценкам Fitch) является коротким в сравнении с международными сопоставимыми эмитентами. Fitch ожидает, что Свердловская область продолжит иметь приемлемый доступ на рынок капитала для рефинансирования долга с наступающими сроками. Область не планирует привлекать дополнительные бюджетные кредиты и будет покрывать свои потребности в рефинансировании за счет банковских кредитов и новых выпусков облигаций.
- УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАЦИЯ: ОЦЕНКА ФАКТОРА «НЕЙТРАЛЬНЫЙ»
Политика, проводимая правительством области, является хорошо сбалансированной и сфокусирована на развитии региона при взвешенном управлении бюджетом и консервативной долговой политике. В то же время, как и в случае большинства российских местных и региональных органов власти, бюджетная политика Свердловской области зависит от решений федеральных властей.
- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА: ОЦЕНКА ФАКТОРА «НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ»
Кредитоспособность Свердловской области продолжает сдерживаться слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет короткую историю стабильного развития в сравнении со многими сопоставимыми международными эмитентами. Нестабильность межбюджетных отношений обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики местных и региональных органов власти и ограничивает способность региона по прогнозированию, что негативно влияет на инвестиционную и долговую политику.
- ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Устойчивое улучшение бюджетных показателей при операционном балансе свыше 10% от операционных доходов в сочетании с улучшением обеспеченности прямого риска (2017 г.: 5,7 года) до уровня, ниже средневзвешенного периода погашения долга (2017 г.: 4,3 года), может привести к повышению рейтингов.
Слабый операционный баланс, недостаточный для покрытия процентных расходов, или продолжение роста прямого риска до 60% от текущих доходов без существенного улучшения операционного баланса обусловили бы понижение рейтингов.