Выпускница кафедры архитектуры Уральского федерального университета Александра Мезенцева создала и запустила бренд детской одежды в апреле 2022 года – в период крайней неопределенности на рынке. Россию покидали иностранные бренды. Летом дизайнеры и руководители производственных компаний в связи с этим говорили о растущем спросе на их продукцию. Но среда для запуска новых брендов оставалась неблагоприятной. Отрасли пришлось преодолевать три проблемы. С каждой из них столкнулась Александра.
Во-первых, позиционирование и маркетинг. Впрямую заменить уходящие бренды отечественный малый бизнес оказался не готов: масштабы и цены не те. Кроме того, не все ушли безвозвратно. Reserved, Cropp и Sinsay, например, вернулись в торговые центры под другими названиями. От действующих и потенциальных конкурентов Crazy&Lazy отстроилась ассортиментом и ценой, утверждает создательница бренда. В линейке – минималистичная одежда без принтов, редкая для детского сегмента, а цена – выше масс-маркета, но ниже премиума: свитшот стоит от 1,7 тыс. рублей. Выбирая каналы продвижения и продаж, Александра Мезенцева отказалась от дорогих для небольшой компании и теряющих трафик шоурумов в ТЦ в пользу растущих маркетплейсов. Под них, в частности, рассчитывала первоначальные вложения в производство – чтобы объемы первых партий соответствовали требованиям интернет-площадок. А рекламу, в отсутствие привычных для индустрии инструментов соцсетей, заказала у блогеров и инфлюэнсеров.
Во-вторых, разрыв логистических цепочек сформировал дефицит тканей, о котором с начала специальной военной операции на территории Украины говорили представители текстильного бизнеса. Мезенцева рассказывает, что в России подходящих тканей она не нашла, а Европа закрыта. Ткани и фурнитуру предпринимательница в итоге закупает в Турции и Китае. Из турецких тканей под брендом Crazy&Lazy шьют пижамы и легкую одежду, китайские материалы идут на верхнюю одежду.
В-третьих, дефицит производственных сил внутри страны. После начала боевых действий оказалось, что швей на рынке практически нет. В это время под давлением растущего спроса давно работающие компании торопились нарастить штат, часто увеличивая его в 10 и более раз, направляя усилия на развитие собственных брендов. И новая компания столкнулась с тем, что одежду по ее лекалам просто некому было производить – предприятия Свердловской области, к которым обращалась Александра Мезенцева, отказывали ей, мотивируя это тем, что объемы слишком малы – менее 5 тыс. единиц в месяц. В итоге контрагентов начинающий предприниматель нашла в других регионах. Верхнюю одежду Crazy&Lazy стала шить фабрика в Санкт-Петербурге, трикотажные вещи – в Мытищах. Позже появились партнеры в Екатеринбурге и Калуге.
На старте Александра Мезенцева использовала 100 тыс. рублей собственных накоплений, позже взяла кредит в 5 млн. Компания начинала с производства легкого трикотажа — штанов, футболок, платьев для детей. За полгода вложения окупились. К октябрю 2022 года оборот достиг 6,5 млн рублей.
Под брендом Crazy&Lazy начали выпускать зимнюю одежду. За полгода ассортимент увеличился с 9 до 47 артикулов. Сейчас компания производит и продает в среднем 500–600 изделий в месяц.